Охрана труда: работаем по новым правилам

(Сомов А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 29)

ОХРАНА ТРУДА: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

А. СОМОВ

Андрей Сомов, юрист, г. Москва.

В России началось масштабное обновление нормативной базы по вопросам охраны труда. Какие перемены уже произошли? Какие новые требования появятся? На что целесообразно обратить особое внимание?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Начнем с того, что с 1 сентября 2011 года в России будет введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) <1>. Напомним, законодатель обязывает работодателей обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). ——————————— <1> Пункты 1 и 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Согласно п. 1 Порядка он будет распространяться на всех работодателей (за исключением физических лиц, не являющихся ИП), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест. Субъектами сложной и многоступенчатой процедуры аттестации рабочих мест являются <2>: ——————————— <2> Пункты 6, 10, 52, 54, 55 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.

— работодатель (несет ответственность за ее проведение, а также за достоверность и полноту предоставляемой информации о результатах аттестации); — специалист по охране труда (включается в состав аттестационной комиссии); — аттестующая организация (ее представители включаются в состав аттестационной комиссии, она ответственна за достоверность измерений и оценок); — выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников (их уполномоченные лица включаются в состав аттестационной комиссии); — государственная инспекция труда (оценивает качество аттестации в рамках государственной экспертизы условий труда, а также контролирует соблюдение Порядка и иных нормативных актов о труде и об охране труда); — органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (оценивают качество аттестации в рамках государственной экспертизы условий труда); — профессиональные союзы, их объединения и состоящие в их ведении технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда (контролируют соблюдение Порядка). Целями аттестации являются оценка условий труда на рабочих местах, а также выявление вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 2 Порядка). Ее результаты используются в числе прочего (п. 3 Порядка): — для установления компенсаций отдельным категориям работников (к примеру, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда); — обеспечения сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты; — расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — приведения наименований должностей (профессий) в соответствие с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Заметим, однако, что это не вполне согласуется с требованиями ТК РФ. Ведь в ч. 2 ст. 57 ТК РФ указано, что если выполнение трудовой функции работника связано с предоставлением ему компенсаций и льгот (либо наличием ограничений), то наименование должности, профессии, специальности данного сотрудника в трудовом договоре должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (а не в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов). Порядок закрепляет общее правило, согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя, причем в отношении вновь организованных рабочих мест она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. п. 4, 8 Порядка). Однако приведенное выше общее правило необходимо применять с учетом установленных Порядком исключений и ограничений. Во-первых, если аттестационная комиссия, непосредственно реализующая рассматриваемое нами мероприятие, примет мотивированное решение не проводить измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса на отдельных рабочих местах (к примеру, по причине угрозы безопасности специалистов аттестующей организации), то условия труда на таких рабочих местах следует относить к опасным (п. 5 Порядка). Во-вторых, оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на так называемых аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего их числа, но не менее двух (п. 40 Порядка). Иными словами, в отношении аналогичных рабочих мест измерения и оценки производятся выборочно (величина выборки 20%, но не менее двух рабочих мест). При этом аналогичными признаются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков <3>: ——————————— <3> Примечание к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

— профессии или должности одного наименования; — выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; — использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; — работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; — использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; — одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте; — одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; — одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты. По периодичности аттестация рабочих мест разделена в Порядке на плановую и внеплановую. Первая, как и прежде, проводится в заранее установленные работодателем сроки, которые должны обеспечивать, чтобы каждое рабочее место подвергалось оценке не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации (п. 8 Порядка). Вторая заранее не планируется и проводится в следующих ситуациях: — при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; — по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества завершившейся плановой аттестации; — при реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; — при реализации мероприятий по улучшению условий труда; — при замене производственного оборудования; — при изменении технологического процесса; — при изменении средств коллективной защиты (п. п. 47 — 48 Порядка).

Организация и проведение аттестации

Анализ Порядка показывает, что организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда условно может быть разделена на ряд основных этапов: 1) создание работодателем аттестационной комиссии и определение графика проведения работ по аттестации (п. 9 Порядка); 2) подготовительный этап; 3) проведение измерений и оценок условий труда; 4) оформление итогов аттестации; 5) завершающий этап. Кратко рассмотрим каждый из них. Итак, на первом этапе работодатель формирует аттестационную комиссию, в состав которой необходимо включать: — представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники); — специалиста по охране труда; — представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников; — представителей аттестующей организации (п. 10 Порядка). Аттестующая организация — это аккредитованное в установленном порядке <4> юридическое лицо, выполняющее на основании заключенного с работодателем договора гражданско-правового характера измерения и оценки (включая оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда), а также оформление и подготовку отчета об аттестации. Согласно п. 6 Порядка она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. ——————————— <4> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н.

Причем работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций, работа между которыми может быть распределена (по количеству рабочих мест, по видам выполняемых на них работ). Важно учитывать, что аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 10 Порядка). Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя. Заметим, что именно день издания такого приказа признается датой начала проведения аттестации (п. 8 Порядка). На втором (подготовительном) этапе аттестационная комиссия: — формирует и изучает комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов; — составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, присваивает им номера, а также выделяет аналогичные рабочие места; — определяет факторы производственной среды и трудового процесса (в том числе травмоопасность рабочих мест, обеспеченность работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать в ходе аттестации; — устанавливает места проведения измерений (п. 12 Порядка). На третьем этапе, который по сути является основным, аттестационная комиссия производит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (раздел III Порядка). Она включает в себя: — оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; — оценку травмоопасности рабочих мест; — оценку обеспеченности работников СИЗ; — комплексную оценку условий труда на рабочих местах. Перечисленные выше измерения и оценки производятся специалистами аттестующей организации в условиях, когда имеют место не чрезвычайные, а штатные (то есть обычные) производственные (технологические) процессы и (или) штатная (обычная) деятельность организации. При этом специалисты должны руководствоваться государственными нормативными требованиями охраны труда, учитывая характеристики технологического процесса и производственного оборудования, результаты ранее проводившихся измерений, а также предложения работников. Результаты измерений должны оформляться соответствующими протоколами <5>. Они подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью этой организации (п. п. 19, 27 и 35 Порядка). Причем протоколы измерений и оценок соответствия условий труда гигиеническим нормативам признаются неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда <6>. ——————————— <5> Приложения N 4 и 5 к Порядку. <6> Приложение N 2 к Порядку.

Если в процессе аттестации выявляются нестационарные рабочие места (с территориально меняющимися рабочими зонами), то измерения по ним проводятся путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценкой этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей (п. 41 Порядка). Кроме того, если сотрудник выполняет на рабочем месте работы, не содержащиеся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенные приказом работодателя или трудовым договором в его должностные обязанности, то измерениям и оценке в ходе аттестации подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте (п. 42 Порядка). На основе результатов проведенных измерений и оценок осуществляется комплексная оценка состояния условий труда на каждом рабочем месте, которая включает в себя определение: — класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам; — класса условий труда по травмоопасности; — обеспеченности работников СИЗ. При соответствии условий труда гигиеническим нормативам, а также требованиям охраны труда, касающимся оценки травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», в противном — аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. п. 37, 38 Порядка). Как видим, вне зависимости от того, соответствуют ли условия труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда или нет, в результате данное рабочее место признается аттестованным. Кроме того, если в результате проведенной аттестационной комиссией оценки состояния условий труда на рабочем месте эти условия были отнесены к опасным, то п. 39 Порядка обязывает работодателя незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия на сотрудника, работающего на таком рабочем месте, опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия. На четвертом этапе происходит оформление итогов проведенной аттестации (раздел V Порядка). Для этого аттестационная комиссия готовит: — протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) (далее — итоговый протокол) <7>; ——————————— <7> Приложение N 9 к Порядку.

— отчет об аттестации (далее — отчет). В соответствии с п. 44 Порядка к отчету прилагаются: — приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; — перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда <8>; ——————————— <8> Приложение N 1 к Порядку.

— надлежащим образом оформленные карты аттестации рабочего места по условиям труда (с протоколами измерений и оценок); — сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда <9>; ——————————— <9> Приложение N 6 к Порядку.

— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам <10>; ——————————— <10> Приложение N 7 к Порядку.

— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда <11>; ——————————— <11> Приложение N 8 к Порядку.

— протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый); — сведения об аттестующей организации (с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок — аттестата аккредитации и уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации) <12>; ——————————— <12> Приложение N 10 к Порядку.

— протоколы заседаний аттестационной комиссии; — заключение(-я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); — предписание(-я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Подготовленный отчет аттестационная комиссия рассматривает в течение 10 календарных дней с даты его поступления. Затем подписывается итоговый протокол, после чего эти документы передаются работодателю (его представителю). На пятом завершающем этапе аттестации работодатель: — в течение 10 рабочих дней с даты поступления итогового протокола и отчета подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации; — знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места; — в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ; — аттестующая организация передает перечисленные выше документы на электронных носителях в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при наличии у него тяжелых, вредных и опасных условий труда — 75 лет <13>. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель. ——————————— <13> Пункт 602 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 N 558.

Обеспечение обезвреживающими средствами

В России с 31 мая 2011 года введен в действие новый стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее — Стандарт) <14>. ——————————— <14> Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н.

Согласно ч. 1 ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам в числе прочего бесплатно выдаются смывающие и (или) обезвреживающие средства. Правила обеспечения этими средствами и были определены стандартами. Кроме того, одновременно со Стандартом были утверждены и Типовые нормы бесплатной выдачи работникам этих средств (далее — Типовые нормы). Стандарт распространяется на всех работодателей, включая физических лиц, и обязывает их приобретать средства за свой счет (п. п. 2, 3 Стандарта). Средства подразделяются на три группы: — защитные; — очищающие; — восстанавливающего, регенерирующего действия (п. 4 Стандарта). Согласно п. 7 Стандарта работодателям предоставлено право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) и своего финансово-экономического положения устанавливать повышенные по сравнению с Типовыми нормами бесплатной выдачи сотрудникам средств. В то же время п. 8 Стандарта установлен запрет на приобретение средств, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия (либо с истекшим сроком действия указанных документов). Важно помнить, что нормы выдачи средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, должны указываться в трудовом договоре работника, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ они являются его обязательными условиями (п. 9). При выдаче средств работодатель обязан информировать сотрудников о правилах их применения (п. 10 Стандарта). Работники, в свою очередь, обязаны применять выданные им в установленном порядке средства по назначению и в соответствии со Стандартом (п. 11). Подбор и выдача средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя. Они утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного уполномоченного работниками представительного органа). Важно помнить, что указанные перечень и список формируются с учетом особенностей технологического процесса и организации труда, применяемых работодателем сырья и материалов, а также на основании Типовых норм и в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. До получения работодателем результатов проведения аттестации (или при их отсутствии) перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) на основании Типовых норм (п. 13 Стандарта). Средства выдаются работникам уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя. При этом разновидность полагающихся сотрудникам средств зависит от характера выполняемых ими работ. Так, средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) выдаются работникам, выполняющим свои трудовые обязанности в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и др.), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учетом сезонной специфики региона (п. 18 Стандарта). Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств в установленные сроки. Для этих целей используется личная карточка учета <15>, в которой под роспись фиксируется факт получения сотрудником того или иного полагающегося ему средства. ——————————— <15> Приложение к Стандарту безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н.

Сроки использования средств исчисляются со дня их фактической выдачи работникам, и они не должны превышать сроков годности, указанных производителем (п. 24 Стандарта). Средства, оставшиеся не использованными по истечении отчетного периода (один месяц), могут применяться в следующем месяце при соблюдении их срока годности (п. 6 Стандарта). Хранение выдаваемых работникам средств работодатель осуществляет в соответствии с рекомендациями изготовителя. И последнее. Стандарт возлагает на работодателя (его представителя) юридическую ответственность: — за своевременную и в полном объеме выдачу работникам средств в соответствии с Типовыми нормами; — организацию контроля правильности их применения сотрудниками; — хранение средств. Завершая обзор новелл в области правового регулирования вопросов охраны труда, следует отметить, что в самое ближайшее время работодателей и их сотрудников ожидают: — изменения в правилах проведения обязательных медицинских осмотров работников; — введение в раздел X «Охрана труда» ТК РФ категории «профессиональный риск»; — установление нового порядка проведения государственной экспертизы условий труда; — корректировка правил предоставления работникам компенсаций за работу в тяжелых, вредных, опасных и иных особых условиях труда. Разумеется, что обо всех нюансах реформы правового регулирования охраны труда вы будете своевременно узнавать на страницах газеты «ЭЖ-Юрист».

——————————————————————