Экстрадиция — самостоятельное направление прокурорского надзора

(Шемонаев П.)

(«Законность», N 8, 2000)

ЭКСТРАДИЦИЯ — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

П. ШЕМОНАЕВ

П. Шемонаев, заместитель прокурора Рязанской области.

На основании Минской конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г., указания Генеральной прокуратуры РФ «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции» от 23 июня 1998 г. на органы прокуратуры субъектов Российской Федерации, территориальных и специализированных прокуратур возложены функции надзора за законностью задержания иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, а также решение вопросов, связанных с их выдачей в другие государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

В прокуратуре Рязанской области вопросы экстрадиции приказом прокурора области от 1 сентября 1998 г. возложены на старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. Ранее проблемами экстрадиции занимались представители отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД следственного управления прокуратуры.

Следует отметить, что с ежегодным возрастанием числа ходатайств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, данное направление прокурорской деятельности становится самостоятельным, и как свидетельствует обобщение практики, передача этих вопросов в руки старшего помощника прокурора области вполне обоснованна.

Всего в 1999 г. и 1-м квартале 2000 г. рассмотрено 33 материала о выдаче задержанных лиц из России (1-й квартал 2000 г. — 8): принято решение о выдаче в 11 случаях; отказано в выдаче в 14; в отношении 5 лиц решено выдачу отсрочить до отбытия ими наказания за совершение преступлений на территории Российской Федерации. В отношении 2 лиц проведенной по поручению Генеральной прокуратуры РФ проверкой установлено, что они на территории области не зарегистрированы; один человек, разыскиваемый Азербайджаном, незаконно освобожден работниками милиции.

Основную массу иностранных граждан, задержанных на территории области, составляют граждане Закавказских республик и Украины. Так, за 1999 г. 70% задержанных граждан были объявлены в федеральный розыск: Украиной — 34%, Арменией, Грузией и Азербайджаном — 36%.

Наибольшее количество проверок по разыскиваемым лицам проведено в Московском районе — 7, Рязанской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ — 5, Михайловском районе — 4, Старожиловском — 3, Советском — 2, Железнодорожном, Рязанском и Ряжском районах — по 2, Кадомском, Новодеревенском, Кораблинском и Сасовском — по 1.

Несмотря на принимаемые меры по усилению прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, в этой работе имеются недостатки.

В ряде районов области не налажена четкая организация работы по материалам, связанным с экстрадицией. Допускаются многочисленные нарушения указания прокуратуры области, изложенные в информационном письме «О нарушении требований Генеральной прокуратуры РФ по экстрадиции» от 4 декабря 1998 г., направленном во все районы области.

Незамедлительное информирование прокуратуры области о фактах задержания иностранных граждан, находящихся в федеральном розыске, и представление материалов проверок для дальнейшего направления их в Генеральную прокуратуру РФ нередко не производится.

Прокурорами районов материалы проверок представляются к истечению месячного срока содержания под стражей, а иногда лишь по запросу прокуратуры области, и в сроки, значительно превышающие допустимые (Советский, Железнодорожный, Московский и Сасовский районы).

Прокуратурой Московского района проверка по факту задержания Епремяна проводилась с сентября 1999 г. по январь 2000 г., Ходжиматова с декабря 1999 г. по февраль 2000 г. В Железнодорожном районе проверка законности задержания Ковальчука проводилась с марта по май 1999 г. Все это время задержанные содержались в ИВС и следственном изоляторе. Причем лишь в отношении Ходжиматова принято решение о выдаче, а Епремян и Ковальчук из-под стражи освобождены и в их выдаче отказано.

Имеют место случаи недоброкачественных проверок по установлению гражданства задержанного, при проведении которых не учитывается факт его рождения на территории Российской Федерации, проживание на ее территории на момент принятия Закона «О гражданстве Российской Федерации».

Так, 15 сентября 1999 г. работниками Ряжского РОВД был задержан Снастин, объявленный в федеральный розыск правоохранительными органами Белоруссии. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве Снастин является гражданином Российской Федерации по рождению и в соответствии с положениями Минской конвенции не мог быть выдан Белоруссии. Однако прокурор района преждевременно сделал вывод о возможности выдачи Снастина, и он был заключен под стражу. Прокуратурой области Снастин из-под стражи освобожден.

Материалы проверок оформляются неполно, с нарушениями, отсутствуют данные, подтверждающие гражданство задержанных, их объяснения, заключения о возможности выдачи составляются поверхностно.

В качестве наиболее распространенных нарушений следует отметить отсутствие практически по всем материалам заключений паспортно — визовой службы УВД Рязанской области о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у задержанного. В нарушение требований Генеральной прокуратуры РФ райпрокуроры ограничиваются лишь справками паспортно — визовой службы.

Не всегда в полной мере проверяются доводы задержанных об их постоянном проживании на территории Российской Федерации, что ведет к неправильному выводу о гражданстве и, соответственно, о возможности выдачи.

Не изжиты случаи, когда выводы райпрокурора о возможности выдачи задержанного лица противоречат материалам проверки. Так, прокуратурой Московского района Рязани была проведена проверка по факту задержания Ходжиматова, разыскиваемого Казахстаном. Несмотря на то, что из собранных материалов следовало, что задержанный мог быть выдан запрашивающей стороне, райпрокурор принял решение об освобождении Ходжиматова из ИВС и отказе в выдаче, что послужило одной из причин возвращения материалов для дополнительной проверки.

Допускаются нарушения международных обязательств и со стороны ОВД области. 27 сентября 1999 г. работниками Михайловского РОВД был задержан гражданин Республики Азербайджан Зульфигаров, объявленный в федеральный розыск Азербайджаном. Ни районная прокуратура, ни прокуратура области о данном случае извещены не были. Около трех суток Зульфигаров находился в комнате для участковых, в дальнейшем он из РОВД был освобожден, а органы прокуратуры не имели возможности своевременно решить вопрос о возможности выдачи Зульфигарова Азербайджану.

Органами внутренних дел Железнодорожного, Кадомского, Рязанского, Московского, Ряжского и Старожиловского районов области прокуратура области несвоевременно извещалась о фактах задержания иностранных граждан.

По выявляемым нарушениям приняты меры по их устранению. На имя заместителя начальника УВД — начальника милиции общественной безопасности в 1999 г. было внесено два представления. По результатам их рассмотрения виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, один работник милиции (дежурный Михайловского РОВД) из органов внутренних дел уволен.

Результаты проведенного обобщения практики были предметом серьезного обсуждения на коллегии прокуратуры области 7 апреля 2000 г. Принимая во внимание важность данного вопроса, прокуратурой области будет усилен контроль за полнотой, всесторонностью и объективностью проводимых территориальными прокурорами проверок законности задержания лиц, объявленных в федеральный розыск другими государствами.

——————————————————————