Предупреждение краж черных и цветных металлов органами внутренних дел

(Сапожников Г. А.) («Российский следователь», 2007, N 22)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРАЖ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Г. А. САПОЖНИКОВ

Сапожников Г. А., соискатель ВНИИ МВД России.

Предупреждение преступлений в криминологии понимается в узком и широком смыслах. Предупреждение преступлений в широком понимании — это категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок преступлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений. В более узком, прикладном, значении предупреждение преступлений представляет собой деятельность, направленную на недопущение совершения преступлений путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник для вузов «Криминология» (под ред. В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2006 (издание второе, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> См.: Криминология: Учебник / Под ред. проф. В. Д. Малкова. М., 2004. С. 116 — 117.

Органы внутренних дел относятся к государственным специализированным субъектам предупреждения преступлений. Именно эта правоохранительная структура выполняет значительный объем работы по специально-криминологическому предупреждению экономической преступности, в том числе краж черных и цветных металлов. Оперативные сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, организованной преступностью и коррупцией, действующие в составе криминальной милиции, вносят решающий вклад в предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечение начатых преступлений. Профилактическая деятельность милиции определяется самим функциональным содержанием ее деятельности, направленной на выявление и оперативное устранение, а в некоторых случаях на блокирование либо нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений различного характера. Достаточно действенной мерой предупреждения преступности в сфере оборота черных и цветных металлов является деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений. Установление причин и условий совершения ряда преступлений в сфере оборота черных и цветных металлов влечет за собой внесение представлений в различные организации и предприятия. Центральным звеном разработки и непосредственного применения мер предупреждения преступлений в системе МВД России являются городские и районные линейные органы внутренних дел, обладающие реальными, хотя и ограниченными возможностями для эффективного воздействия на личность, причины и условия, способствующие ее противоправному поведению. В иерархии системы и функционального предназначения эти органы наиболее приближены к населению, общественным организациям и трудовым коллективам. Они обеспечивают первичное реагирование на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, в их штатах находятся сотрудники, непосредственно реализующие меры профилактики и принуждения. Предупредительную деятельность здесь осуществляют различные подразделения органов внутренних дел, так или иначе занятых профилактикой краж черных и цветных металлов. Осуществление предупреждения и пресечения краж цветных и редкоземельных металлов сотрудниками подразделений уголовного розыска следует рассматривать как особую деятельность оперативно-розыскного характера, где используются специальные силы, средства и методы. Указанные оперативные подразделения, осуществляя свою деятельность в условиях сложной оперативной обстановки, в частности, связанных с большим количеством нераскрытых преступлений, сосредотачивают основное внимание на пресечении краж черных и цветных металлов, установлении лиц, их совершивших. Большая роль в осуществлении профилактики краж цветных и редкоземельных металлов принадлежит участковым уполномоченным милиции. Являясь непосредственными субъектами виктимологической профилактики, они: — ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках, вносят предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов; — направляют руководителям организаций информацию о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности данных материальных ценностей и принятии конкретных мер по их устранению; — периодически проводят проверку состояния технической укрепленности на обслуживаемой территории и на объектах хранения товарно-материальных ценностей, принимают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел и заинтересованными организациями меры к устранению выявленных недостатков; — участвуют во взаимодействии с сотрудниками паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые также нередко совершают кражи черных и цветных металлов, установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации; — привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной деятельности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения <2>. ——————————— <2> См.: Савкин Е. В. Кража: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 215 — 217.

Следует выделить и специализированные профилактические функции подразделений по делам несовершеннолетних, в связи с тем что значительная часть рассматриваемых краж совершается подростками. Эти подразделения осуществляют предупреждение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп, занимающихся кражами металлов. В предупреждении имущественных преступлений важное место отводится подразделениям вневедомственной охраны. Они производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников, производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей; устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищенной продукции; сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств; осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности, пресекают кражи и задерживают лиц, их совершивших. В целях предупреждения краж черных и цветных металлов определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы; проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности имущества. В процессе проведенного исследования выявлены и проанализированы недостатки, которые имеют место в профилактической деятельности органов внутренних дел по предупреждению краж черных и цветных металлов. К наиболее характерным из них следует отнести: — отсутствие необходимого учета лиц, склонных совершать рассматриваемые преступления; — слабая работа органов внутренних дел по выявлению и ликвидации специализирующихся на кражах черных и цветных металлов преступных групп, особенно тех, в состав которых входят несовершеннолетние; — отсутствие должного контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, отбывавшими наказание за корыстные преступления; — недостаточная оперативная информация о лицах, скупающих лом черных и цветных металлов; — неудовлетворительная организация обмена информацией между территориальными РОВД, УВД, УВД соседних областей, МВД республик. По мнению респондентов, для повышения эффективности борьбы с кражами черных и цветных металлов следует предпринять следующие меры: — осуществлять дополнительное ведомственное обследование объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, объектов железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта, пограничных контрольно-пропускных пунктов — 11,9%; — осуществлять проверки сотрудниками правоохранительных органов объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, объектов железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта, пограничных контрольно-пропускных пунктов — 6,8%; — проводить комплексные мероприятия по проверке крупнейших предприятий черной и цветной металлургии — 12,5%; — на крупных предприятиях черной и цветной металлургии разработать памятки, инструкции, программы сохранности черных и цветных металлов — 6,25%; — регулярно проводить широкомасштабные оперативно-профилактические операции «Металл» — 23,3%; — укреплять взаимодействие с правоохранительными органами стран СНГ в предотвращении краж металлов, их незаконного вывоза и транзита через их территории — 9,0%; — ставить на картотечный и компьютерный учет структуры, связанные с оборотом черных и цветных металлов — 17,6%; — более эффективно осуществлять выявление мест нахождения нелегальных приемных пунктов, мест возможного хранения похищенного металла и его лома — 27,27%; — более эффективно осуществлять взаимодействие и совместные меры с другими правоохранительными и контролирующими органами по предотвращению вывоза похищенного металла за рубеж — 13,0%. В заключение хотелось бы отметить, что основными препятствиями для развития должного взаимодействия органов внутренних дел с государственными (контролирующими и иными) организациями являются: — отсутствие заинтересованности со стороны общества или контролирующей организации в сотрудничестве с ОВД — 49,4%; — недоверие к сотрудникам ОВД — 11,4%; — отсутствие правовой регламентации взаимодействия или неисполнение действующих нормативных актов — 43,75%; — несовместимость профессиональных интересов сторон — 13,6% и др.

——————————————————————