Совершенствование налогового администрирования в рамках противодействия преступлениям коррупционной направленности
(Шикунова О. Г.)
(«Административное и муниципальное право», 2010, N 2)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РАМКАХ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
О. Г. ШИКУНОВА
Шикунова Ольга Георгиевна — кандидат юридических наук, начальник организационно-правового управления Правового департамента МВД России.
В настоящее время под руководством Президента РФ разрабатывается комплексная система мер противодействия преступлениям коррупционной направленности, предусматривающая в том числе совершенствование антикоррупционного законодательства в экономической сфере в связи с принятием Федерального закона N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также налоговых проверок» и Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства». Так, 1 сентября 2009 г. в Минюсте России зарегистрирован совместный Приказ, разработанный МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/мм-7-2-347 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Ключевые слова: налоговое администрирование, противодействие коррупции, административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности, контрольно-проверочная функция органов внутренних дел, субъекты малого и среднего предпринимательства, взаимодействие ОВД и налоговых органов, выездные налоговые проверки, налоговые преступления.
Improvement of Tax Administration in the Framework of Anti-Corruption Measures
O. G. Shikunova
At the present time the President of the Russian Federation establishes the integrated system of anti-corruption measures including improvement of anti-corruption policy in the sphere of economics (see the Federal Law N 293 ‘On Changes in Legal Acts of the Russian Federation in the Part of Exclusion of Other than Procedural Rights of Internal Affairs Authorities of the Russian Federation Regarding Inspecting Businesses and Tax Inspections’ and the Federal Law N 294 ‘On Protection of Rights of Entities and Individual Entrepreneurs when Carrying Out State Control (Supervision) of Small and Middle Businesses’). As an example, on September 1, 2009 the Ministry of Justice registered the Order prepared both by the Ministry of Internal Affairs of Russia and Federal Tax Service of Russia (see the Order N 495/mm-7-2-347 ‘On Approval of Coordination Procedure between Internal Affairs Bodies and Tax Authorities with the Purpose to Prevent, Define and Eliminate Tax Crimes and Violations’ from June 30, 2009).
Key words: tax administration, anti-corruption, administrative restrictions in business activity, monitoring and supervisory function of internal affairs bodies, subjects of small and middle business, interaction between internal affairs bodies and tax authorities, feld tax inspections, tax crime.
В 2008 — 2009 годах одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности МВД России стало совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия коррупции в рамках реализации принятого в декабре 2008 г. пакета президентских Законов: N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», N 5-ФКЗ «О внесении изменений в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
В настоящее время под руководством Президента РФ разрабатывается комплексная система мер противодействия преступлениям коррупционной направленности, предусматривающая в том числе совершенствование антикоррупционного законодательства в экономической сфере.
Так, во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» приняты Федеральные законы N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также налоговых проверок» (далее — Федеральный закон») и N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства».
Федеральным законом признаны утратившими силу п. п. 25 и 35 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», составлявшие, по сути, правовую основу деятельности органов внутренних дел по реализации контрольно-проверочной функции, с одновременным внесением изменений в ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части предоставления права и установления порядка изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий».
В целях реализации Федерального закона издан Приказ МВД России от 8 января 2009 г. N 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России», которым признаны утратившими силу Приказы МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и от 2 августа 2005 г. N 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», регламентировавшие деятельность органов внутренних дел в указанной сфере.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона милиции предоставляется право участвовать в налоговых проверках в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах по запросам налоговых органов (п. 33 ст. 11 Закона РФ «О милиции»).
Учитывая, что выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экономической направленности, связанных по сути своей с налоговыми правонарушениями и преступлениями, являются одними из основных задач и направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, важным этапом в реализации положений Федерального закона, Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 137 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в части внесения изменения в п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее — НК) стал совместный Приказ от 30 июня 2009 г. N 495/мм-7-2-347 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее — Приказ), разработанный МВД России и ФНС России также с учетом положений Федеральных законов от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в части уточнения полномочий руководителя следственного органа.
Приказ утверждает Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (далее — Инструкция N 1); о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (далее — Инструкция N 2); о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (далее — Инструкция N 3); отменяет ранее действовавший Приказ МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Согласно Инструкции N 1, сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках только по мотивированному запросу налогового органа, основанием для направления которого может быть имеющаяся у налогового органа информация о нарушениях налогового законодательства, необходимость привлечения в этой связи сотрудника органов внутренних дел к проверке указанной информации; назначение выездной налоговой проверки по материалам, направленным органами внутренних дел; привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемке документов, проведении исследования, опроса, осмотра помещений); содействия должностным лицам налогового органа в случае воспрепятствования их законной деятельности, в обеспечении мер безопасности.
Должностные лица налоговых органов при проведении проверки в рамках налогового контроля действуют в соответствии с НК, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также Инструкцией N 1. Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки в рамках полномочий, предоставляемых НК, Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК), Законом РФ «О милиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Инструкцией N 1.
Важно, что согласно положениям Инструкции при наличии постановления следователя при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения, содержащиеся в этом постановлении, по характеру, сроку и ее объему с учетом ограничений, установленных НК.
По результатам рассмотрения материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в соответствии с НК о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При выявлении административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах их компетенции) возбуждается дело об административном производстве в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП).
В случае вынесения органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
О принятом в соответствии со ст. 145 УПК процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган с разъяснением права и порядка обжалования данного решения.
В случае принятия решения о прекращении уголовного дела, следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган; при этом сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться в соответствии с п. 4 ст. 4.5 КоАП со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел в устанавливаемом Инструкцией N 2 порядке в десятидневный срок со дня получения сведений направляют материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
При вынесении постановления о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом сведения, составляющие государственную тайну, направляются в порядке, установленном законодательством РФ.
Не позднее десяти дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление в органы внутренних дел о принятом решении — либо о назначении выездной налоговой проверки, либо об отказе в проведении мероприятий налогового контроля. В этой связи Инструкция N 2 содержит перечень оснований для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным органами внутренних дел. При этом в случае отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля по таким материалам органы внутренних дел вправе направить их в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности отказа.
В соответствии с Инструкцией N 3, в случае, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки состава преступления, налоговые органы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел в устанавливаемом Инструкцией N 3 порядке для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом по направленным материалам на основании письменных запросов налоговые органы при необходимости представляют в органы внутренних дел дополнительную информацию.
По результатам их проверки при наличии признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа в соответствии со ст. 145 УПК принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.
В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам, направленным налоговыми органами, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет в налоговый орган уведомление об этом с приложением копии постановления.
В налоговый орган также направляется уведомление в случае передачи материалов по подследственности в другие правоохранительные органы.
——————————————————————