Изобретения военного назначения: некоторые правовые аспекты

(Черничкина Г. Н.) («Российский военно-правовой сборник», N 1, 2004)

ИЗОБРЕТЕНИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Г. Н. ЧЕРНИЧКИНА

Черничкина Г. Н., кандидат технических наук, доцент кафедры гражданского права Военного университета.

Военная доктрина Российской Федерации <*> в качестве одной из основных задач военно-экономического обеспечения потребностей военной организации государства определила развитие научно-технической базы страны, и прежде всего обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения. В этой связи особое правовое значение имеют изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, в силу того что права на них возникают только после государственной регистрации таких прав и удостоверяются патентом. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.

В патентной литературе отмечалось <*>, что назначение изобретения и область его конечного применения (рассматривались изобретения в области химии, биологии, медицины) влияют на правовую охрану такого изобретения. Особенности в правовой охране изобретений: устройства, способа, вещества, в зависимости от их назначения и области применения, могут быть либо на стадии приобретения лицом прав на такое изобретение, либо на стадии использования изобретения. Изобретения, область применения которых продукция военного назначения, средства вооружения и военная техника, также имеют свои особенности правовой охраны, отличные от изобретений гражданского назначения, что находит отражение в источниках их правового регулирования. ——————————— <*> Коваленко Т. Н. Патентно-правовая охрана изобретений в области медицины (травматология и ортопедия) в России: Автореферат дис. М.: РГИИС, 2003; Рыбальский Н. Г. Правовая охрана объектов биологии и биотехнологии. М.: ВНИИПИ, 1991; Охрана химических и лечебных веществ как объектов изобретений в России / А. Д. Корчагин, В. Ю. Джемаркян и др. М., 1994, и другие публикации.

Отдельные проблемы правовой охраны изобретений военного назначения можно условно подразделить на две группы. Это приобретение прав на такие изобретения и распределение полученных прав на изобретения между заказчиком и исполнителем по договору, в рамках которого такие изобретения создаются. Дополнительную особенность на распределение прав налагает и тот момент, что изобретения в области обороны создаются прежде всего за счет бюджетных средств и, как правило, частными юридическими лицами — научными организациями, исполнителями по договору. На данный момент правовые вопросы приобретения прав на изобретения военного назначения получили нормативное закрепление в Патентном законе РФ, в редакции Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-Ф. Раздел VI.1 Патентного закона РФ (далее — ПЗ РФ) закрепил особенности правовой охраны секретных изобретений, в частности изобретений, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и другим, в целом обеспечивающим безопасность и обороноспособность государства. Введение в патентное законодательство института секретных изобретений устранило правовой вакуум, возникший после принятия в 1992 г. Патентного закона РФ, который исключил правовую охрану изобретений, признанных государством секретными. Следует отметить, что не все изобретения военного назначения подлежат правовой охране как секретные, возможно их патентование и как обычных «открытых» изобретений. Это, в свою очередь, также должно отражаться на порядке передачи другому лицу прав на использование такого изобретения. Правовой вопрос, связанный с распределением прав на изобретения военного назначения и использование этих изобретений, созданных на бюджетные средства, несмотря на принятие ряда нормативных документов, остается на настоящий момент актуальным и проблемным. Как представляется, это связано с отсутствием четкого разграничения участия государства в отношении результатов интеллектуальной деятельности как наиболее новой подотрасли законодательства и участия государства в области вещно-правовых отношений. В нормативных актах, регулирующих участие государства как субъекта прав на изобретения, совмещаются вопросы приобретения прав на изобретения и использование результата, в том числе и конечного продукта, в котором воплощен результат. Нормативное регулирование распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности первоначально закреплено в ГК РФ. Однако Гражданский кодекс РФ, регулирующий выполнение НИОКР и ТР, в ст. 772 ГК РФ говорит о правах сторон только на использование результата работ, закрепление прав на результат осталось за рамками Гражданского кодекса. Права на результаты НИОКР и ТР, в том числе и на изобретения, полученные за счет бюджетных средств, были нормативно закреплены за Российской Федерацией Постановлением Правительства РФ N 1132 <*> (в отношении изобретений военного назначения) и Постановлением Правительства РФ N 982 <**> (в отношении изобретений гражданского назначения). Право на получение патента на изобретение гражданского назначения, согласно Постановлению N 982, принадлежит РФ, от имени которой выступает государственный заказчик. Право на получение патента на изобретение военного назначения принадлежит РФ, от имени которой выступают Министерство юстиции РФ и государственный заказчик или, с их согласия, исполнителю. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4964. <**> Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» // СЗ РФ. N 36. Ст. 4412.

Возникает неоднозначная правовая ситуация, при которой права на изобретения гражданского назначения принадлежат только РФ в лице государственного заказчика. Использование таких изобретений третьими лицами для федеральных государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком (п. 4 (3) Постановления N 982). Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, третьи лица могут использовать права на изобретения по лицензионным договорам в соответствии с законодательством РФ (п. 4 (4) Постановления N 982). Иными словами, РФ как субъект прав на результаты интеллектуальной деятельности — изобретения выступает, согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ, на равных началах с иными участниками отношений в области исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В то же время в отношении распределения прав на изобретения военного назначения складывается иная правовая ситуация. Права на изобретения военного назначения, созданные за счет средств бюджета, могут принадлежать исполнителю, который зачастую является частным юридическим лицом. При этом нигде в законодательстве не определены критерии, в силу которых производится отчуждение прав на изобретение от государства в пользу частного лица. Кроме того, по правовой природе такое отчуждение прав Российской Федерацией в лице Минюста РФ и государственного заказчика в пользу частного лица является не чем иным, как действием дарения. Результат интеллектуальной деятельности — изобретение — создано на бюджетные средства и безвозмездно передается частному лицу. Частное лицо становится полноправным владельцем исключительных прав на изобретение, подтвержденных патентом. Российское законодательство никаким образом не ограничивает владельца в распоряжении правами на изобретение, созданное на бюджетные средства и безвозмездно приобретенное. За государством сохраняется лишь право использовать результат интеллектуальной деятельности только для государственных нужд и на основе неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии. Объяснение такой передачи прав организации можно найти в распоряжении Правительства от 30 ноября 2001 г. N 1607-р «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности». Согласно основным направлениям передача прав организации — частному лицу связана с необходимостью доведения изобретения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, в которой изобретение воплощено. Организация, очевидно, хочет не только использовать изобретение, довести его до стадии промышленного применения и реализовывать готовую продукцию, получая прибыль, но и иметь еще и исключительные права на изобретение, которое воплощено в готовой продукции. При этом изобретение имеет значение для безопасности и обороноспособности государства. В нормативном документе закреплен подход, определяющий, что государство должно бесплатно передавать достижения науки в производство и не заботиться о получении прибыли от их коммерческой реализации <*>. ——————————— <*> Щиц М., Александров Ю. Экономика без знаний: интеллектуальная собственность не терпит фискального подхода // Российская газета. 2003. 28 мая.

Безвозмездность передачи организации прав на изобретение объяснено в том же распоряжении N 1670-р. При передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, государство не рассматривает в качестве основной цели возмещение затрат на финансирование этой деятельности. Возникает вопрос: почему хозяйствующие субъекты, на равных началах с которыми, согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ, выступает РФ, рассматривают в качестве цели не только возмещение затрат на доведение до стадии промышленного применения изобретения, но и получение прибыли от реализации готовой продукции, в которой воплощено изобретение, и требуют полной передачи прав на изобретение, а государство даже возмещение затрат не должно рассматривать в качестве цели? Государство, передав права на изобретения военного назначения организации, по существу, утрачивает какое-либо правовое воздействие на организацию как патентообладателя. В разделе третьем распоряжения Правительства РФ N 1607-р указано на необходимость формирования государственной системы контроля за хозяйственным оборотом результатов интеллектуальной деятельности. Указывается, что система контроля должна предусматривать возможность изъятия государством прав на использование этих результатов, если организация — владелец прав не приняла эффективных мер для их практического использования и введения в хозяйственный оборот или лицензиат исключительного права нарушает условие об использовании преимущественно в России объектов интеллектуальной собственности или созданного с их использованием продукта. Если лицензиат нарушает условия лицензионного договора в части использования преимущественно в России объектов интеллектуальной собственности, с правовой точки зрения это не должно вызвать каких-либо затруднений. Нарушение условий договора влечет его прекращение, и лицензиат утрачивает право использовать изобретение. Более сложная ситуация, если организация как патентообладатель неэффективно использует изобретение или как лицензиар предоставляет права на использование изобретения не в России. В настоящее время изъятие, прекращение прав патентообладателя в отношении изобретения в данной ситуации законодательством не предусмотрено. Пункт 4 ст. 13 ПЗ РФ предусматривает лишь ограничение прав патентообладателя. В интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование изобретения без согласия патентообладателя с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации. Речь идет не о прекращении прав патентообладателя, а об их ограничении, и более того, на возмездных началах, при том, что право на изобретение было приобретено организацией безвозмездно, да и за создание такого изобретения организации выплачено по договору на выполнение НИОКР и ТР. Для применения п. 4 ст. 13 ПЗ РФ в каждом конкретном случае ограничения права требуется издание акта Правительства РФ. Развитие законодательства в области распределения прав между РФ и исполнителем по договору, в рамках которого изобретение военного назначения было создано, нашло свое развитие в документе уровня федерального закона. Однако нормативное закрепление прав на получение патента на изобретение, созданное при выполнение работ по государственному контракту, претерпело по непонятным причинам изменение в части определения приоритета закрепления прав на изобретения между названными сторонами. В ст. 9.1 ПЗ РФ указывается, что право на получение патента первоначально принадлежит только исполнителю, а если это установлено государственным контрактом — то РФ, от имени которой выступает государственный заказчик. По существу, вопросы прав на изобретение и на использование изобретения — это различные вопросы, если субъектом выступает государство. Использование изобретения, принадлежащего государству, для государственных и иных нужд — это вопрос управления правами, принадлежащими РФ. Гражданский кодекс РФ содержит правовой институт доверительного управления (ДУ), позволяющий сохранить право на изобретение за РФ, передав изобретение в ДУ организации, которая будет получать прибыль от использования изобретения. Отчуждение прав на изобретение такой организацией исключено, а государство вправе получать доход от управления правами на изобретение, иными словами, компенсировать затраты на финансирование деятельности по созданию результатов интеллектуальной деятельности. При этом неэффективность использования организацией изобретения может повлечь прекращение доверительного управления.

——————————————————————