Прибавление в семейном законодательстве

(Крашенинников П. В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 39)

ПРИБАВЛЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

П. В. КРАШЕНИННИКОВ

В преддверии 2008 года, объявленного семейным, власти решили пересмотреть семейное законодательство. Кардинальных перемен не планируется, но новаторских предложений изобилие. Например, выселять из квартиры непутевых родителей, ввести практику компенсации ребенку из неблагополучной семьи морального вреда и даже разрешить сочетаться браком дома. На посвященной теме совершенствования законодательства в сфере семейной политики пресс-конференции МК журналистами был задан ряд актуальных вопросов ответственному за подготовку изменений в семейное законодательство председателю Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлу Владимировичу Крашенинникову.

Павел Владимирович, какие современные проблемы в области семейного законодательства планируется устранить?

— К примеру, многие считают понятия «алименты» и «алиментное обязательство» тождественными. Это в корне неверно. В понятие «алиментное обязательство» входит не только выплата алиментов, но и предоставление жилья ребенку, медицинских услуг, других жизненно важных благ.

Сами же алименты на сегодняшний день имеют советскую природу. Порог выплат на одного ребенка составляет 25%, для двух детей — треть зарплаты, что стимулирует граждан скрывать свои реальные доходы.

Мы считаем, что эти доли должны сохраняться, но при этом размер алиментов не должен быть ниже прожиточного минимума. Если человек зарабатывает большие деньги и не скрывает свой достаток, то он и впредь будет платить своему отпрыску 25% от официального дохода. Если же официальная зарплата низкая, ему придется раскошелиться на фиксированную минимальную сумму алиментов.

Обращаясь же к вопросам, связанным с заключением брака, прежде всего необходимо разрешить заключать браки на любой территории. Захотели заключить брак в доме культуры или на Поклонной горе — пожалуйста… Главное, чтобы на церемонии бракосочетания были соблюдены все необходимые процедуры и обязательно присутствовал представитель загса. Это доставит больше удовольствия брачующимся и разгрузит сами загсы. Такой способ заключения брака распространен практически во всех странах и хорошо себя зарекомендовал.

Много проблем у граждан возникает при разводе, особенно когда в этом процессе участвует несовершеннолетний ребенок. К сожалению, довольно часто ребенок является своего рода отступным при разделе имущества бывших супругов, предметом своеобразной гражданско-правовой сделки. При разводе супруги нередко делят ребенка вместе с имуществом, мол, если тебе ребенок, то мне машина. Это возмутительно! Такие вопросы должны решаться только в судебном порядке.

Здесь стоит добавить — сегодня суд не имеет права запрашивать у сторон дополнительные доказательства. Но в бракоразводных процессах, тем более с участием несовершеннолетнего ребенка, суд этими правами наделить просто необходимо, для чего потребуется внести поправки не только в семейное, но и в процессуальное законодательство.

В любом случае судьба ребенка должна решаться отдельно от судьбы имущества.

Чтобы защитить права граждан, мы предлагаем всегда при разводе делить имущество. На практике часто встречаются случаи двойной и даже тройной совместной собственности. Человек разводится и, не поделив имущество с бывшим супругом, вступает в новый брак. Через какое-то время ситуация повторяется. Когда один из бывших супругов решает распорядиться совместной собственностью, возникают конфликты. При этом нарушаются не только права одного из владельцев совместной собственности, но и права третьих лиц. Судам в таких делах разобраться нелегко.

Хотелось бы затронуть еще один непростой вопрос, касающийся разводов. На сегодняшний день судебная практика пошла абсолютно неправильным путем, признавая ребенка бывшим членом семьи. Как правило, суды при рассмотрении дел данной категории применяют нормы Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, но совершенно забывают про Семейный кодекс РФ. В нем есть норма, в которой говорится о том, что родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Поэтому мы предлагаем внести изменения в ЖК РФ, уточнив, что при разводе родителей, когда квартира находится в собственности одного из супругов, несовершеннолетних детей из нее выселять нельзя.

И последнее, чему следует уделить внимание, — это законопроект об опеке и попечительстве. Разрозненные нормы, посвященные данным моментам, содержатся в ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, других законодательных актах, но при этом нет целостного закона, который бы регулировал вопросы, связанные с опекой и попечительством, правами и обязанностями как опекунов, так и опекаемых. Все это нашло отражение в данном законопроекте. Причем одна из центральных глав в нем будет посвящена патронатной семье. В значительной части субъектов РФ действует законодательство о патронатных семьях, в то время как федерального законодательства, в котором был бы заложен фундамент данных правоотношений, нет. Мы хотим исправить этот недостаток.

Сейчас в судах рассматривается большое количество дел о взыскании алиментов. Проблема неуплаты алиментов преследует нас с советских времен. Как Вы считаете, не пора ли решить ее на законодательном уровне?

— В советское время данная проблема стояла даже более остро, чем сейчас. Теперь бывшие супруги могут этот вопрос урегулировать самостоятельно, заключив договор (например, алиментное соглашение), положения которого будут выше, чем нормы, существующие в законодательстве.

В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы вернуть уголовную ответственность за неуплату алиментов, как это было в советское время. По-моему, криминализировать данное нарушение нецелесообразно. Когда статья работала, она все равно не решала проблем содержания детей и применялась крайне редко. Надо использовать более гуманные методы, которых раньше не было, — взимать штраф за неуплату алиментов, изучать доходы алиментщиков.

Сегодня, в отличие от советских времен, проблема состоит как раз в определении реальных доходов неплательщика алиментов, чтобы заставить его платить хоть что-то. Как я уже говорил, мы предлагаем ввести минимальную фиксированную сумму алиментов. Кроме того, необходимо направить силы на дальнейшую борьбу с «серыми» зарплатами.

Вопросы же поиска алиментщиков в рассмотренных законопроектах не решить.

Не планируется ли внести изменения в нормативное регулирование брачных договоров?

— Специальная глава, посвященная брачному договору, содержится в Семейном кодексе РФ.

В отличие от западного законодательства, например французского или голландского, отечественный брачный договор не регулирует личные отношения. То есть в нем нельзя прописать положения, согласно которым человеку запрещалось бы пить, курить или, допустим, одной из сторон брачного договора вменялась бы обязанность родить троих детей в течение 10 лет. Брачный договор в России регулирует исключительно имущественные отношения, что, на мой взгляд, правильно. Нормативное регулирование брачных договоров достаточно подробно и не нуждается в совершенствовании.

Добавлю, что брачных договоров у нас заключается немного. Обычно их заключают люди достатка чуть выше среднего, а также лица, повторно вступающие в брак.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о разнице между алиментами и алиментными обязательствами.

— Повторюсь, правоприменители толкуют понятие «алиментное обязательство» как простую выплату алиментов. Такая позиция неверна. Как я уже говорил, «алиментное обязательство» — понятие более широкое, чем «алименты». И мы хотим прописать в законодательстве более подробно, что в это понятие входит, а именно — предоставление детям жилья, медицинских услуг, образования.

Довольно часто возникает путаница по поводу того, кому платятся алименты. Многие считают, что супругу, у которого остается ребенок. Это неверная постановка вопроса. Алименты платятся на содержание ребенка. Соответственно, алиментное обязательство состоит не только из выплаты денег. Если ребенок нуждается в дополнительном медицинском уходе или если у него нет дома, то тогда, кроме денежных выплат, ребенку должны предоставляться и эти блага.

Кстати, сейчас обсуждается вопрос увеличения алиментного возраста. Он останется прежним — 18 лет, но может быть увеличен, например на все время обучения ребенка в вузе, а может даже, и в аспирантуре. Оговорюсь, речь идет именно об алиментных выплатах, а не об оплате обучения ребенку. Данный вопрос можно урегулировать алиментным соглашением.

Что изменится в законодательстве об опеке и попечительстве?

— В законопроекте об опеке и попечительстве большое количество норм. В основном они касаются прав и обязанностей опекунов, опекаемых, тех лиц, которые занимаются попечением. И эти изменения касаются не только детей. Опека может быть установлена и над взрослым человеком. Нам предлагали сделать два закона об опеке и попечительстве: один посвятить детям, второй — совершеннолетним гражданам. У каждого направления есть своя специфика, но тем не менее немало общих вопросов, например связанных с имуществом опекаемого, его передвижением, местом жительства. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы это был единый закон.

Будет отдельная глава, посвященная органам опеки и попечительства. В ней будет расписано то, чем они непосредственно должны заниматься, перечислены их обязанности и права. Конечно, подробно все изложить не получится. Конкретизировать положения законопроекта мы рассчитываем, приняв второй закон — о внесении изменений и дополнений в данный.

Хочу обратить внимание на институт лишения родительских прав, который в наше время перестал работать так, как он работал во времена советские. Зачастую после лишения родительских прав гражданин остается проживать с ребенком в одной квартире. Мы считаем это неправильным. Должны быть более суровые санкции, вплоть до выселения, чтобы ребенок не пострадал. Также мы предлагаем принять норму о возмещении ребенку морального вреда, чтобы возмещение морального вреда было автоматическим и суд при лишении гражданина родительских прав наряду с выселением рассматривал также вопросы, связанные с возмещением ребенку морального вреда. Сегодня институт лишения родительских прав не работает, дети страдают, поэтому мы предлагаем такие кардинальные меры.

Из тех денег, которые выплачивают патронатным родителям, удерживается налог. Как такое возможно? Ведь налогом облагается не прибыль, а деньги на содержание ребенка — на одежду, игрушки… Что Вы скажете по этому поводу?

— То, что происходит, — абсолютно неправильно. Мы будем вносить поправки в налоговое законодательство. За счет этих денег казну не пополнить, не увеличить Стабилизационный фонд. Не волнуйтесь, данный налог будет снят.

Как Вы относитесь к тому, что служба судебных приставов ратует за то, чтобы не выпускать за границу тех, кто не платит алименты?

Эти права нельзя смешивать. Право на передвижение не может быть условлено невыполнением каких-либо обязательств. Мы говорим о совершенно разных вещах. Несмотря на наличие такой нормы, я считаю ее безобразной и с концептуально-правовой точки зрения возмутительной.

В конференции участвовал Алексей Каширин,

руководитель отдела судебной практики «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————