Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма
(Писаревский Е. Л., Фефелова В. Н.)
(«Туризм: право и экономика», 2010, N 2)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ, В. Н. ФЕФЕЛОВА
Писаревский Е. Л., кандидат юридических наук, заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму.
Фефелова В. Н., главный специалист-эксперт Федерального агентства по туризму.
В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности и как следствие — увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах для данной сферы.
По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), за 1990 — 2009 гг. объем доходов от международного туризма вырос с 264 до 940 млрд. долл. США. На долю туризма приходится 3,2% мирового валового продукта, а с учетом вклада сопутствующих отраслей — 9,4% мирового ВВП. Вклад сферы туризма в ВВП в России в 2009 г. составил 2,5% (или 6,3% с учетом сопутствующих отраслей).
По официальным данным, занятость в сфере туризма и сопутствующих отраслях в мире в 2009 г. составила 7,6% (219,8 млн. чел.) от совокупной занятости, из которых 2,7% (77,3 млн. чел.) работают непосредственно в сфере туризма. В России в отношении занятости населения число рабочих мест в туристской индустрии в 2009 г. составило 2,641 млн. чел.
По экспертной оценке ЮНВТО, Россия обладает огромным рекреационно-туристским потенциалом, превышающим аналогичные ресурсы всех европейских стран, вместе взятых. Природное разнообразие, история и культура нашей страны позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее востребованные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный, деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т. д.
В инфраструктуре туристского комплекса страны 11 700 гостиниц, 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба, которые играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом.
Естественно, что проблема качества подготовки кадров для этой отрасли приобретает особую актуальность, так как создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда немыслимы без высококвалифицированных кадров, становления и развития специализированной системы образования.
Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма. Однако уровень подготовки специалистов по многим аспектам не соответствует требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы, как у нас в стране, так и за рубежом.
Среди большого количества существующих проблем туристского образования можно выделить несколько основных, которые в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:
— разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний;
— наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников туристской индустрии;
— значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса. Существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы, не отвечают реальным нуждам туристского рынка;
— невостребованность выпускников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;
— значительные проблемы испытывают студенты при прохождении производственной и преддипломной практики, написании курсовых и дипломных научных работ. Это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не дают им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;
— отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;
— отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;
— большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующее в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер.
Однако в последнее время наметились положительные тенденции в повышении качества профессиональной подготовки туристских кадров. Современные направления модернизации высшей школы России, связанные со сменой образовательной парадигмы, интеграцией высшей профессиональной школы в единое европейское образовательное пространство, серьезным образом меняют стратегию подготовки кадров сферы рекреации и туризма. Она становится ориентированной на потребности экономической деятельности региона, конкретных работодателей, запросы субъектов рыночных отношений.
Основная цель профессионального образования в сфере рекреации и туризма — это подготовка работников, обладающих компетентностью в соответствующей отрасли, ответственных, свободно владеющих своей профессией и умеющих ориентироваться в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В частности, все эти вопросы связаны с Болонским процессом. «Болонским» называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы.
Присоединившись в сентябре 2003 г. к Болонской декларации, Россия взяла на себя обязательства по реализации ее положений, что предусматривает:
— установление двух уровней высшего профессионального образования;
— предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;
— разработку, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц;
— разработку методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах — участниках Болонской декларации;
— нормативно-правовую поддержку осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов и др.
Для выбора двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура), типичной для Великобритании, США и большинства европейских стран, имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах — от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1 — 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.
За прошедшие годы многие вузы в сфере туризма, рекреации и сервиса накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.
Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов (срок обучения — 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения — 4 года) и магистра (срок обучения — 6 лет).
Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:
— независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов, не имеющим общих частей;
— совмещенные траектории обучения на первых (с 1-го по 2-й или 3-й курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г.
В России в соответствии с требованиями международных стандартов результаты высшего профессионального образования формулируются в категориях — компетенция/компетентность. Это обусловлено необходимостью смены концепции образовательной модели с «знаниевой» на «компетентностную». В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования. По мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, — это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности.
В образовательных стандартах, разработанных в компетентностном формате, заинтересованы прежде всего работодатели. Сотрудничество вуза и предприятия предполагает внесение коррективов в образовательный процесс, определение оптимальной, с позиции работодателей, структуры подготовки специалиста. Привлечение представителей бизнеса к разработке новых стандартов должно избавить от присущего им недостатка — абстрактных методических конструкций.
Таким образом, качество профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и рекреации в вузе связано с формированием у них профессиональной компетентности, как критерия готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.
В настоящее время перед высшей школой стоит задача построения такой системы подготовки кадров, которая позволила бы обеспечить будущих специалистов набором необходимых специальных компетентностей, соответствующих запросам субъектов рыночных отношений.
Профессиональная компетентность специалиста по рекреации и туризму, определяемая как его готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность на основе интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств и мотивационных установок, обеспечит будущему специалисту конкурентоспособность и уверенность в собственных силах.
Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки специалиста рекреационно-туристской сферы может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности. Важно изменение самой логики целеполагания образовательного процесса: не что знать, а что и как уметь.
Таким образом, для обеспечения качества, эффективности и инновационного характера образования в сфере рекреации и туризма необходимо решить соответствующие задачи, в частности разработать предложения по следующим вопросам:
1. Обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, разработка новых квалификационных требований к должностям туристских профессий.
2. Создание на базе лучшего зарубежного опыта системы национальной сертификации специалистов в сфере туризма и индустрии гостеприимства.
3. Формирование системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения.
4. Распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ.
5. Создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций совместно с профессиональными ассоциациями.
6. Поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
7. Разработка концепции системы непрерывного образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства в России.
8. Модернизация образовательных программ в сфере сервиса с учетом крупных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации (подготовка кадров для таких мероприятий, как АТЭС-2012, Универсиада-2013, Олимпиада-2014).
9. Исследование количественных и качественных аспектов потребности в кадрах предприятий туризма и гостеприимства в России.
10. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг для отрасли туризма с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
12. Организация опережающего профессионального обучения работников для их последующего трудоустройства на предприятиях туристской индустрии (в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда).
13. Развитие предпринимательского духа, совершенствование изучения иностранных языков, увеличение мобильности и обменов.
14. Вхождение российских учебных заведений в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений.
Следует также отметить, что важной составляющей современного туристского образования является юридическая подготовка будущих специалистов сферы туризма. Международная юридическая конференция Международного форума юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA), которая проходила в Москве 16 — 17 апреля 2010 г., приняла соответствующие Рекомендации. В частности, в Рекомендациях предлагается учебным и научным организациям при подготовке (переподготовке) специалистов, а также при организации научных исследований уделять особое внимание рассмотрению правовых аспектов туризма как важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов и исследователей, что является необходимым условием обеспечения высокого качества и безопасности оказываемых в туризме услуг, надежного существования и прогрессивного развития туризма как решающего фактора качества жизни в современном обществе.
Для реализации этих предложений потребуется консолидация усилий и средств государства в лице Минобразования России, Минспорттуризма России и Ростуризма, а также других органов власти, работодателей и учебных заведений.
Все это приведет к обновлению организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития туризма и индустрии гостеприимства, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность и внесет свой вклад в развитие инновационной экономики страны в целом.
——————————————————————