Информация о деле
(Редакционный материал)
(«Законность», 1994, N 2)
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ
Анализ имеющихся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации материалов, проведенный на местах проверки, свидетельствует, что Госкомимуществом России и региональными комитетами по управлению имуществом допускаются грубые нарушения законодательства при выдаче денежных вознаграждений должностным лицам по итогам приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» в качестве обязательного условия премирования работников органов государственного управления и местной администрации установил выполнение программ приватизации, а «Временное положение о премировании руководителей комитетов по управлению государственным имуществом, наделенных правами и полномочиями территориальных агентств Госкомимущества России, органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации» ставит размер денежного вознаграждения в прямую зависимость от сумм, поступающих от приватизации.
Однако нередко в числе премируемых оказываются работники комитетов, неудовлетворительно организующие приватизацию. Так, в Свердловской области программа приватизации за 7 месяцев 1992 г. была выполнена лишь на 5,7%, а размер премиальных выплат за этот период составил 462 тыс. руб., т. е. 22 тыс. руб. в расчете на одного сотрудника. В Читинской области, где программа приватизации за первое полугодие 1992 г. выполнена на 11,7%, задолженность федеральному бюджету составляла около 25 млн. руб., работники областного комитета регулярно получали крупные премии.
Широкое распространение получило разбазаривание средств от приватизации в виде премий должностным лицам представительной и исполнительной власти, не имеющим права на получение денежных вознаграждений. Установлено, что во втором полугодии 1992 г. и январе 1993 г. выданы премии председателю Курганского областного Совета народных депутатов, его заместителю, председателю Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов, руководителям нескольких подразделений его аппарата и другим, хотя Законом РФ от 5 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» работники Советов народных депутатов исключены из числа должностных лиц, премируемых по итогам приватизации.
Факты необоснованного премирования этой категории работников выявлены также в Алтайском крае, Московской, Читинской и Ярославской областях.
Отступление от требований законодательства при выдаче денежных вознаграждений за работу по приватизации допускает и руководство Госкомимущества России. В соответствии с «Положением о представителе Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» эти должностные лица входят в структуру управления администрации Президента РФ и призваны контролировать деятельность органов исполнительной власти. Несмотря на то, что ни закон, ни упомянутое Положение не предусматривают выдачи вознаграждений за приватизацию представителям Президента РФ, заместитель председателя Госкомимущества, превысив свои полномочия, дал указание областному комитету по управлению имуществом выдать премию в размере 85 тыс. руб. представителю Президента России по Курганской области.
Не содействует поддержанию законности в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий и Временное положение о премировании, изданное с отступлением от действующего законодательства. Этим актом значительно расширены основания для выдачи вознаграждения должностным лицам, в то время как Закон предоставил Комитету право устанавливать систему премирования по итогам выполнения Государственной программы приватизации.
Кроме того, Временное положение противоречит постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 27 апреля 1993 г. N 386 «О премировании, установлении надбавок к должностным окладам и оказании материальной помощи руководителям органов исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга», предусматривающему, что главам администраций краев, областей, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга премии по итогам работы за квартал выплачиваются по решению заместителей Председателя Совета Министров — Правительства РФ. По своему должностному положению только председатель Госкомимущества РФ вправе принимать решения о премировании глав администраций. Временным положением такие полномочия даны и заместителям председателя Комитета.
Положение не содержит четкого определения порядка и условий выплаты премий, конкретного и исчерпывающего перечня работников органов государственного управления и местной администрации, имеющих право на них. А это позволяет Госкомимуществу и комитетам по управлению имуществом выдавать вознаграждения по своему усмотрению.
На основании изложенного заместитель Генерального прокурора Российской Федерации внес представление председателю Госкомимущества России, в котором поставил вопрос о принятии мер по устранению нарушений законодательства при премировании должностных лиц и привлечении к ответственности руководителей, виновных в нарушениях нормативных актов, регулирующих премирование за выполнение программ приватизации.
——————————————————————