Культура взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности в ходе расследования преступлений
(Данильян С. А.) («Мировой судья», 2008, N 10)
КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С. А. ДАНИЛЬЯН
Данильян С. А., доцент кафедры криминалистики юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.
В криминалистике и юридической психологии, как представляется, взаимодействию следователя с другими участниками предварительного расследования всегда уделялось недостаточно внимания. Между тем в настоящее время назрела необходимость рассмотреть именно культурные и психологические факторы, действительно оказывающие непосредственное влияние на эффективность взаимодействия следователя, оперативного работника и специалиста в ходе раскрытия и расследования преступлений. Необходимость детального изучения этого вопроса связана с низкой культурой общения в ходе взаимодействия названных участников уголовного процесса. При этом только одно правовое положение от следователя требует быть культурным, а в отдельных случаях и психологом. Важнейшую сторону взаимодействия в устной и письменной форме составляет культура человеческого общения. Культура устной и письменной речи следователя — одно из важнейших условий повышения общей культуры взаимодействия при проведении следственных действий. «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать мысли средствами языка… Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное», — писал С. И. Ожегов <1>. ——————————— <1> Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С. 287 — 288.
Культура взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности предполагает не только использование культурных ценностей, накопленных обществом и передовой следственной практикой, но и постоянное собственное интеллектуальное совершенствование. Например, будучи старшим следователем прокуратуры и являясь наставником у молодого начинающего следователя, я имел возможность присутствовать на его первом допросе по уголовному делу свидетеля М., который работал в одном из вузов г. Краснодара. По окончании допроса следователь передал протокол допроса с показаниями свидетелю, предложив ознакомиться и расписаться в нем. Свидетель М., прочитав данный протокол, сделал следователю замечания и приступил к исправлению грамматических ошибок <2>. ——————————— <2> Пример взят из личной следственной практики.
В этих целях необходимо чаще обращаться к толковым словарям и справочникам по русскому языку; открывать учебники русского языка для средней школы, как только следователь (оперативный работник, специалист) начнет испытывать затруднения при написании соответствующих процессуальных документов. Как показывает криминалистическая практика, большинство следственных действий в настоящее время проводится во многих случаях при непосредственном участии оперативного работника и специалиста. К таким следственным действиям можно отнести: осмотр места происшествия, обыск, получение образцов для сравнительного исследования, эксгумацию, проверку показаний на месте и т. д. <3>. При их организации и проведении следователь зачастую обращается к справочникам криминалиста, что естественно и вполне логично. Однако в этих справочниках, к сожалению, нет информации о том, как ему необходимо создавать благоприятный климат общения таких разных участников следственного действия в различных ситуациях их проведения, не ослабляя своей требовательности к результатам их работы. ——————————— <3> См.: Меркулов М. Проверка показаний на месте. М.: Московский университет МВД РФ, 2008; и др.
Говоря о психологических особенностях общения в ходе взаимодействия между следователем, оперативным работником и специалистом, необходимо учитывать положение всех участников этого взаимодействия. Если интересы их не совпадают, то отношения между ними могут носить формальный или конфликтный характер, т. е. возникает некоторая психологическая борьба (интеллектуально-волевое противоборство), которая отрицательно влияет на ход расследования. Как отмечает В. М. Быков, несовпадение интересов участников взаимодействия ведет к открытой или скрытой борьбе между ними, взаимному недовольству, жалобам и т. д. <4>. ——————————— <4> Быков В. М. Преступная группа: криминалистические проблемы. Ташкент, 1991. С. 69 — 70.
Деятельность следователя в ходе осуществления расследования по уголовным делам требует устойчивого положительного эмоционального настроя и умения «контактировать» с участниками процесса. При этом процесс установления благоприятной психологической атмосферы в ходе расследования зависит прежде всего от профессиональной подготовки и опыта следователя, его умения осуществлять руководство другими участниками следственных действий, психологической совместимости участников и эмоционального фона общения. Профессиональная этика следователя при взаимодействии с оперативным работником и специалистом должна характеризоваться корректным и доброжелательным обращением, большой выдержкой. Такие качества следователя будут способствовать формированию понимания (в сознании остальных участников взаимодействия) того, что он не только должен, но и сможет понять их, даже несмотря на личные проблемы, отрицательные эмоциональные переживания и т. п. В криминалистической литературе <5> наиболее распространенные определения взаимодействия включают такие основные признаки, как согласованная, совместная деятельность и самостоятельность в пределах компетенции участвующих субъектов в ходе решения поставленных задач для достижения промежуточных и конечных целей взаимодействия. И такие их человеческие ценности, как высокая культура и коммуникабельный склад психики, позволяют (делают возможным) реализацию на практике названных и других положений. Затронутые в статье культурологические вопросы взаимодействия в ходе осуществления поисково-познавательной деятельности, на наш взгляд, весьма актуальны и заслуживают широкого научного обсуждения. ——————————— <5> Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. 3. М., 1979; Гавло В. К. Проблемы организации расследования преступлений: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 1980; Герасимов И. Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975; Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999; Кулагин Н. И. Организация управления в сфере предварительного следствия. Волгоград, 1980; Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Предварительное следствие. М., 1965; Чувилев А. А. Организация взаимодействия следователя органа внутренних дел с милицией. М., 1981.
——————————————————————