Предложения участников межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование государственной политики развития наукоградов» (25 января 2006 г., г. Дубна Московской области)
(Редакционный материал) («Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 9)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ НАУКОГРАДОВ» (25 ЯНВАРЯ 2006 Г., Г. ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) <1>
——————————— <1> Документ приводится с небольшими сокращениями.
Наукограды — муниципальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом, имеющие высокий научно-технический потенциал, исторически созданные для решения важнейших народно-хозяйственных задач, и по настоящее время являются центрами высоких технологий, располагающие высококвалифицированными трудовыми ресурсами и современной материально-технической базой для ведения научных исследований, разработок новых технологий и инновационной деятельности. Взаимодействие российских городов науки с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам развития местного самоуправления, сохранения, использования и развития их научно-технического и образовательного потенциала для инновационного развития страны в период 1991 — 2003 годов позволило сформировать и развивать основы государственной политики в отношении наукоградов и ее нормативного правового обеспечения. Основные принципы и результаты реализации этой политики следующие: наукограды являются стратегически значимыми центрами территориальной организации научно-технической и инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции, образования и подготовки кадров; был реализован программный принцип развития муниципальных образований — наукоградов, согласованный с населением, элитами и органами власти; предусмотрены договорные условия реализации программ развития наукоградов (Правительство РФ — органы власти субъектов РФ — органы местного самоуправления); имеются опыт, заделы и предложения по использованию и механизмам использования для целей развития земель и недвижимости; накоплен богатый опыт участия населения в реализации крупных инфраструктурных проектов по жилищному строительству, телефонизации и интернетизации и т. д.; созданы и создаются объекты инновационной инфраструктуры и центры инновационной деятельности по ряду сфер применения инноваций; реализуется объединение наукоградов с «промышленными» и «сельскохозяйственными» муниципальными образованиями в территории перспективного научно-технического развития; ряду наукоградов (к настоящему времени — десяти муниципальным образованиям) присвоен предусмотренный законодательством статус наукоградов Российской Федерации. В период 2000 — 2005 годов наукограды Российской Федерации стали базовой формой территориальной организации инновационной деятельности и развития новой экономики. В ряде стратегических нормативных документов федерального уровня наукограды рассматриваются как структурные элементы новой экономики. Так, по итогам рассмотрения вопроса «О мерах по совершенствованию государственной политики в области развития наукоградов как элементов национальной инновационной системы» на заседании Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям Президент РФ дал поручения Правительству РФ о разработке комплекса мер по поддержке и развитию наукоградов как составной части национальной инновационной системы. В соответствии с «Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденными 5 августа 2005 года N 2473п-П7, формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает формирование инновационно-активных территорий, в том числе наукоградов. Состояние наукоградов, анализ эффективности мер государственной поддержки, а также мировой опыт показывают, что при государственном участии эти территории располагают возможностями опережающего развития за счет активизации инновационной деятельности, увеличения выпуска наукоемкой продукции. Кроме того, использование инновационных преимуществ наукоградов является фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения. В связи с этим механизмы взаимодействия и координации действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны быть определены как одно из важных направлений государственной политики развития наукоградов. Анализ последних изменений в законодательстве, установленных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяет сделать вывод о возможных негативных последствиях их реализации для развития наукоградов как базовых элементов национальной инновационной системы и центров развития территорий, а также ослаблении сотрудничества федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления наукоградов, научным и бизнес-сообществом. Наметившаяся в 2005 году практика присвоения статуса наукограда РФ на пятилетний срок принципиально сужает возможности реализации стратегий долгосрочного инновационного развития наукоградов, затрудняет создание и реализацию системных инфраструктурных проектов в инновационной сфере и привлечение негосударственных инвестиций. Необоснованно затягивается согласование документов по вопросам присвоения статуса наукограда РФ для муниципальных образований, получивших необходимые положительные заключения Межведомственной комиссии по научной и инновационной политике (Димитровград, Жуковский, Троицк), не предусмотрены средства в федеральном бюджете 2006 года на государственную поддержку наукоградов Бийска и Пущино, получивших статус наукограда РФ в 2005 году. Между тем механизмы долгосрочного программного развития территорий, сочетающие отраслевые, ведомственные интересы с интересами субъектов РФ и органов местного самоуправления и имеющие количественные показатели оценки эффективности мер государственной поддержки, уже прошли успешную апробацию в наукоградах. Кроме того, ряд вопросов, связанных с реализацией Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации», входит в компетенцию субъекта РФ, а комплексные программы социально-экономического развития субъектов РФ, утверждаемые законами субъектов РФ, включают мероприятия по развитию отдельных территорий, в том числе и наукоградов, расположенных на территории данного субъекта РФ. Тем не менее до настоящего времени в законодательстве субъектов РФ не обеспечено правовое регулирование статуса наукограда РФ, как это предусмотрено статьей 2 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации». Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особенности организации местного самоуправления наукоградов (статья 81) устанавливаются федеральным законодательством. Таким образом, с целью обеспечения эффективной и скоординированной политики в отношении наукоградов необходимо разработать и нормативно закрепить механизмы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления наукоградов и их научного и бизнес-сообщества по долгосрочному развитию наукоградов, использованию их потенциала для развития как элементов инновационной системы страны и регионов и внести соответствующие изменения в нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность наукоградов. В то же время необходим анализ состояния научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала и перспектив развития всех наукоградов, претендующих на получение статуса наукограда РФ, для выработки обоснованных решений о форме и сроках их государственной поддержки. Исходя из изложенного, участники межрегиональной научно-практической конференции рекомендуют: Федеральному Собранию РФ совместно с Правительством РФ: внести изменения в: — федеральное законодательство в части уточнения особенностей организации местного самоуправления в наукоградах; — Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для развития инновационной деятельности; — Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления наукоградов РФ отдельными государственными полномочиями по развитию на территории наукограда инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности, созданию условий для развития научно-производственного комплекса и привлечения инвестиций в соответствии с приоритетными для данного наукограда направлениями научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров; — установление механизма взаимодействия и координации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления наукоградов, научного и бизнес-сообщества по перспективному развитию наукоградов. Министерству образования и науки Российской Федерации: 1. Создать рабочую группу по разработке Концепции государственной политики в отношении наукоградов, совершенствованию нормативной правовой базы наукоградов и механизмов реализации планов и программ их развития с участием представителей Государственной Думы РФ, заинтересованных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления наукоградов и Союза развития наукоградов России. 2. Разработать систему показателей для планирования и оценки эффективности мер государственной поддержки наукоградов. 3. Разработать действенные механизмы взаимодействия и координации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления наукоградов, научного и бизнес-сообщества по перспективному развитию наукоградов. 4. Провести мониторинг и анализ состояния научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала и перспектив развития наукоградов. 5. Ускорить подготовку, согласование и внесение в Правительство РФ необходимых документов для присвоения статуса наукограда РФ городам Димитровграду, Жуковскому и Троицку. Минобрнауки и Минфину России: разработать методику расчета субвенций на финансирование дополнительных расходов наукоградов РФ по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры, исходя из показателей, учитывающих в том числе научно-технический и инновационный потенциал наукоградов РФ, программы и планы их перспективного развития. Органам государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены наукограды: разработать нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность наукоградов на территории данного субъекта РФ. Органам местного самоуправления и руководителям градообразующих предприятий и организаций наукоградов: подготовить предложения по вопросам совершенствования нормативного правового обеспечения развития наукоградов и представить в дирекцию Союза развития наукоградов России для обобщения и формирования предложений органам государственной власти. Союзу развития наукоградов России: подготовить предложения и дополнения к дорабатываемому проекту Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года по вопросам развития наукоградов и использованию их потенциала как элементов национальной инновационной системы.
——————————————————————