К вопросу участия граждан в охране общественного порядка в блокадном Ленинграде

(Кацуба И. В.) («История государства и права», 2009, N 5)

К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

И. В. КАЦУБА

Автор в статье представляет формы участия граждан в охране общественного порядка, останавливаясь на примере данного участия в блокадном Ленинграде. В ходе прорыва и снятия блокады изменения в обстановке в городе детерминировали смену системы и тактики организации охраны общественного порядка. Одним из путей укрепления общественного порядка является активизация работы общественных формирований и участия граждан в обеспечении данного порядка. Формы участия граждан в охране общественного порядка многообразны, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям. А. Ф. Пехтерев в 1987 г. в основу такой классификации определил следующие критерии: масштабность, массовость, самостоятельность <1>. На основании данных критериев выделялись четыре группы форм участия граждан в охране общественного порядка: ——————————— <1> Пехтерев А. Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1987. С. 13 — 16.

— массовые постоянно действующие общественные формирования (добровольные народные дружины, комсомольские оперативные отряды, советы общественности, советы профилактики правонарушений, отряды юных дзержинцев и др.), сопутствующие правоохранительным органам, оказывающие им постоянную помощь; — общественные юрисдикционные формирования, обладающие правом рассматривать и разрешать по существу индивидуальные конкретные дела (товарищеские суды, административные и наблюдательные комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних, общественные пункты охраны порядка), связанные с различного рода правовыми спорами и конфликтами; — общественные организации содействия органам внутренних дел по охране общественного порядка (домовые, уличные, квартальные, родительские комитеты, советы ветеранов, рабочей чести, старейшин, инвалидов, пенсионеров, общественные воспитатели), возникающие по инициативе самих граждан; — личное индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка (участие в нештатном сотрудничестве с милицией; общественные участковые инспекторы, общественные автоинспекторы, общественные инспекторы инспекций по делам несовершеннолетних; выступления в печати, по радио, телевидению; письма, жалобы, заявления граждан и др.) <2>. ——————————— <2> Там же. С. 16 — 17.

Чтобы успешно осуществлять правоохранительные функции в сфере охраны общественного порядка, необходимо иметь достаточно профессиональный, организованный аппарат, способный на достаточно высоком уровне анализировать информацию о социальных процессах и факторах, влияющих на состояние охраны общественного порядка, планировать расстановку сил и средств правоохранительных органов и организаций, обеспечивать взаимодействие между ними, что было блестяще продемонстрировано, по нашему мнению, в блокадном Ленинграде. В условиях быстроразвивающихся событий и неблагоприятно складывающейся в начале Великой Отечественной войны обстановки это, естественно, не могло не отразиться на ходе выполнения поставленных задач по охране общественного порядка. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» <3>. В зависимости от складывающейся обстановки происходили структурные изменения в органах внутренних дел, часть сотрудников убыла в отдельные строевые части. Для организации охраны общественного порядка на коммуникациях активно привлекались члены бригад содействия милиции (БСМ) и советского актива <4>. Так, например, с усилением потоков беженцев в город Ленинград из районов Прибалтики, Карелии, Ленинградской области встала задача не допустить проникновения в город врага и преступных элементов. Сотрудники органов внутренних дел совместно с членами БСМ проверяли всех въезжающих и выезжающих из города лиц. Это осуществлялось путем выставления контрольно-пропускных пунктов (КПП), места и численность которых менялись в зависимости от складывающейся обстановки. С 30 июня 1941 г. была организована заградительная линия из личного состава милиции и членов БСМ, которая представляла собой цепь КПП, расположенных на главных стратегических магистралях, ведущих к городу <5>. В приказе управления милиции N 52, изданном 1 июля 1942 г. в дополнение к приказу N 51 «О контроле за въездом в город Ленинград», указывалось, что КПП считать суточными — двухсменными. Смена работает 12 часов. На пост выставляется 2 милиционера и не менее 1 члена БСМ <6>. Таким образом, в течение суток на КПП работали: 92 работника милиции и 46 членов БСМ <7>. ——————————— <3> Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: В 5 т. Т. 3. 1941 — 1952 годы. М.: Политиздат, 1968. С. 35 — 37. <4> Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 175. Л. 1081. <5> Скилягин А. Т. и др. Дела и люди ленинградской милиции. Л.: Лениздат, 1967. С. 247. <6> Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 187. Л. 65. <7> Там же. Л. 84.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной подготовке» сотрудники органов внутренних дел и члены БСМ проверяли соблюдение правил МПВО должностными лицами и гражданами, следили за подачей сигналов воздушной тревоги и состоянием бомбоубежищ, обеспечивали порядок в очагах поражения, охраняли неразорвавшиеся бомбы и снаряды, помогали организовывать сохранность документов и денег, спасали людей, ликвидировали завалы <8>. Участие в мероприятиях МПВО на протяжении всего периода блокады города Ленинграда было важной деятельностью по обеспечению охраны общественного порядка. Для усиления охраны общественного порядка широко привлекались силы общественности — группы самозащиты домов, члены бригад содействия милиции (БСМ), и в целом суточный наряд, не считая стационарных постов ОРУД, составлял около 1200 человек и 100 — 120 добровольцев БСМ <9>. Ежедневно в патрулировании по городу Ленинграду участвовало 130 — 150 членов БСМ. На основании решения Ленинградского ГК ВКП(б) от 9 августа 1941 г. и решения Ленинградского ГК ВЛКСМ от 26 августа 1941 г. был сформирован Комсомольский полк по охране революционного порядка <10>. На полк возлагались задачи: оказывать помощь отделениям милиции города по охране укреплений полевого типа и траншей, контролю за соблюдением правил светомаскировки, несению охраны домов группами самозащиты, за работой групп противопожарной охраны, наконец, по обеспечению революционного порядка в городе и выполнение других оперативных заданий. В помощь отделениям милиции РК ВЛКСМ было направлено 4 тысячи комсомольцев. Из них были сформированы БСМ, которые возглавлялись бригадирами. Весь состав разбивался на три группы, которые работали в ночное и вечернее время. Работа осуществлялась под руководством заместителей начальников отделений милиции по службе. Режим работы: через два дня на третий. Все обеспечивались удостоверениями членов БСМ. Таким образом, охрана общественного порядка в условиях блокадного Ленинграда осуществлялась сетью наружных постов, заградительными линиями и заслонами, оперативными группами, патрулями, высылаемыми в ночное время по специально разработанным маршрутам. ——————————— <8> Бюллетень Ленгорсовета. 1941. N 34 — 35. <9> Скилягин А. Т. и др. Указ. соч. С. 247. <10> Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 187. Л. 138.

В мае 1944 г. отделом службы и боевой подготовки Управления милиции по Ленинградской области в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 г. «Об издании местными исполкомами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение административных взысканий» <11> была разработана Инструкция органам милиции Ленинградской области по наложению и производству административных взысканий за нарушение постановлений Правительства, решений Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся, исполкомов районных Советов и постановлений Военных советов фронтов и отдельных армий <12>. Инструкция была согласована с прокурором Ленинградской области и после утверждения начальником УМ УНКВД ЛО с 15 мая 1944 г. введена в действие. Все районные органы милиции области строго руководствовались ею в процессе наложения административных взысканий. В работу по контролю и выполнению отделения милиции вовлекали широкие слои общественности: в сельской местности членов групп охраны общественного порядка и членов бригад содействия милиции, а в городах весь партийно-советский актив. Каждое постановление государственных органов власти и решение местных Советов депутатов трудящихся детально изучалось как начальниками, так и рядовым составом. Усиление патрульно-постовой службы, перекрытие наиболее уязвимых мест пикетами позволили значительно улучшить профилактику правонарушений в общественных местах. Постановлением ГКО от 28 апреля 1945 г. было отменено затемнение в г. Ленинграде. В связи с изменившейся обстановкой был рассмотрен вопрос об изменениях в порядке передвижения населения в пределах Ленинградской области. Отмена светомаскировки и изменение порядка передвижения в 1945 г. послужили снижению количества привлеченных в административном порядке за нарушение общественного порядка и решений местных органов государственной власти <13>. ——————————— <11> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1931. N 17. Ст. 186. <12> Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 260. Л. 318 — 321. <13> Там же. Д. 8. Л. 17.

Таким образом, по мере изменений в военной обстановке происходили адекватные изменения в правовом режиме. Мероприятия местных комитетов обороны имели важное организующее и мобилизующее значение. Анализируя их деятельность, можно отметить, что она была направлена на создание оборонительных сооружений, формирование соединений народного ополчения, эвакуацию населения, обеспечение охраны тыла, а также надлежащего общественного порядка. В апреле 1946 г. группы охраны общественного порядка были расформированы, а их члены влились в состав функционирующих бригад содействия милиции.

——————————————————————