Подготовка кадров для органов прокуратуры

(Андреев Г. В.) («Законность», 2013, N 1)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Г. В. АНДРЕЕВ

Андреев Геннадий Владимирович, старший прокурор отдела подготовки и повышения квалификации кадров управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам наставничества и подготовки кадров для органов прокуратуры РФ.

Ключевые слова: подготовка кадров, прокуратура, наставничество.

Personnel training for the public prosecution authorities G. V. Andreyev

The article focuses on the issues of coaching and personnel training for the public prosecution authorities of the Russian Federation.

Key words: personnel training, Public Prosecutor’s Office, coaching.

Почти за три столетия честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создан уникальный государственно-правовой институт — прокуратура России <1>, которая, оберегая законность, является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка на просторах России <2>. ——————————— <1> См.: Именной Указ Петра Первого от 27 января 1722 года о должности генерал-прокурора. Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997. С. 128. <2> См.: Сухарев А. Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. С. 12.

Лучших представителей прокурорского корпуса всегда отличали патриотизм, верность долгу, безупречная репутация, мужество, высокая компетентность, а принимаемые ими решения соответствовали положениям ex aequo et bono (лат.) — справедливости и доброй совести. Генеральный прокурор РФ, говоря о требованиях, которые жизнь предъявляет к работникам прокуратуры, отметил, что прокуроры — люди суровой, но благородной профессии, которая формирует такие личные качества, как твердость и принципиальность, ответственность и организованность <3>. ——————————— <3> Информация о встрече 2 декабря 2010 г. Генерального прокурора РФ Ю. Чайки со студентами и аспирантами Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. См.: Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет: www. genproc. gov. ru.

Прокуроры призваны в силу своего должностного положения и требований Закона о прокуратуре неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, не допуская малейшего отступления от них, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил. Повышение эффективности деятельности системы прокуратуры связано с решением некоторых задач, среди которых стратегически важное место занимает профессиональная подготовка кадров, осуществляемая во всех звеньях прокурорской системы. Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре, ФЗ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ и организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ. В частности, Приказом Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» определено, что основными целями профессиональной подготовки являются: развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач; совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; продвижение по службе. Система подготовки кадров для органов прокуратуры РФ включает в себя определенные этим Приказом Генерального прокурора РФ следующие элементы. Во-первых, обучение студентов по программам высшего профессионального образования в Юридическом институте, Иркутском и Санкт-Петербургском юридических институтах (филиалах) Академии Генеральной прокуратуры РФ, в трех институтах прокуратуры, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ <4> учреждены в составе Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, Саратовской государственной юридической академии (ранее — Саратовская государственная академия права) и Уральской государственной юридической академии, а также на юридических факультетах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 8 июля 1996 г. N 787 «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии».

Генеральная прокуратура РФ с перечисленными высшими учебными заведениями заключила договоры, предусматривающие целевую подготовку специалистов юридического профиля и их последующее трудоустройство в органы прокуратуры. Порядок приема в указанные вузы и обучение в них студентов регламентируются законодательством РФ об образовании, правовыми актами Министерства образования и науки РФ, соответствующими уставами и положениями вузов. Следует отметить, что лица, поступающие по целевому направлению, на общих основаниях участвуют в проводимом вузом конкурсном отборе абитуриентов. Особенностями обучения в институтах прокуратуры являются прокурорская направленность учебной программы, введение специальных дисциплин и курсов по прокурорской тематике, индивидуальный подход к студентам, постоянное изучение их личных и деловых качеств. В связи с этим у кадровых подразделений прокуратур субъектов Федерации возникают дополнительные обязанности, связанные с организацией качественного отбора для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования абитуриентов, желающих проходить службу в органах и учреждениях прокуратуры и годных по состоянию здоровья к этой службе. Работники кадровых подразделений, осуществляя отбор кандидатов в абитуриенты, проводят ознакомительное собеседование с этими лицами для уточнения мотивов, побудивших их к поступлению в вуз и выбору профессии прокурора, изучают соответствующие документы. Кандидаты в абитуриенты в обязательном порядке проходят профессиональное тестирование, в ходе которого выявляются индивидуальные качества кандидата, необходимые в прокурорской деятельности. Прокуратура субъекта Федерации выдает направления для поступления в институты прокуратуры или иные учебные заведения, которые осуществляют целевое обучение студентов для органов прокуратуры, только на основании всестороннего, объективного и полного изучения деловых и личных качеств кандидатов в абитуриенты. Кадровые подразделения прокуратур субъектов Федерации на протяжении всего периода обучения указанных лиц осуществляют взаимодействие с деканатом и кураторами учебных групп. Необходимо отметить, что количество специалистов, подготовленных институтами прокуратуры и другими вузами, с которыми прокуратурой заключены договоры о целевой подготовке кадров, не в полной мере покрывает ежегодную потребность системы прокуратуры в кадрах. В настоящее время большая часть кадров прокуратуры отбирается из числа выпускников иных высших учебных заведений. Такое положение вызывает необходимость поддерживать и развивать всесторонние связи органов прокуратуры с этими вузами. В частности, это выражается в проведении встреч со студентами, в том числе во время экскурсий, посвященных истории прокуратуры и ее деятельности. В целях формирования квалифицированного состава прокурорских работников прокуратур городов, районов, приравненных к ним других территориальных и иных специализированных прокуратур Приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 утверждена Квалификационная характеристика должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, которой должны соответствовать лица, желающие служить в органах прокуратуры. Во-вторых, молодые специалисты в установленном порядке в целях приобретения дополнительных профессиональных навыков и умений проходят соответствующую подготовку в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, которые созданы в ряде прокуратур субъектов Федерации. В-третьих, прокурорские работники систематически в рамках самоподготовки по индивидуальным планам изучают материалы Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, пленумов Верховного Суда РФ, а также ведомственные учебно-методические пособия, информационно-методические письма, приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий, статистические данные и иные документы. Кроме того, прокурорские работники участвуют в работе постоянно действующих семинаров, выступают на конференциях и заседаниях «круглых столов». В-четвертых, прокурорские работники, имеющие стаж работы свыше трех лет, как правило, один раз в пять лет повышают профессиональную квалификацию в институтах Академии Генеральной прокуратуры РФ, реализующих программы дополнительного профессионального образования. При организации работы по повышению профессиональной квалификации прокурорских работников, на наш взгляд, необходимо исходить из того положения, что практический опыт в обязательном порядке должен сочетаться с теоретическими основами. В процессе обучения особое внимание обращается на случаи неправильного толкования или применения законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ. В связи с этим важно отметить, что наряду с профессорами и преподавателями институтов Академии нередко в учебных занятиях (лекциях, семинарах, деловых играх) участвуют прокурорские работники структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур <5>. Полагаем, что эта форма обучения весьма эффективна и позволяет слушателям в рамках занятий изучить теоретические и практические аспекты соответствующих тем. ——————————— <5> Приказ Генерального прокурора РФ от 21 ноября 2011 г. N 438 «О взаимодействии органов прокуратуры и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Отношение к учебе и рост профессионального мастерства учитываются при решении вопросов о соответствии прокурорского работника занимаемой должности, поощрении и влияют на дальнейшее продвижение по службе. При аттестации прокурорских работников принимается во внимание реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в институтах повышения квалификации, на показатели их служебной деятельности. В-пятых, стажировка соответствующих прокурорских работников в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур проводится в целях повышения уровня профессиональной подготовки на основе специально составленных планов, в которых учитывается потребность работников в приобретении конкретных навыков подготовки документов, ознакомления с прокурорской и судебной практикой, расширения знаний в иных сферах прокурорской деятельности. Завершается стажировка обязательным собеседованием с руководителем подразделения, где проведена стажировка. При необходимости отчет о стажировке рассматривается на оперативном совещании. По результатам стажировки составляется итоговая справка, в которой отражается проделанная работа, дается оценка профессиональным, деловым и личным качествам работника. В-шестых, перед назначением работника на руководящую должность в обязательном порядке учитывается необходимость прохождения им обучения по программе профессиональной переподготовки в институтах Академии Генеральной прокуратуры РФ <6>. ——————————— <6> Приказ Генерального прокурора РФ от 12 августа 2010 г. N 316 «Об организации профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров».

Цель программы — подготовить прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров иных специализированных прокуратур, добросовестно исполняющих возложенные на них обязанности, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, практическим опытом, организаторскими способностями и соответствующими моральными качествами для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Выпускники программы должны соответствовать утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 12 августа 2010 г. N 316 квалификационным требованиям к должности прокурора города, района и приравненного к ним прокурора. В-седьмых, проведение прокурорскими работниками, проявляющими склонность к научной и научно-педагогической деятельности, диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидата или доктора юридических наук. Генеральный прокурор РФ в целях совершенствования отбора прокурорских работников для обучения по программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры РФ предписал соответствующим должностным лицам органов и учреждений прокуратуры рекомендовать прокурорских работников, проявляющих склонность к научной и научно-педагогической деятельности, для поступления в аспирантуру Академии <7>. При принятии решения о рекомендации необходимо учитывать опыт практической работы в органах и учреждениях прокуратуры, наличие у прокурорского работника научных публикаций, подготовку им методических рекомендаций, аналитических документов, материалов по вопросам организации прокурорского надзора и иной функциональной деятельности прокуратуры, участие в исследовательских проектах, в подготовке и проведении научно-практических конференций, методических семинаров, «круглых столов», в проведении занятий со студентами и слушателями в Академии Генеральной прокуратуры РФ, в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих. ——————————— <7> Приказ Генерального прокурора РФ от 3 сентября 2012 г. N 308 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.10.2010 N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации».

В связи с этим кадровые подразделения органов прокуратуры РФ систематически изучают уровень профессиональной подготовки работников с целью выявления прокурорских работников, склонных к научной и научно-педагогической деятельности. Восьмым элементом системы подготовки кадров является институт наставничества. Наставничество отнесено к традиционным формам воспитательной работы, которые оказывают позитивный воспитательный эффект на молодое поколение. К примеру, еще в 1778 г. в России было опубликовано наставление, переведенное с французского языка И. Муравьевым, адресованное молодому поколению. В этом труде указано, что «честному человеку ничто не должно быть драгоценнее чести. Потеря ее невозвратна». В 1789 г. в Санкт-Петербурге типографией Горного училища издана книга «Наставник, или Всеобщая система воспитания, преподающая первые основания учености». Из названия следует, что понятия «наставник» и «воспитание» по сути едины. На заседании Государственного совета 11 марта 2012 г. было отмечено, что образовательный процесс без воспитания то же самое, что тело без души <8>. Кроме того, подчеркивалось, что самое главное в воспитании — это пример жизни самого воспитателя <9>. ——————————— <8> См.: Стенографический отчет о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи» (официальный сайт Президента РФ. Дата обращения: 17.06.2012). <9> См.: Там же.

Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, определено, что наставничество является неотъемлемой формой воспитания прокурорских работников. Применительно к системе прокуратуры наставническая деятельность также нацелена на обеспечение неукоснительного соблюдения прокурорскими работниками Присяги прокурора и Кодекса этики прокурорского работника РФ, утвержденного Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г., на обеспечение неразрывной связи поколений работников прокуратуры. Институт наставничества, способствуя раскрытию личных и деловых качеств молодых специалистов, требует дальнейшего системного развития. В связи с этим необходимо отметить, что прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур постоянно совершенствуют институт наставничества, максимально используя его возможности для передачи необходимых практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж службы в органах прокуратуры менее одного года, а также для формирования у них добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. В частности, к работе с молодыми специалистами привлекаются ветераны органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ, обращаясь к ветеранам и пенсионерам прокуратуры, сказал: «Ветераны и пенсионеры не только живые носители истории и лучших традиций прокурорской системы, ветераны — опора и ее золотой фонд. По вашему отношению к долгу, отношению к людям, ко всему тому, что входит в понятие «безупречное служение Отечеству и закону», сегодняшнее поколение прокуроров выстраивает свое понимание жизненных ценностей и самой жизни» <10>. ——————————— <10> Материалы конференции Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры «О состоянии, проблемах и перспективах ветеранского движения в органах прокуратуры». М., 2010. С. 4.

Участник Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., профессор, доктор юридических наук А. Сухарев, ранее занимавший должность Генерального прокурора СССР, отнес задачу по сохранению преемственности поколений к числу наиболее важных для развития нашей страны. В соответствии с основной целью наставничества — ускорением процесса профессионального становления молодого работника, формированием у него высоких нравственных качеств — решаются следующие задачи: содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры; воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию; оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач; формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры. Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов работы молодых специалистов и наставников. Наставником может быть прокурорский работник со стажем работы в качестве прокурора не менее трех лет, имеющий высокую профессиональную квалификацию и надлежащую морально-психологическую характеристику, обладающий значительным жизненным опытом, проявляющий способности к воспитательной работе, пользующийся авторитетом в коллективе. Как правило, наставник проходит службу в одном подразделении с молодым специалистом (наставляемым). Работа прокурорского работника в качестве наставника учитывается при рассмотрении его кандидатуры при назначении на вышестоящую должность. По нашему мнению, наставничество может устанавливаться в отношении следующих категорий работников органов (учреждений) прокуратуры: молодых специалистов, окончивших очные отделения образовательных учреждений профессионального образования; лиц, впервые принятых на должности прокурорских работников в прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные и специализированные прокуратуры, Академию Генеральной прокуратуры РФ и ее филиалы; федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры, завершивших обучение по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения в высших учебных заведениях, при назначении на прокурорскую должность. Утверждение прокурорского работника в качестве наставника производится приказом прокурора субъекта Федерации, приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры, ректора Академии Генеральной прокуратуры РФ или лица, его замещающего. Этим же приказом устанавливается продолжительность наставничества. Срок наставничества может составлять от шести месяцев до одного года. В срок наставничества нецелесообразно засчитывать период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник, в отношении которого осуществляется наставничество, отсутствовал на службе по уважительным причинам. В целях координации деятельности наставников приказом соответствующего должностного лица может быть создан Совет наставников. В состав этого консультативного органа в обязательном порядке должны быть включены представители руководства соответствующей прокуратуры, кадрового подразделения и представители организации ветеранов прокуратуры. Полагаем, что Совет наставников вправе осуществлять следующие действия: обсуждать вносимые в установленном порядке кандидатуры наставников; разрабатывать с учетом конкретных направлений прокурорского надзора проекты типовых программ организации наставничества; изучать, обобщать и распространять положительный опыт в сфере наставнической деятельности, вносить руководителю соответствующего органа (учреждения) прокуратуры предложения по ее совершенствованию; оказывать методическую и практическую помощь наставникам; разрабатывать проект положения о конкурсе профессионального мастерства «Лучший наставник» и представлять его на утверждение руководителю; вносить в установленном порядке предложения по обучению наставников, в том числе с использованием информационных технологий, основам педагогики и психологии, передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы; проводить общие собрания наставников, встречи ветеранов органов (учреждений) прокуратуры с коллективами подразделений органов (учреждений) прокуратуры РФ; заслушивать при необходимости на своих заседаниях информацию наставников и работников, в отношении которых осуществляется наставничество, об организации наставнической деятельности; ходатайствовать перед руководством органа (учреждения) прокуратуры РФ о поощрении наиболее добросовестных наставников и работников. Уверены, что развитие потенциала всех элементов подготовки кадров будет способствовать укреплению прокурорского корпуса, в наибольшей степени отвечающего высоким требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, способным эффективно выполнять задачи, возложенные на органы прокуратуры Российской Федерации.

——————————————————————