Оказание образовательных услуг негосударственными вузами: проблемы теории и судебной практики

(Полякова-Лесовых А. Е.) («Российский судья», 2007, N 2)

ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВУЗАМИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

А. Е. ПОЛЯКОВА-ЛЕСОВЫХ

Полякова-Лесовых А. Е., аспирант МГЭИ.

Возможность предоставления образовательных услуг на платной основе стала значительным импульсом к развитию высшего образования в России в начале 90-х годов XX в. Развитие негосударственного сектора системы высшего профессионального образования позволяет, по мнению различных исследователей, решать разнообразные задачи современного российского общества — от расширения возможностей доступа к высшему образованию граждан, привлечения в образовательную сферу дополнительных финансовых средств до адаптации к мировому опыту в сфере образования в силу их гибкого и мобильного реагирования на происходящие в мире изменения. По статистическим данным, если в 1993/94 гг. из 626 вузов РФ негосударственные составляли 12,4%, то в 2003/04 гг. из 1046 вузов 392 были негосударственными <1>. В настоящее время доля негосударственных вузов от общего количества высших учебных заведений в РФ составляет примерно 47% <2>. ——————————— <1> Российский статистический ежегодник. 2004 / Росстат. М., 2004. С. 249. <2> См.: Евдокимов М. Е. Высшая школа России: на пути к рыночной модели // Высшее образование в России. 2004. N 5. С. 170 — 171.

Проблемная ситуация складывается уже на уровне определения основных понятий, применяемых в регулировании деятельности негосударственного вуза. Кроме того, что правовой статус негосударственных вузов четко не определен, отсутствует понятие «негосударственное высшее учебное заведение» и «негосударственная образовательная организация». В соответствии со ст. ст. 11, 11.1 и 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» <3> образовательные организации могут быть государственными (федеральные и субъектов Российской Федерации), муниципальными и негосударственными. Впервые в область законодательного регулирования образовательной деятельности понятие «негосударственная образовательная организация» было введено с 23 января 1996 г., когда вступила в действие новая редакция Закона «Об образовании». ——————————— <3> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Такой вид образовательных учреждений, как «негосударственные», определен законодателем некорректно. Муниципальная собственность хоть и относится к собственности публичной, но это негосударственная форма собственности (см. ст. 214 ГК РФ). К частной собственности (ст. ст. 212 — 213 ГК РФ) отнесена собственность как граждан, так и юридических лиц, являющихся по закону собственниками своего имущества. Из этого следует, что образовательное учреждение, созданное как физическим, так и юридическим лицом, является частным. Кроме того, негосударственные вузы в настоящее время решают государственные задачи, связанные с повышением образованности граждан, многим вузам предоставлено право выдавать дипломы государственного образца, они проходят процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации со стороны государства. В настоящее время можно констатировать тот факт, что негосударственный вуз работает в том же режиме, что и государственные. Поэтому противопоставлять их государственным вузам только по принадлежности имущества нецелесообразно. Однако равенство государственной и негосударственной высшей школы законодательством лишь декларировано. Фактически не реализованы законодателем возможности для поддержки и стимулирования развития негосударственных вузов, особенно это проявилось, когда налоговым законодательством негосударственные вузы были лишены налоговых льгот <4>. ——————————— <4> Глава 25 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ.

В законодательстве не определено понятие «образовательные услуги», хотя законодатель широко использует его в нормативных актах. Термин «образовательные услуги» используется Правительством РФ (5 июля 2001 г. им утверждены Правила оказания платных образовательных услуг <5>) и Министерством образования (например, в Приказе от 28 июля 2003 г. «Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» <6>). Закон РФ «Об образовании» упоминает об образовательных услугах применительно к платными дополнительным образовательными услугам, под которыми понимается обучение по дополнительным образовательным программам (п. 1 ст. 45), и указывает, что негосударственное образовательное учреждение вправе брать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов (п. 1 ст. 46). При этом законодательство в области образования отождествляет понятия платных образовательных услуг, платного обучения, в том числе в пределах государственных образовательных стандартов, и платной образовательной деятельности. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016. <6> Российская газета. 2003. 19 авг.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных цензов (образовательных уровней)». Дается также понятие высшего профессионального образования — это процесс освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования, овладение которой необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного, труда в различных областях народного хозяйства, и дает право заниматься соответствующим трудом, при условии освоения образовательной программы в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (см. ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») <7>. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО не использует понятия образовательной услуги, а определяет, что под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей. Образование — это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение <8>. ——————————— <7> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <8> См.: Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО / Под ред. И. Е. Волковой. М., 1998. С. 12.

Признаком, общим для обязательств по оказанию услуг, правоведы обычно называют отсутствие вещественного результата выполненной работы, объединяя под рассматриваемым понятием действия субъектов гражданского оборота, которые либо не завершаются определенным результатом, а заключают полезный эффект в себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме <9>. Так, Д. Степанов говорит о том, что любая услуга осуществляется человеком и проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств <10>. Следовательно, правильнее говорить не о результате услуги, а об эффекте услуги. К услугам, не имеющим материального результата, неприменимы положения о сроках обнаружения недостатков, в том числе о гарантийных сроках <11>. Это правило распространяется и на образовательные услуги, что вызывает проблему определения их качественных характеристик. ——————————— <9> Гражданское право: Учеб. В 3 т. Т. 1 / Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Проспект», 2004. С. 27. <10> Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. N 2. <11> Завидов Б. Д. Договорное право России. М.: Издательство «Лига Разум», 1998. С. 220.

Однако государство определяет студента как «потребителя» образовательных услуг, предоставляя ему право оспаривать правомерность отчисления из вуза по причине невыполнения обучающимся учебного плана, отсутствия оплаты обучения и т. д. Анализ судебной практики по данному вопросу показал, что случай, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (или в любом другом случае нарушения учащимся своих обязательств по договору), противоречит ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, есть решение коллегии МАП России от 24 ноября 1999 г. «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» <12>, согласно которому включение в договоры в одностороннем порядке права образовательной организации расторгать договор в случаях неоплаты также не допускается (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-5499/03-27). Президиум Верховного Суда РФ также положительно решил вопрос о применении к образовательным отношениям положений Закона «О защите прав потребителей» <13>. ——————————— <12> «ОВД. Межведомственный информационный бюллетень»: «Платные услуги образовательного учреждения». Справочник. 6-е изд. М., 2003. С. 122. <13> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

Отношения студента и вуза регулируются Законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Нормы этих Законов определяют, что студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. Согласно п. 9 ст. 16 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к студенту за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения, могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза. Поэтому установление запрета вузу расторгать договоры на обучение в связи с невыполнением обучающимся учебного плана противоречит законодательству об образовании. Договор, заключаемый с вузом, — это не договор на услуги по обучению, студент сам в значительной степени ответствен за исполнение этого договора в части своего образования, и денежные средства, которые он вносит, — это отчасти компенсация затрат вуза на его обучение. С этой точки зрения следует выделить данный вид договора с элементами административного и гражданского права как самостоятельный в Гражданском кодексе РФ. Эти спорные вопросы необходимо урегулировать на законодательном уровне, так как без непосредственной работы студента по обучению работа любого вуза неэффективна и не соответствует основной цели образования. Пока этот вопрос не решен на законодательном уровне, по нашему мнению, целесообразно к отношениям между вузом и студентом применять нормы ГК РФ об исполнении обязательств — если сторона нарушает обязательство, то добросовестной стороне предоставляется право одностороннего отказа от исполнения обязательства (например, ст. ст. 328, 405, 463, 480, 715, 716). Следовательно, вуз вправе расторгнуть договор в перечисленных случаях. Таким образом, были проанализированы только некоторые актуальные проблемы оказания образовательных услуг в сфере негосударственного высшего образования. Так как правоотношения, возникающие в процессе осуществления образовательной деятельности, являются предметом регулирования не только гражданского законодательства, анализируя проблемы правовой регламентации возмездного оказания образовательных услуг, следует комплексно оценивать состояние всей правовой системы РФ. Регулирование обязательств по возмездному оказанию услуг негосударственными вузами осуществляется только в самом общем виде, что вызывает потребность в дальнейшем более детальном специальном регулировании. Вышеперечисленные проблемы можно решить, установив четкий, законодательно закрепленный правовой статус негосударственных вузов как равноправной части всей системы образовательных организаций.

——————————————————————