Дополнительные дни отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

(Бондаренко И. П.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 3, 2001)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДНИ ОТДЫХА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

И. П. БОНДАРЕНКО

И. П. Бондаренко, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на труд и право на отдых (установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск). Для военнослужащих в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы, в соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона устанавливается продолжительность служебного времени военнослужащих. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением мероприятий, проводимых в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащих могут быть присоединены к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом необходимо иметь в виду следующее:

1. Не все военнослужащие могут быть привлечены к исполнению служебных обязанностей сверх установленной еженедельной продолжительности служебного времени. В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих — женщин распространяются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. ст. 54, 162 КЗоТ РФ не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В соответствии со ст. ст. 54, 163 КЗоТ РФ женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки только с их согласия.

2. Не у всех военнослужащих установленная продолжительность еженедельного служебного времени составляет 40 часов в неделю. Например, Приказом Министра обороны «Об основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим, работающим с источниками ионизирующих излучений» 1983 г. N 285 некоторым категориям указанных военнослужащих установлена сокращенная продолжительность еженедельного служебного времени (36, 30 и 24 часа). В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая ее продолжительность не предусмотрена иными законодательными актами Российской Федерации. В п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 36-часовая рабочая неделя предусмотрена для женщин, работающих в сельской местности. В соответствии со ст. 49 КЗоТ РФ по просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка — инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет), работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. В соответствии с Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29 апреля 1980 г. N 111 и Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 8-51 режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:

сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;

сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);

сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.

Указанные режимы труда могут предусматривать разделение продолжительности ежедневной работы на части, например, доставка утренней и вечерней почты, продажа газет и журналов и т. д.

При установлении режимов труда с неполным рабочим временем продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели — менее 20 — 24 часов соответственно при пяти — и шестидневной неделе.

Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее — сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, далее — Порядок учета служебного времени) с комментариями Д. А. Митюрича приведен в журнале «Право в Вооруженных Силах» N 11 2000 г. Вместе с тем хотелось бы изложить свою точку зрения на некоторые вопросы.

Сверхурочное время определено автором как количество часов служебного времени, в течение которого военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы (как должностных, так и специальных) сверх нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

По моему мнению, сверхурочным временем следует считать количество часов служебного времени, в течение которого военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, привлекался к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной (а не нормальной) продолжительности еженедельного служебного времени. Эта формулировка прямо вытекает из п. 1 Порядка учета служебного времени и использует однозначные и устоявшиеся термины трудового права. Дело в том, что:

1. Если военнослужащему установлена продолжительность еженедельного служебного времени менее 40 часов, то время привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх этого времени до 40 часов также подлежит компенсации.

2. В законодательстве (в том числе и в Порядке учета служебного времени, ст. ст. 54 — 63 КЗоТ РФ) под сверхурочным временем понимаются именно рабочие дни.

3. В ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в п. 1 Порядка учета служебного времени под учетным периодом понимается именно неделя. В соответствии со ст. 226 УВС ВС РФ распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. И несмотря на то, что в соответствии со ст. 228 УВС ВС РФ регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривает ежедневную продолжительность служебного времени (время прибытия на службу, убытия с нее, время перерыва для приема пищи), п. 1 Порядка учета служебного времени, где раскрывается понятие сверхурочного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не затрагивает изложенные в ст. 11 указанного Федерального закона вопросы предоставления указанным военнослужащим отдыха соответствующей продолжительности в другие дни в течение одной недели. Из этого можно сделать вывод, что п. 1 Порядка учета служебного времени не относит к сверхурочному время привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, компенсированное военнослужащему отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих — женщин, которым в соответствии со ст. 49 КЗоТ РФ установлена неполная продолжительность ежедневного служебного времени, следует принимать во внимание, что в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 ноября 1978 г. N 10 время, проработанное работником с неполным рабочим днем сверх установленной ему продолжительности рабочего дня, но в пределах установленного полного рабочего дня, сверхурочным не считается.

Предельная продолжительность времени, в течение которого военнослужащие могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверхурочно, в настоящее время определена достаточно расплывчато в ст. 228 УВС ВС РФ, где указано, что круглосуточное дежурство офицеров, прапорщиков и мичманов, не входящих в состав суточного наряда, в воинской части и подразделении может быть введено только в исключительных случаях на ограниченное время командующим войсками военного округа, фронтом, группой войск, флотом.

В соответствии со ст. 230 УВС ВС РФ днями отдыха для военнослужащих, кроме несущих боевое дежурство (боевую службу) и службу в суточном наряде, являются воскресные и праздничные дни. Праздничные дни (ст. 65 КЗоТ РФ) приведены в вышеуказанном комментарии к Порядку учета служебного времени (Право в Вооруженных Силах. 2000. N 11). Кроме воскресных дней в регламенте служебного времени могут быть предусмотрены другие дни отдыха, так, например, в соответствии со ст. 229 УВС ВС РФ в еженедельный парково — хозяйственный день для руководства работами назначается минимальное количество офицеров и прапорщиков, которым предоставляется в течение недели день отдыха. В п. 4 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изначально предполагается наличие более одного выходного дня в неделю у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме проходящих военную службу в военных образовательных учреждениях профессионального образования и учебных воинских частях), так как дни отдыха (не менее шести в месяц) предоставляются в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни в сверхурочное время не входит и учитывается отдельно. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Эти две, на первый взгляд, похожие компенсации имеют ряд существенных различий:

1. При компенсации сверхурочного времени не учитывается время, затраченное на дорогу к месту службы и обратно.

2. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни имеет установленные федеральным законом пределы (не менее одного выходного дня в неделю).

3. Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492 фактически запрещено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных перечнем мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

4. Время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные и праздничные дни не компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При предоставлении суток отдыха, по моему мнению, необходимо учитывать, что для рабочих, предвыходных и предпраздничных дней регламентом служебного времени установлена, как правило, разная продолжительность ежедневного служебного времени.

Дополнительные дни отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в состав основного отпуска не входят. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных дней отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Примерная форма журнала учета служебного времени и дополнительных дней отдыха приведена в журнале «Право в Вооруженных Силах» (2000. N 11. С. 10 — 11).

Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492), учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

П. 5 Порядка учета служебного времени (как более поздний) должен был внести изменения в ст. ст. 269 (предоставление дня отдыха офицерам и прапорщикам, входящим в состав суточного наряда в выходные и праздничные дни) и 362 (предоставление дня отдыха военнослужащим за неиспользованные в связи с несением боевого дежурства выходные и праздничные дни) УВС ВС РФ.

Федеральный закон не содержит других условий, кроме отнесения Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) мероприятий к перечню мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, однако представляется, что время участия в указанных мероприятиях, если они проводятся в рамках установленной продолжительности еженедельного служебного времени, компенсации подлежать не должно.

Некоторые из указанных мероприятий носят плановый характер. Так, состав суточного наряда в соответствии со ст. 261 УВС ВС РФ объявляется в приказе по полку на период обучения; состав гарнизонного наряда определяется на месяц в ведомости гарнизонного (суточного) наряда (ст. 54 УГиКС ВС РФ); состав дежурных сил и средств, степени их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены определяются приказом командира воинской части (ст. 361 УВС ВС РФ). Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) проводятся в соответствии с планами и приказами. При планировании проведения таких мероприятий следует заранее предусматривать дни отдыха военнослужащих.

Участие в проведении миротворческих операций производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил принимается Президентом Российской Федерации на основании Постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение международного договора не предполагается, в соответствии с Федеральным законом.

Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения или при возникновении чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении» и ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по решению Президента Российской Федерации.

Военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико — психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). Этот вопрос был достаточно полно освещен в N 11 журнала «Право в Вооруженных Силах» за 2000 г.

——————————————————————