Регистрация трудовых договоров
(Иванова Т. С.) («Трудовое право», 2010, N 4)
РЕГИСТРАЦИЯ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
Т. С. ИВАНОВА
(Комментарии к статье С. Чаннова «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц», «Трудовое право», 2010, N 3)
Иванова Т. С., помощник судьи Свердловского областного суда, преподаватель кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии, г. Екатеринбург.
На наш взгляд, в системе регистрации трудовых договоров заложен нереализованный потенциал: при надлежащем правовом регулировании и правильной организации система регистрации трудовых договоров (для всех категорий работодателей) может стать эффективным способом обеспечения доказательств фактов возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, условий трудовых договоров для работников, работодателей, государственных и муниципальных органов не только в рамках трудовых и связанных с ними правоотношений, но и в других правоотношениях. В связи с этим существующее правовое регулирование регистрации трудовых договоров можно рассмотреть как модельное, выявив как ее недостатки и причины их возникновения, так и положительный эффект, который достигается в результате регистрации договоров. Нами проанализированы акты различных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок регистрации трудовых договоров. Рассмотренные акты содержат как однотипные нормы (в первую очередь — акты органов местного самоуправления в рамках одного субъекта Федерации), так и значительно отличающиеся положения в порядке регистрации. Большинство актов органов местного самоуправления <1> содержат требование о подписании и представлении на регистрацию трудовых договоров в трех, четырех и более экземплярах с подобными аналогичными формулировками: «на регистрацию в регистрирующий орган представляются: три экземпляра подписанного сторонами трудового договора, имеющих равную юридическую силу (в подлиннике), — по одному экземпляру для работника, работодателя и регистрирующего органа» <2>. Отдельные органы местного самоуправления требуют, чтобы: «подписанный сторонами трудовой договор… представляется… для регистрации… в шести подлинных экземплярах с подписями работодателя и работника», «зарегистрированные пять экземпляров трудового договора возвращаются работодателю. Один экземпляр остается в отделе по труду администрации… для контроля и учета» <3>. ——————————— <1> Акты органов местного самоуправления приведены по состоянию на 15 июля 2009 г. <2> Например: Постановление мэра г. Архангельска от 24.11.2006 N 484 «О порядке регистрации трудовых договоров мэрией города Архангельска». Документ опубликован не был; Постановление мэра г. Астрахани от 23.06.2003 N 1720-М «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателем — физическим лицом и работником на территории г. Астрахани» // Горожанин. N 7. 09.07.2003; Решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 27.04.2002 N 271-30 «Об утверждении Правил регистрации трудовых договоров, заключаемых работником и работодателем — физическим лицом» // Городская газета. N 21. 29.05.2002; Закон Волгоградской области от 09.07.2003 N 844-ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» // Волгоградская правда. N 124. 15.07.2003; Постановление администрации г. Воронежа от 16.07.2004 N 1089 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями физическими лицами с работниками» // Берег. N 30. 23.07.2004; Постановление мэра г. Иркутска от 25.12.2007 N 031-06-2666/7 «О порядке и условиях уведомительной регистрации письменного трудового договора, заключенного работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на территории г. Иркутска» // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. 2007. IV квартал (ч. 2). С. 74; Решение городского Совета депутатов г. Калининграда от 19.07.2002 N 289 «Об утверждении Положения «О порядке регистрации на территории города Калининграда трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами» // Гражданин. N 30/31. 01.08.2002; Распоряжение администрации г. Кирова от 15.12.2003 N 5879 «О регистрации трудовых договоров и внесении изменений в распоряжение администрации г. Кирова от 26.06.2002. N 2330» // Бюллетень правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров». N 18. 20.01.2004; Постановление администрации г. Костромы от 16.01.2003 N 101 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами с работниками на территории г. Костромы» // Деловое обозрение. N 343. 22.05.2003; Постановление мэра г. Магадана от 14.03.2006 N 361 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, на территории муниципального образования «Город Магадан» // Вечерний Магадан. N 15 (873). 13.04.2006; Постановление мэра г. Йошкар-Олы от 30.05.2003 N 1166 «О порядке регистрации трудового договора, заключенного работником с работодателем — физическим лицом» // Йошкар-Ола. N 33. 20.08.2003; Постановление администрации г. Мурманска от 21.02.2002 N 346 «О временном порядке регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом» // Вечерний Мурманск. N 46. 15.03.2002. С. 5; Решение Думы Великого Новгорода от 22.01.2004 N 671 «Об утверждении Положения о порядке регистрации в Великом Новгороде трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Новгород. N 7. 19.02.2004; Постановление мэра г. Новосибирска от 29.12.2006 N 1411 «Об утверждении Порядка регистрации трудовых договоров работников с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска. N 1. 30.01.2007. С. 18; Постановление Оренбургского городского Совета от 29.10.2002 N 215 «О системе регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями — физическими лицами в городе Оренбурге» // Вечерний Оренбург. N 47. 21.11.2002; Решение городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 22.11.2006 N 479/25-06-3 «Об утверждении Положения о регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником» // Южно-Сахалинск сегодня. N 97 (327). 12.12.2006; Постановление главы администрации г. Твери от 25.09.2002 N 2424 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых между работодателями — физическими лицами и работниками в г. Твери» // Деловое обозрение. N 316 (28 ноября). 2002; Постановление главы администрации (губернатора) Томской области от 18.05.2002 N 163 «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Томские новости. N 22. 30.05.2002; Постановление главы администрации г. Тулы от 04.09.2006 N 1967 «Об утверждении Положения «О регистрации трудовых договоров между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Тула. N 35. 14.09.2006. <3> Постановление администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2007 N 24 «О регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Вестник Горно-Алтайска. N 14. 04.04.2007.
Очевидно, что такое требование актов органов местного самоуправления противоречит ч. 1 ст. 67 ТК РФ, которая императивно предусматривает, что трудовой договор составляется в двух экземплярах (один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя), а также ч. 1 ст. 6 ТК РФ, согласно которой правовое регулирование порядка заключения трудовых договоров (к которому относятся и положения о форме договора) отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти. Отметим также, что ряд актов органов местного самоуправления данным требованиям соответствуют, например, соответствующей ТК РФ в этой части представляются, например, следующие формулировки норм рассматриваемых актов: — «работодатель, иное лицо, наделенное работодателем соответствующими полномочиями, представляет для уведомительной регистрации в администрацию района копию трудового договора, заключенного с работником» <4>; ——————————— <4> Постановление администрации г. Перми от 18.03.2002 N 809 «О регистрации трудовых договоров» // Вечерняя Пермь. г. Пермь. N 10. 21.03.2002.
— «для регистрации трудовых договоров необходимо представить следующие документы: …трудовой договор в двух экземплярах (один экземпляр — для работодателя, один — для работника). Требование иных документов, кроме документов, указанных в настоящем положении, не допускается» <5> и т. п. ——————————— <5> Постановление главы г. Иванова от 18.03.2002 N 201 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами с работниками, на территории г. Иванова» // Рабочий край. г. Иваново. N 52 (23.277). 21.03.2002.
Большинство проанализированных нами актов органов местного самоуправления содержат различные не предусмотренные трудовым законодательством требования к форме трудовых договоров, в частности: — «трудовые договоры, состоящие из двух и более листов, представляются в прошитом виде. Адреса сторон, заключивших трудовой договор, должны быть напечатаны либо написаны печатными буквами» <6>; ——————————— <6> Постановление администрации г. Воронежа от 16.07.2004 N 1089 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами с работниками» (ред. от 20.12.2007) // Берег, г. Воронеж. N 30. 23.07.2004.
— «в соответствии с требованиями ГОСТа все экземпляры трудового договора… оформляются и представляются в регистрирующий орган на листах формата А4 (210 x 297 мм) белого цвета или светлых тонов. Текст документов должен быть насыщенного цвета, отпечатанный на отдельных листах с одной стороны, высота прописной буквы должна быть не менее 3 мм, левое поле не менее 25 мм, правое, верхнее и нижнее поля не менее 15 мм. Если текст трудового договора отпечатан на нескольких листах, каждый экземпляр трудового договора должен быть прошит, листы пронумерованы, на оборотной стороне последнего листа договора наклеивается листок с пометками «Прошито», «Пронумеровано», «Количество листов ___» <7>. ——————————— <7> Постановление Оренбургского городского совета от 29.10.2002 N 215 «О системе регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями — физическими лицами в городе Оренбурге» // Вечерний Оренбург. N 47. 21.11.2002.
Следующим несоответствием действующему трудовому законодательству, встречающимся в большинстве рассматриваемых актов, является закрепление в них требований к содержанию трудового договора, которые устанавливаются путем полного дословного воспроизведения соответствующих норм ТК РФ (в том числе в ряде актов в устаревшей недействующей редакции ТК РФ); включения в акты бланкетных норм, отсылающих к ст. ст. 57 — 59 ТК РФ; включения в акты норм, не соответствующих ТК РФ. В ряде актов предусматривается представление на регистрацию трудовых договоров по разработанной органом местного самоуправления форме определенного установленного содержания. При этом акты органов местного самоуправления, как правило, предусматривают правовые последствия в случае, если представленные договоры не будут соответствовать установленным требованиям по содержанию (в том числе в виде отказа от регистрации). Установление в актах органов местного самоуправления требований о представлении на регистрацию исключительно трудовых договоров, содержащих определенные органом местного самоуправления условия, по прилагаемой к таким актам форме является нарушением положений ч. 10 ст. 5 и ч. 1 ст. 6 ТК РФ. В этой части органы местного самоуправления выходят за пределы своей нормотворческой компетенции. Последствия включения в трудовые договоры условий, не соответствующих ТК РФ и ухудшающих положение работников в актах органов местного самоуправления, различны. Условно их можно разбить на следующие группы: — отказ в регистрации трудовых договоров: «трудовые договоры, в которых отсутствуют существенные условия, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса, на регистрацию не принимаются» <8>; «трудовой договор не подлежит регистрации в случае несоответствия сведений, представленных в документах, содержанию трудового договора и (или) отсутствия необходимых реквизитов и условий трудового договора» <9>; ——————————— <8> Постановление главы г. Вологды от 03.07.2002 N 1890 «О порядке регистрации в администрации города Вологды трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом» // Вологодские новости. N 27. 11.07.2002. <9> Закон Волгоградской области от 09.07.2003 N 844-ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» // Волгоградская правда. N 124. 15.07. 2003. Отметим здесь также, что указанный Закон Волгоградской области интересен, в первую очередь, как нормативный правовой акт, поскольку является не часто встречающимся законом субъекта Федерации, регулирующим рассматриваемые вопросы, а в подавляющем большинстве случаев субъекты РФ со ссылкой на ч. 4 ст. 303 ТК РФ делегируют полномочия по разработке порядка регистрации трудовых договоров органам местного самоуправления. Сами же положения Закона, предусматривающие возможность отказа в регистрации в случае отсутствия в нем «необходимых реквизитов и условий» представляются нам противоречащими ч. 10 ст. 5 и ч. 1 ст. 6 ТК РФ.
— отказ в регистрации трудовых договоров с их возвращением работодателям с указанием на несоответствие их отдельных условий трудовому законодательству, с предложением внести соответствующие изменения в договоры, с направлением сведений о не соответствующих трудовому законодательству условий договоров в органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудовых прав работников: «в случае несоответствия трудового договора действующему законодательству… регистрируют трудовой договор и сообщают о выявленных нарушениях трудового законодательства в органы государственной инспекции труда» <10>; «работодателю может быть отказано в регистрации трудового договора в случае, если трудовой договор не отвечает требованиям действующего законодательства. Если работодатель откажется вносить в трудовой договор изменения, устраняющие нарушения законодательства, соответствующая информация может быть направлена в государственную инспекцию труда» <11>; ——————————— <10> Постановление администрации г. Воронежа от 16.07.2004 N 1089 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами с работниками» (ред. от 20.12.2007) // Берег. г. Воронеж. N 30. 23.07.2004. <11> Решение Думы Великого Новгорода от 22.01.2004 N 671 «Об утверждении положения о порядке регистрации в Великом Новгороде трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками» (ред. от 23.11.2006) // Новгород. г. В. Новгород. N 7. 19.02.2004.
— регистрация всех трудовых договоров независимо от содержащихся в них условий с одновременным сообщением работодателю и/или в государственную инспекцию труда о несоответствии представленных на регистрацию договоров требованиям трудового законодательства: «если при осуществлении регистрации трудового договора выявлено, что он не содержит всех обязательных для включения в трудовой договор условий, об этом сообщается работодателю» <12>; «в случае несоответствия действующему законодательству положений трудового договора… даются замечания, предложения в письменном виде и данная информация доводится до государственной инспекции труда» <13>; «при приеме трудового договора на регистрацию регистрирующим органом проводится правовая экспертиза содержания трудового договора с целью выявления условий, ухудшающих положение работника, по сравнению с нормами действующего трудового законодательства. В случае выявления… условий, ухудшающих положение работника… работодателю предлагается устранить нарушения, внести в трудовой договор соответствующие изменения или дополнения по согласованию с работником. В случае отказа сторон от приведения трудового договора в соответствие с трудовым законодательством… трудовой договор регистрируется с отметкой в нем о наличии нарушений трудового законодательства. Работодатель в письменной форме предупреждается об ответственности за нарушение трудового законодательства. Информация о нарушении работодателем трудового законодательства направляется регистрирующим органом в органы надзора и контроля» <14>; ——————————— <12> Постановление главы мэрии г. Биробиджана ЕАО от 30.07.2007 N 1518 «Об организации работы в мэрии города по регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником и регистрации факта его прекращения» // МИГ. г. Биробиджан. N 31. 02.08.2007. <13> Распоряжение администрации г. Кирова от 15.12.2003 N 5879 «О регистрации трудовых договоров и внесении изменений в Распоряжение администрации г. Кирова от 26.06.2002 N 2330» // Бюллетень правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров». N 18. 20.01.2004. <14> Постановление администрации г. Красноярска от 18.06.2004 N 286 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц с работниками» (в ред. от 22.12.2006) // Городские новости. г. Красноярск. N 78. 15.07.2004.
— регистрация всех трудовых договоров без их правовой экспертизы и без оснований для отказа в регистрации <15>. ——————————— <15> Решение городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 22.11.2006 N 479/25-06-3 «Об утверждении Положения «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником» // Южно-Сахалинск сегодня. г. Южно-Сахалинск. N 97 (327). 12.12.2006; Распоряжение главы администрации г. Самары от 24.01.2003 N 02-р «Об утверждении порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом». Документ опубликован не был; Постановление администрации г. Ижевска от 02.02.2007 N 41 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками» // Удмуртская правда. г. Ижевск. N 41. 16.04.2008.
Акты органов местного самоуправления, отнесенные к последним двум группам, на наш взгляд, содержат положения соответствующие требованиям ст. ст. 303 и 309 ТК РФ, которые не предусматривают право органов местного самоуправления на отказ в регистрации трудовых договоров, представленных работодателями — физическими лицами. Соответствующими требованиям трудового законодательства и эффективными с точки зрения правового регулирования порядка регистрации трудовых договоров нам представляются, например, следующие положения рассматриваемых актов органов местного самоуправления: — «регистрирующий орган осуществляет проверку соответствия трудового договора законодательству… в случае обнаружения в трудовом договоре условий, не соответствующих законодательству, информация о нарушениях… направляется в государственную инспекцию труда» <16>; ——————————— <16> Постановление мэра г. Новосибирска от 29.12.2006 N 1411 «Об утверждении порядка регистрации трудовых договоров работников с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска. N 1. 30.01.2007. С. 18.
— «в случае выявления условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, регистрирующий орган сообщает об этом работодателю, работнику, в государственную инспекцию труда» <17>. ——————————— <17> Постановление администрации г. Курска от 27.11.2006 N 3864 (в ред. от 24.07.2008) // Городские известия. г. Курск. N 150. 16.12.2006.
Сроки регистрации трудовых договоров в муниципальных образованиях различаются существенно от трех до тридцати рабочих дней, при этом сама процедура регистрации договоров по существу одинакова для всех и сроки регистрации не всегда обусловлены объективной необходимостью. Также существенно различаются сроки представления договоров на регистрацию: «в трехдневный срок со дня заключения трудового договора» <18>; «документы для регистрации представляются работодателем в регистрирующий орган в течение 7 дней с момента заключения трудового договора» <19>; «документы для регистрации представляются работодателем в регистрирующий орган в течение месяца с момента заключения соответствующего трудового договора» <20>; «в течение 30 дней со дня заключения договора с работником» <21>. ——————————— <18> Постановление главы администрации (губернатора) Томской области от 18.05.2002 N 163 «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Томские новости. г. Томск. N 22. 30.05.2002. <19> Постановление Оренбургского городского Совета от 29.10.2002 N 215 «О системе регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями — физическими лицами в городе Оренбурге» // Вечерний Оренбург. N 47. 21.11.2002. <20> Постановление администрации г. Перми от 18.03.2002 N 809 «О регистрации трудовых договоров» // Сборник нормативных актов городской Думы и главы города. г. Пермь. Март 2002. <21> Закон Волгоградской области от 09.07.2003 N 844-ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» (ред. от 02.11.2007) // Волгоградская правда. г. Волгоград. N 124. 15.03.2003.
Срок представления документов на регистрацию в отдельных рассматриваемых актах связан не с датой заключения договора, а с днем, когда работник фактически приступил к работе (что фактически может как предшествовать оформлению трудового договора в письменной форме, когда договор заключен путем фактического допущения работника к работе, так и значительно отставать от него (когда в оформленном письменно трудовом договоре предусмотрена последующая определенная дата начала работы): «в течение пяти дней со дня, когда работник в соответствии с законодательством приступил к работе» <22>. ——————————— <22> Постановление главы самоуправления г. Петрозаводска от 30.11.2006 N 3026 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками на территории муниципального образования города Петрозаводска» // Официальный вестник (прил. к газ. «Петрозаводск»). г. Петрозаводск. N 25. 14.12.2006.
По мнению автора, в целях единого регулирования порядка регистрации трудовых договоров необходимо установление максимальных сроков для регистрации договоров и для представления договоров на регистрацию на федеральном уровне. Поскольку, согласно ст. 309 ТК РФ, трудовой договор является документом, подтверждающим факт работы у работодателя — физического лица, и регистрация трудового договора в том числе выполняет функции, аналогичные внесению записей в трудовые книжки работников другими работодателями, как представляется, срок представления заключенного трудового договора на регистрацию должен соответствовать сроку, который предусмотрен в ч. 3 ст. 66 ТК РФ: работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Рассматриваемые акты органов местного самоуправления содержат указание на цели регистрации трудовых договоров: — обеспечение соблюдения гарантий трудовых прав работников, установленных трудовым законодательством, и выявления условий договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства <23>; «обеспечение государственных гарантий трудовых прав граждан, защиты прав и интересов работников и работодателей — физических лиц; выявление условий трудовых договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством» <24>; ——————————— <23> Постановление мэра г. Иркутска от 25.12.2007 N 031-06-2666/7 «О порядке и условиях уведомительной регистрации письменного трудового договора, заключенного работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на территории г. Иркутска» // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. г. Иркутск. 2007. IV квартал (ч. 2). С. 74. <24> Постановление мэра г. Магадана от 14.03.2006 N 361 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, на территории муниципального образования «Город Магадан» // Вечерний Магадан. N 15 (873). 13.04.2006.
— создание единой информационной базы для обеспечения подтверждения фактов заключения трудовых договоров, их условий (в том числе сроков для последующего подтверждения трудового стажа работников): «формирование единой информационной и архивной базы, необходимой гражданам, работающим у работодателей — физических лиц, для подтверждения трудового стажа, а также для содействия судебным, правоохранительным, контролирующим, налоговым и иным компетентным органам путем выдачи информации» <25>; «подтверждение трудового стажа работника» <26>; «подтверждение трудового стажа работника и гарантии соблюдения его трудовых прав, обеспечения сохранности трудового договора» <27>; «посредством регистрации трудовых договоров решаются следующие задачи: …сохранность трудовых договоров, дополнительных соглашений, уведомлений о расторжении трудовых договоров; …выдача справок, подтверждающих время работы у работодателя — физического лица» <28>; ——————————— <25> Постановление мэра г. Астрахани от 23.06.2003 N 1720-М «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателем — физическим лицом и работником на территории г. Астрахани» // Горожанин. N 7. 09.07.2003. <26> Постановление администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2007 N 24 «О регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Вестник Горно-Алтайска. N 14. 04.04.2007. <27> Постановление мэра г. Иркутска от 25.12.2007 N 031-06-2666/7 «О порядке и условиях уведомительной регистрации письменного трудового договора, заключенного работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальном предпринимателем, на территории г. Иркутска» // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. г. Иркутск. 2007. IV квартал (ч. 2). С. 74. <28> Постановление мэра г. Магадана от 14.03.2006 N 361 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, на территории муниципального образования «Город Магадан» // Вечерний Магадан. N 15 (873). 13.04.2006.
— оказание сторонам трудового договора консультативной помощи по применению положений трудового законодательства: «оказание сторонам трудовых отношений консультативной помощи при заключении трудовых договоров» <29>; «оказание консультативной помощи сторонам трудового договора по вопросам трудового законодательства РФ» <30>. ——————————— <29> Постановление администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2007 N 24 «О регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Вестник Горно-Алтайска. N 14. 04.04.2007. <30> Постановление мэра г. Иркутска от 25.12.2007 N 031-06-2666/7 «О порядке и условиях уведомительной регистрации письменного трудового договора, заключенного работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на территории г. Иркутска» // Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска. г. Иркутск. 2007. IV квартал (ч. 2). С. 74.
Дополнительные цели регистрации трудовых договоров прямо предусмотрены в отдельных актах органов местного самоуправления либо усматриваются из анализа перечня документов, необходимых для регистрации договоров: — учет общей численности работодателей — физических лиц и работников: «главной задачей при регистрации трудовых договоров является учет численности работодателей и работников» <31>; ——————————— <31> Постановление мэра г. Хабаровска от 08.07.2005 N 1107 «Об утверждении Положения «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых между работодателями — физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», и нанимаемыми для работы работниками» // Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. г. Хабаровск. N 7. 18.08.2005.
— учет отдельных категорий работников: кроме трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами, регистрации также подлежат «трудовые договоры, заключенные при замещении квотированных рабочих мест для инвалидов в соответствии с Областным законом «О гарантиях занятости инвалидов»; «трудовые договоры на вновь созданные рабочие места для трудоустройства молодежи в соответствии с Областным законом «О трудоустройстве молодежи» <32>; ——————————— <32> Постановление мэра г. Архангельска от 24.11.2006 N 484 «О порядке регистрации трудовых договоров мэрией города Архангельска». Документ опубликован не был.
— учет работников — граждан иностранных государств: «если одной из сторон трудового договора является иностранный гражданин, необходимо предъявить «Разрешение о привлечении иностранной рабочей силы» или «Подтверждение на право трудовой деятельности» <33>; ——————————— <33> Постановление администрации г. Воронежа от 16.07.2004 N 1089 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами с работниками» (ред. от 20.12.2007) // Берег. г . Воронеж. N 30. 23.07.2004.
— иные цели: например, для регистрации трудового договора требуется «удостоверение работодателя об обучении и проверке знаний по охране труда, выданное специализированной учебной организацией, имеющей соответствующее разрешение» <34>; ——————————— <34> Положение «О порядке регистрации на территории города Калининграда трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами», утвержденное Решением городского Совета депутатов Калининграда N 289 // Гражданин. г. Калининград. N 39/40. 29.08.2002. (приложение N 1).
— формулировки отдельных актов органов местного самоуправления позволяют сделать вывод о контроле со стороны органа местного самоуправления за размерами заработных плат работников, например: «должностное лицо… должно учитывать, что месячная заработная плата работника, установленная за норму рабочего времени, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» <35>. ——————————— <35> Постановление главы г. Челябинска от 04.04.2003 N 483-п «О Временном порядке регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц с работниками в городе Челябинске» // Челябинск за неделю. г. Челябинск. N 15. 18.04.2003. (приложение).
На наш взгляд, установление дополнительных целей регистрации трудовых договоров (если по смыслу эти цели соответствуют принципам трудового права) является конструктивным решением на уровне органа местного самоуправления, который одновременно решает задачи, возложенные на него федеральным законодателем, и задачи регионального и местного значения. В то же время спорным представляется установление требования о регистрации трудовых договоров, регистрация которых не предусмотрена ТК РФ. На наш взгляд, установление в акте органа местного самоуправления таких требований неправомерно и противоречит ТК РФ. Для достижения целей осуществления регистрации трудовых договоров предусматриваются их хранение в течение нескольких лет (в общем — от двух лет с даты расторжения договора до 75 лет), а также ведение электронных территориальных реестров трудовых договоров с внесением в них необходимых сведений: — «регистрирующий орган ведет единый территориальный реестр регистрации трудовых договоров… Реестр формируется на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем для регистрации… Реестр представляет собой информационную базу, в которой собраны и систематизированы данные о регистрации трудовых договоров, изменений/дополнений в трудовые договоры, факта расторжения трудовых договоров между работодателями — физическими лицами и работниками… В информационную базу по заявлению работодателя могут вноситься сведения о фактически имевших место трудовых отношениях с гражданами в случаях, когда трудовой договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке и прекратил свое действие на момент регистрации факта его расторжения… Реестр содержит следующую информацию: о работодателе: <…>; о работнике: <…>; о трудовом договоре: дата регистрации договора; номер регистрации договора; срок действия трудового договора; дата вступления трудового договора в силу; специальность (должность), на которую принят работник; дата регистрации изменений и (или) дополнений в договор; сведения о количестве внесенных изменений (дополнений); дата прекращения действия трудового договора; дата и номер регистрации факта прекращения действия трудового договора… При несоответствии между записями в реестре на электронных носителях и данными, указанными в документах, представленных заявителем в регистрирующий орган и хранящихся в учетном деле, приоритет имеют данные, указанные в документах» <36>; ——————————— <36> Постановление мэра г. Астрахани от 23.06.2003 N 1720-М «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателем — физическим лицом и работником на территории города Астрахани» // Горожанин. N 7. 09.07.2003.
— «реестр трудовых договоров ведется в электронной форме… Реестр содержит следующие данные: дату регистрации договора; регистрационный номер договора; …дату заключения договора; срок действия договора; дату окончания (расторжения) договора; отметку о внесении изменений и дополнений в договор; размер заработной платы работника» <37>; ——————————— <37> Постановление городского головы городского округа «Г. Калуга» от 20.06.2006 N 161-п «Об утверждении Положения «О порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Калужская неделя. N 25. 22.06.2006.
— «электронный реестр зарегистрированных трудовых договоров — совокупность сведений о зарегистрированных трудовых договорах на магнитном носителе… регистрирующий орган ведет электронный реестр зарегистрированных трудовых договоров, куда вносятся информация о работодателях…; информация о работниках: <…>; номер и дата регистрации трудового договора, срок трудового договора, размер оплаты труда, профессия, информация о внесенных изменениях и дополнениях в действующий договор, дата и причина расторжения трудового договора» <38>; ——————————— <38> Постановление мэра г. Магадана от 14.03.2006 N 361 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, на территории муниципального образования «Город Магадан» // Вечерний Магадан. N 15 (873). 13.04.2006.
— «регистрирующий орган ведет единую базу данных зарегистрированных трудовых договоров, а также сведений о внесенных в них изменениях и дополнениях, прекращении трудовых договоров на электронных носителях (автоматизированная информационная система «Учет трудовых договоров») <39>. ——————————— <39> Постановление мэра г. Новосибирска от 29.12.2006 N 1411 «Об утверждении Порядка регистрации трудовых договоров работников с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска. N 1. С. 18. 30.01.2007.
Как представляется, ведение единых информационных реестров заключенных трудовых договоров с возможностью предоставления информации о них является основной задачей регистрации договоров. На наш взгляд, такой способ хранения и использования информации о труде является эффективным и может быть использован для трудовых договоров, заключаемых другими категориями работодателей, поскольку (при надлежащем правовом регулировании) это позволит обеспечить как работникам, так и работодателям возможность для подтверждения в необходимых случаях фактов заключения трудовых договоров и их условий не только в рамках трудовых отношений (для обеспечения доказательств при возникновении индивидуального трудового спора, для предоставления сведений по запросам территориальных органов Федеральной инспекции труда и т. д.), но и для других целей. Например, регистрация трудового договора (для всех категорий работодателей, а не только для работодателей — физических лиц) в информационной базе (системе) может использоваться для одновременной регистрации работодателя в качестве страхователя в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» <40> (сейчас Порядок регистрации в качестве страхователей утвержден Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 <41>) (обязательной регистрации в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (филиале регионального отделения Фонда) по месту жительства подлежат все работодатели, заключившие трудовые договоры в срок не позднее 10 дней со дня заключения с первым из нанимаемых работников трудового договора либо соответствующего гражданско-правового договора, согласно условиям которого страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). При этом работодатели предъявляют копии трудовых книжек работников и копии трудовых договоров. ——————————— <40> Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3803. <41> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 18. 03.05.2004. С. 81.
Данные регистрации могут также быть использованы при проведении налоговых проверок работодателей, а также в качестве подтверждения фактов, в спорах работодателей с налоговыми органами (в том числе если такой спор уже находится на рассмотрении арбитражного суда) и во всех других случаях, когда требуется установление факта наличия или отсутствия трудовых отношений и установления условий трудовых договоров. В большинстве рассматриваемых актов содержатся положения, согласно которым информация о регистрации трудовых договоров предоставляется по запросам сторон договора (например, при утрате работником или работодателем экземпляра договора), государственным и муниципальным органам. Как представляется, правовая основа для создания единых информационных баз (систем), содержащих информацию о зарегистрированных трудовых договорах, заложена в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) <42>. ——————————— <42> Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.
В соответствии со ст. 13 Закона о персональных данных, государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных. Создание и функционирование такой информационной системы в РФ (систем на уровне муниципальных образований, субъектов РФ) соответствуют принципам обработки персональных данных, декларируемым в ст. 5 Закона о персональных данных: законность целей и способов обработки персональных данных и добросовестность; соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов их обработки целям обработки; достоверность персональных данных, их достаточность для целей обработки; недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных и т. д.
——————————————————————