Подготовка прокурорских работников в КНР

(Андреев Г. В.) («Законность», 2013, N 3)

ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В КНР

Г. В. АНДРЕЕВ

Андреев Геннадий Владимирович, старший прокурор отдела подготовки и повышения квалификации кадров управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам подготовки кадров для органов прокуратуры КНР.

Ключевые слова: подготовка, прокуратура, КНР.

Training of prosecutorial officers in the Peoples’ Republic of China G. V. Andreyev

The article focuses on training of personnel for the prosecutorial authorities in the Peoples’ Republic of China.

Key words: training, the Public Prosecutor’s Office, the Peoples’ Republic of China.

В совместном заявлении Президента России и Председателя Китайской Народной Республики в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июня 2011 г. указано, что закрепленная в Договоре модель отношений России и Китая — равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие — сохраняет свою актуальность <1>. Наряду с экономическими и иными аспектами сотрудничества Россия и Китай важное внимание уделяют продолжению взаимодействия в сфере образования. ——————————— <1> См.: официальный сайт Президента Российской Федерации в сети Интернет (www. kremlin. ru).

В настоящее время в органах прокуратуры КНР работает 230 тыс. человек, в том числе 150 тыс. прокуроров (женщины составляют 1/4 часть). На службу в органы и учреждения прокуратуры КНР принимаются китайские граждане, имеющие высшее юридическое образование и успешно сдавшие два государственных экзамена. После сдачи первого экзамена соискателю предоставляется право на занятие должности в системе государственной службы Китая, а после сдачи второго — право на осуществление юридической деятельности в системе государственной службы, в том числе и в системе прокуратуры. К участию в конкурсе на поступление в систему прокуратуры допускаются лица, имеющие после окончания вуза стаж работы по юридической специальности не менее года, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Высокий профессиональной уровень кандидатов на службу в органы прокуратуры КНР обусловлен серьезной конкуренцией среди абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения (в среднем только 1 человек из 100 выпускников китайских школ сдает вступительные экзамены для обучения по программам высшего профессионального образования Китая). В целях предупреждения коррупции и исключения протекционизма выпускные экзамены во всех школах Китая сдаются в строго определенные дни и часы. Экзаменационные листы всех выпускников направляются в вычислительный центр Министерства образования КНР, где они обрабатываются, а затем результаты экзаменов рассылаются в соответствующие школы для объявления выпускникам. Вступительные экзамены во все вузы Китая также проводятся в один день, что исключает практику подачи абитуриентами документов в два и более вузов. Профессиональная подготовка прокурорского корпуса отнесена к стратегическим задачам развития системы прокуратуры КНР. В частности, активно используется полученный в рамках советско-китайского сотрудничества опыт по организации системы прокуратуры Союза ССР и прокурорского надзора. Полученные рекомендации Верховной Народной прокуратурой КНР успешно внедрены в практическую деятельность. Подготовка прокуроров в Китае реализуется в основном по двухуровневой системе, в соответствии с которой Верховная Народная прокуратура КНР руководит работой по профессиональной подготовке прокуроров по всему Китаю (первый уровень), а народные прокуратуры уровня провинции организуют работу по повышению профессиональной квалификации нижестоящих прокуроров (второй уровень). Понятия «образование» и «воспитание» в Китае неразделимы. К примеру, в каждом органе прокуратуры есть музей прокуратуры или соответствующий исторический стенд. В целях надлежащей организации работы в структуре Верховной Народной прокуратуры создано управление по обучению и подготовке кадровых работников при политическом управлении Верховной Народной прокуратуры, а в 1991 г. учреждена Государственная академия прокуроров (далее — ГАП). У академии 22 филиала и еще 11 филиалов находятся в стадии строительства. После ввода их в эксплуатацию практически в каждой провинции Китая будут функционировать филиалы ГАП. Традиционно в структуру филиала ГАП входят подразделения управления и реализации программ подготовки прокурорских работников. Кроме того, в народных прокуратурах уровня города и уезда определены работники, ответственные за организацию работы по подготовке прокуроров, а в прокуратурах уровня города, которые обладают необходимыми условиями, учреждаются подразделения для организации работы по профессиональной подготовке прокурорских кадров. Полагаем, что эти подразделения по своей сути аналогичны учебно-методическим отделам — межрегиональным центрам профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих прокуратуры, которые созданы в структуре прокуратур Хабаровского края и Саратовской области, а также в соответствии с решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2012 г. будут созданы на базе прокуратур Свердловской области и города Санкт-Петербурга. Для обучения и повышения квалификации прокурорских работников по всему Китаю используются различные здания, общая площадь которых составляет более 1 млн. кв. м. В системе прокуратуры КНР сформированы 4 типа подготовки работников. 1. «Подготовка компетентных руководителей». Объекты этого вида подготовки — руководители народных прокуратур местных уровней и ответственные работники управлений. Содержание подготовки включает решение ситуативных задач, проработку научных теорий в сфере юриспруденции, изучение опыта реформирования прокуратуры. Цель подготовки — повышение навыков руководящих кадровых работников в различных аспектах организации общего планирования и разработки стратегии руководства. На наш взгляд, эта программа по своей сути соответствует программе профессиональной переподготовки, которая с 2010 г. реализуется в институтах Академии Генеральной прокуратуры РФ (далее — Академия). 2. «Подготовка работников, назначаемых на должность». Объекты этого типа подготовки — работники, которые готовятся занять должности прокурора. Содержание подготовки включает изучение вопросов, связанных с профессиональной этикой, работой прокуратуры, теорию и практику реформирования в сфере юриспруденции, навыки анализа и работы по делам. Цель обучения — формирование навыков для исполнения должностных обязанностей прокурора. Полагаем, что эта программа по структуре аналогична программам повышения профессиональной квалификации прокурорских работников, которые более 40 лет реализуются Институтом повышения квалификации руководящих кадров Академии. 3. «Подготовка по специальным рабочим оперативным проектам». Объекты подготовки — прокуроры оперативных (рабочих) подразделений прокуратур. Содержание подготовки включает изучение законодательства КНР, специальных тем оперативной работы прокуратуры и приобретение практических навыков. Цель подготовки — повышение способностей и уровня прокуроров в аспектах соблюдения закона при рассмотрении дел. Считаем, что эта программа аналогична программам повышения профессиональной квалификации прокурорских работников, которые реализуются в ИЮИ и СПЮИ Академии. 4. «Подготовка в аспекте квалификации на рабочем месте». Объекты этого вида подготовки — прокуроры оперативных подразделений прокуратур. Содержание подготовки включает прикладные навыки использования компьютера, электронные ревизии, методы работы и особые приемы, составление официальных документов и обработку документации, изучение иностранных языков и прочее. Цель подготовки — укрепление универсальных и специальных навыков, необходимых прокурору на его рабочем месте. В системе прокуратуры Российской Федерации этому типу подготовки, на наш взгляд, соответствует самоподготовка работников по индивидуальным планам, участие в работе постоянно действующих семинаров, выступления на конференциях и заседаниях «круглых столов». Органы прокуратуры КНР в полном объеме используют имеющиеся ресурсы подготовки, на основании соответствующего плана разворачивая целенаправленную работу, разграниченную не только по типам, но и по уровням. В основном применяются следующие методы: 1) «концентрированная подготовка» (обучение с отрывом от работы). В целях повышения эффективности обучения органы прокуратуры Китая согласно плану работы обеспечивают направление соответствующих прокурорских работников в образовательные учреждения, в которых в течение определенного времени они проходят обучение по программам профессиональной подготовки. Необходимо отметить, что каждый прокурор прокуратуры КНР ежегодно проходит профессиональную подготовку в объеме 100 учебных часов; 2) «выездное обучение»(проведение выездных занятий). Органы прокуратуры Китая применяют метод выездного обучения («передвижные аудитории», «рабочие трибуны») и посещают органы прокуратуры западной части Китая, включая низовые прокуратуры, и разворачивают там выездную работу по подготовке кадров. Следует отметить, что, по оценкам китайских коллег, западная часть Китая наименее развита в экономическом плане. Кроме того, на этой территории сохраняется напряженная криминогенная обстановка; 3) «тренировка на посту» (обучение на рабочем месте). Органы прокуратуры Китая, сочетая реальную практику работы и потребности прокурорских работников, применяют практическое обучение в целях выработки новых умений и навыков по каждому рабочему месту. Кроме того, регулярно проводятся спортивные соревнования. Эта работа называется «подготовка и обучение работников прокуратуры с китайской спецификой»; 4) «сетевая подготовка». Органы прокуратуры Китая полностью используют современные информационные технологии. В частности, опираясь на сеть Интернет, системы видеоконференций и иные современные сетевые носители, проводят учебные занятия (лекции, семинары, «круглые столы»). С начала 2011 г. посредством системы телевизионных, телефонных и сетевых средств осуществлено периодическое повышение квалификации по программе «Основные нормы работы по соблюдению законов органами прокуратуры (издание 2010 года)». По всей стране в этом занятии участвовало 120 тыс. прокурорских работников. В 2012 г. ГАП посредством сетевых технологий реализовала программу повышения квалификации по специальной теме «Новый Уголовно-процессуальный кодекс». В этой программе участвовали все прокурорские работники всех органов и учреждений прокуратуры. Руководство Верховной Народной прокуратуры КНР уделяет серьезное внимание формированию системы подготовки и повышения квалификации прокурорских работников. В частности, акцент делается на стандартизацию всех форм подготовки. Кроме того, научные учреждения совместно с органами прокуратуры постоянно проводят исследования в области подготовки прокуроров, активно ищут закономерности в сферах профессионального обучения и подготовки, формируя новые стандарты и системы в работе по подготовке прокурорских кадров. К примеру, с 2006 г. Верховная Народная прокуратура КНР публикует концептуальные документы «Положения о подготовке прокуроров» и «Подходы Верховной Народной прокуратуры относительно крупномасштабной работы по подготовке кадров прокуратуры в 2009 — 2012 годах». Кроме того, в 2011 г. утверждены «Ведущие подходы к реформе подготовки кадров прокуратуры на период с 2011 по 2020 год», «Планирование обучения и подготовки в сфере прокуратуры всей страны в период до 2025 года» и «Стандарт создания филиалов Государственной академии прокуроров», а также некоторые другие нормативные документы и планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Указанные документы — основа для организации крупномасштабной работы по обучению и подготовке прокурорских работников и повышению их профессиональной компетенции. Система подготовки преподавателей для прокуратуры Китая создана на основе сохранения многовековых национальных традиций и изучения международного опыта подготовки кадров для органов прокуратуры и юстиции. При этом основным принципом формирования высококвалифицированного преподавательского состава определена «работа по совместительству». Проводится постоянная работа по повышению качества профессорско-преподавательского состава. Наряду с преподавателями, которые работают на постоянной основе в образовательных учреждениях системы прокуратуры Китая, осуществляющих подготовку прокурорских кадров, для работы по совместительству и участия в занятиях приглашаются высококвалифицированные прокуроры, судьи, профессора и преподаватели иных высших учебных заведений, опытные юристы из различных организаций. В результате взыскательного отбора сформирован стабильный профессорско-преподавательский состав, способный проводить занятия по всем учебным дисциплинам, которые изучаются в Государственной академии прокуроров и ее филиалах. Из всех органов прокуратуры отбираются прокурорские работники, обладающие сравнительно высоким теоретическим уровнем и богатым практическим опытом, а затем в течение определенного периода времени они занимаются преподавательской работой по подготовке кадров, обучая слушателей практическим навыкам прокурорской работы. В контексте подготовки кадров обсуждены вопросы профилактики коррупции. В системе прокуратуры Китая действует свод этических норм прокурора, который принят в 2009 г. В связи с этим необходимо отметить, что Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114 утвержден Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации. В системе прокуратуры Китая в целях предупреждения коррупционных правонарушений введены ограничения, которые по своей сути близки к ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации для прокурорских работников. Одновременно установлены запреты, отражающие китайскую специфику прохождения службы. В частности, китайским прокурорам запрещено служить в городах (районах) и иных населенных пунктах (провинциях), в которых они родились, учились или ранее работали (независимо от должности и организации). В Китае все прокуроры ежегодно проходят аттестацию. Порядок подготовки и проведения этого мероприятия «повторяет» работу соответствующих аттестационных комиссий Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. В случае отрицательной аттестации соответствующий китайский прокурор в обязательном порядке направляется в образовательное учреждение для повышения профессиональной квалификации с последующим отчетом на заседании аттестационной комиссии. Срок пребывания в должности соответствующего прокурора не может превышать 10 лет (аналогичные требования определены в п. 1.3 решения коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2012 г. «О повышении эффективности работы по формированию кадрового состава органов прокуратуры и обеспечению профессиональной подготовки прокурорских работников»). Необходимо заметить, что в сфере социальной защиты прокурорских работников законодательством Российской Федерации (по сравнению с законодательством КНР) предоставлены более качественные гарантии. К примеру, средняя продолжительность отпуска прокурорских работников Российской Федерации в 2 — 4 раза превышает продолжительность отпуска соответствующих прокурорских работников КНР. Кроме того, законодательством Российской Федерации установлен более совершенный и справедливый порядок пенсионного обеспечения прокурорских работников. К примеру, в Китае ни при каких обстоятельствах не продлевается срок пребывания на прокурорской службе. Независимо от должностей и заслуг женщины уходят на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60 лет. Порядок централизованного выделения средств на финансирование прокуратуры Российской Федерации в полной мере соответствует международным стандартам в сфере профилактики коррупции, и он более эффективен по сравнению с механизмом финансирования органов прокуратуры КНР. В частности, только Верховная Народная прокуратура КНР финансируется из государственного бюджета, а нижестоящие прокуратуры — из бюджетов соответствующих провинций, городов и т. д. Верховная Народная прокуратура КНР в целях создания системы подготовки прокурорских кадров с китайской спецификой постоянно совершенствует организацию работы по этому направлению служебной деятельности.

——————————————————————