Факторы оплаты труда в туристских агентствах
(Кулябин А. И., Остроносова О. В.)
(«Туризм: право и экономика», 2011, N 2)
ФАКТОРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ТУРИСТСКИХ АГЕНТСТВАХ
А. И. КУЛЯБИН, О. В. ОСТРОНОСОВА
Кулябин А. И., доцент кафедры туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, кандидат социологических наук.
Остроносова О. В., администратор ООО «Перекресток»; студент 6-го курса заочного отделения Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
Эффективное использование фонда оплаты труда имеет важное значение для эффективного менеджмента. Однако вопрос оплаты труда в сфере туризма является практически неизученным. Почти все авторы учебников и учебных пособий по организации и экономике туризма не уделяют вопросу оплаты труда ни одного раздела (Боголюбов В. С. Экономика туризма; Голова О. Б. Менеджмент туризма; Жукова М. А. Менеджмент в туристическом бизнесе; Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма и многие другие), за исключением учебного пособия Е. А. Замедлиной «Экономика отрасли: туризм», в котором изложена теория организации оплаты и стимулирования труда.
Исследование оплаты труда, проведенное на примере турагентств «Вояджер», «Дальний путь», «Елена», показало следующее: на уровень оплаты труда сотрудников туристских агентств влияют следующие факторы:
1) должность и квалификация персонала, отраженная в штатном расписании;
2) доля стоимости путевки, которую туроператор оставляет туристскому агентству;
3) степень автономности агентства;
4) сезонность.
Остановимся на этих факторах подробнее.
1. Должность, квалификация и сложность труда работников учитываются в штатном расписании. Устоявшиеся туристские агентства, например «Дальний путь», имеют следующее штатное расписание и номинальную зарплату (табл. 1).
Таблица 1. Штатное расписание туристского
агентства «Дальний путь»
N Должность Разряд Номинальный оклад,
п/п тыс. рублей
1 Директор XVIII 18,0
2 Гл. бухгалтер XVII 17,0
3 Бухгалтер XIV 14,0
4 Менеджеры продаж — 6 человек X 10,0
5 Кассир XIV 14,0
6 Водитель XIII 13,0
7 Охранник X 10,0
8 Техничка VI 6,0
9 Дворник VI 6,0
Обычно в частных предприятиях, в том числе и в туристских агентствах, применяется так называемая безразрядная система оплаты труда, когда ее размер определяется на усмотрение работодателя. Однако фоном для этой системы служит 18-разрядная тарифная система, применяемая на государственных предприятиях, разрядным шагом в которой является тысяча рублей.
Зарплата руководителя, как человека наиболее квалифицированного и ответственного за все направления деятельности организации, устанавливается по высшему разряду. Но если руководитель агентства не является его собственником, то она устанавливается в Тюмени на уровне 18 — 20 тыс. рублей.
Зарплата главного бухгалтера уступает только зарплате руководителя и устанавливается на уровне 16 — 17-го разрядов, поскольку значение квалификации бухгалтера для эффективности организации неоценимо. Его подчиненные (бухгалтер и кассир) имеют разряды на 2 — 3 разряда ниже.
Основной рабочей силе — менеджерам продаж номинальный оклад устанавливается небольшой: на уровне 10 тыс. рублей. Но этот оклад они получают только в зимнее время. А в летнее время они получают значительные премии к окладу за перевыполнение месячных заданий, и их зарплата может превышать 20 тыс. рублей, а среднемесячная за год — около 15 тыс. рублей. Перечисленные выше специалисты и руководители в летнее время тоже получают премии, но в меньшей доле, чем менеджеры продаж.
Расходы на оплату труда охранников могут быть ниже указанных в штатном расписании, так как редко какое туристское агентство располагается в автономном здании. Обычно туристические агентства арендуют две-три комнаты в больших офисных помещениях и для его охраны объединяют свои усилия с другими арендаторами данного здания. Туристическое агентство платит охранному предприятию долю стоимости охраны, пропорционально доле занимаемой им площади этого здания.
Техник по уборке помещения должен каждый рабочий день делать косметическую уборку (мыть пол и вытирать пыль) и раз в неделю капитальную — с обработкой стен и окон.
Дворник, как правило, нанимается на осенне-зимний период, а летом может быть вызван для временной работы с дневной или даже почасовой оплатой — по 50 рублей в час.
2. Чтобы иметь право продавать туристские путевки, туристское агентство должно заключить договоры с десятками туроператоров. Например, туристское агентство «Дальний путь» ежегодно заключает договоры более чем с 50 туроператорами, а туристское агентство «Вояджер» — с 80 туроператорами. Чем больше заключено таких договоров, тем больший выбор вариантов путешествий может предоставить туристское агентство потенциальному покупателю, тем больше проданных туристских путевок и зарплата сотрудников туристского агентства.
Доходы туристского агентства будут зависеть от того, сколько туроператор перечислит ему за продажу его туристского продукта. Если туроператором выступает санаторий, то он, как правило, дает на реализацию лишь 5% стоимости путевки (например, санатории курорта Белокуриха), если это туроператор российского масштаба (Tez Tour, Пегастик-тур, Natali Tours), то он, как правило, перечисляет 10% от стоимости реализованной путевки, но в случае реализации больших объемов туристских путевок туроператоры могут оставлять туристским агентствам до 12% стоимости реализованных туристских продуктов.
3. Оплата труда в туристских агентствах зависит от того, является ли оно самостоятельным или организовано как представительство другой фирмы. Если агентство организовано как представительство другой фирмы, то штат фирмы значительно изменяется. Как правило, сокращается должность бухгалтера(ов), а должность кассира выполняется менеджерами продаж, т. е. расходы агентства сокращаются. Одновременно увеличиваются его доходы, так как основная фирма передает им не 10, а 12 — 14% стоимости реализованной путевки. Поэтому штатное расписание агентства «Вояджер», являющегося представительством туристской фирмы из Москвы, выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Штатное расписание туристского
агентства «Вояджер»
N Должность Разряд Номинальный оклад,
п/п тыс. рублей
1 Руководитель XVIII 18
агентства
2 Менеджеры XV 15,0 x 3 = 45
продаж — 3
3 Дворник V 5
4 Техничка V 5
5 Охрана XIII 7
(перечисляется)
Основная «производительная сила» — это менеджеры продаж. Им помогает руководитель. Они имеют норму валового дохода за месяц — 45 — 50 тыс. рублей (это не менее 22 путевок при доле агентства с каждой путевки — 2 тыс. рублей). Если они не выполняют эту норму, то премия им не выплачивается, а если перевыполняют (в летние месяцы они задерживаются на работе до 22.00 часов), то премия не ограничивается, за исключением зачислений в резерв. То есть здесь все агентство действует на основе комиссионной оплаты, а на его сотрудников распространяется повременно-премиальная система оплаты труда.
4. Работа туристских агентств и оплата их сотрудников подвержены ярко выраженной сезонности, так как большинство наших трудящихся (а в учреждениях образования — абсолютное) берут отпуск летом. Лето позволяет побывать на лоне естественной природы, позагорать, покупаться, совершить экскурсии к историческим достопримечательностям при благоприятных погодных условиях и многое другое. Суммирование месячных продаж туристских путевок агентств «Дальний путь», «Вояджер», «Околица» показало, что месяцем наименьшей нагрузки является январь, месяцем наибольшей нагрузки является, как правило, июнь (рис. 1).
14
*
12 * *
*
10 *
*
8 *
*
6 *
*
4
* *
2
0
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Рис. 1. Число обращений за турпутевками по месяцам
Выводы.
В целом работа по реализации путевок туристскими агентствами оплачивается туроператорами на комиссионной основе. Эта комиссия может составлять от 5 до 14% стоимости реализованной путевки.
Оплата труда сотрудников туристских агентств строится на сдельно-премиальной системе.
Сезонность покупок туристских путевок вынуждает туристские агентства резервировать часть фонда оплаты труда летнего периода для оплаты труда в зимний период.
——————————————————————