Внутренние войска МВД России как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Стремоухов А. А., Лунгу А. С.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 4)
ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. А. СТРЕМОУХОВ, А. С. ЛУНГУ
Стремоухов А. А., начальник кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Лунгу А. С., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.
Для достижения успеха на пути обеспечения национальной безопасности необходимо определить сущность этого явления, которая была бы доступна для изучения, сформулировать цели и определить механизмы обеспечения национальной безопасности. Впервые употребил термин «национальная безопасность» в своем Послании к Конгрессу США в 1904 г. американский президент Т. Рузвельт. В этом Послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами «национальной безопасности» США. В нашей стране термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» <1>, а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» <2>. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» <3>. Это определение совпадает с определением «безопасность» в Законе «О безопасности» <4>, действовавшем до 28 декабря 2010 г. и утратившем силу в связи с принятием Федерального закона «О безопасности» <5>, который, к сожалению, не содержит определения дефиниций «безопасность» или «национальная безопасность». ——————————— <1> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.). <2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности». М., 1996. <3> Там же. С. 3 — 4. <4> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ. Утратил силу). Ст. 8 // Российская газета. 1992. 6 мая. N 103. <5> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 декабря. N 295.
Основополагающим документом нашей страны в этой области является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <6>. В данной Стратегии национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». ——————————— <6> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. N 88.
Кроме того, имеется ряд нормативных правовых документов, регулирующих правоотношения в отдельных сферах обеспечения национальной безопасности. Одним из самых важных и актуальных является принятая в 2009 г. Концепция противодействия терроризму <7>. ——————————— <7> Концепция противодействия терроризму: утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // Российская газета. 2009. 20 октября. N 198.
Под угрозами национальной безопасности понимаются прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Угрозы национальной безопасности весьма разнообразны и могут классифицироваться в зависимости от тех или иных оснований. Мы предлагаем использовать классификацию по источникам нанесения вреда, разделив угрозы на природные, источником которых выступают природные явления и процессы, и антропогенные — в них источником выступают человек и различные системы. В свою очередь, антропогенные угрозы можно разделить, в зависимости от местонахождения источника, на внешние и внутренние. В большинстве своем эти угрозы могут иметь одинаковый характер (угрозы политического, экономического, техногенного, социального, террористического и информационного характера могут быть как внешними, так и внутренними). Но есть и угрозы, имеющие только внешний или внутренний источник, например, военная угроза имеет ярко выраженный внешний характер. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач для обеспечения поступательного развития государства в современных условиях. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — целенаправленная деятельность государственных и негосударственных (общественных) институтов, граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства, а также защите национальных интересов Российской Федерации <8>. ——————————— <8> Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности: Дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД, 2006. С. 144.
В законодательстве Российской Федерации система обеспечения национальной безопасности представляется по-разному. Как отмечает в своей работе И. Б. Кардашова, «процесс формирования системы обеспечения национальной безопасности России осложнен отсутствием четкой концепции ее развития с определением целей, национальных интересов, методов и средств достижения» <9>. ——————————— <9> Кардашова И. Б. Указ. соч. С. 180.
Во главе системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации находится Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий. Основной особенностью системы обеспечения национальной безопасности нашей страны является непосредственное подчинение Президенту ряда федеральных органов исполнительной власти. Президент Российской Федерации является председателем Совета Безопасности, который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В обеспечении национальной безопасности участвуют все ветви государственной власти. Законодательная определяет компетенцию органов обеспечения национальной безопасности в государственной системе, законодательно формулирует правовые основы обеспечения национальной безопасности, определяет правовой статус участников общественных отношений; предусматривает юридическую ответственность за неправомерное поведение лиц, являющихся субъектами права. Судебная власть является гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан; признает и восстанавливает субъективное право; определяет меры государственного воздействия на правонарушителей. И, наконец, исполнительная власть осуществляет непосредственное государственное управление в сфере национальной безопасности. В структуру системы обеспечения национальной безопасности входят также силы и средства, осуществляющие комплекс мер, направленных на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства. Силы обеспечения безопасности включают в себя Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, непосредственно использующиеся для обеспечения национальной безопасности. В системе федеральных органов исполнительной власти к основным федеральным органам исполнительной власти, напрямую связанным с решением задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, по мнению авторов, можно отнести: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции, Федеральную службу безопасности, Службу внешней разведки, Федеральную службу охраны. К основным органам обеспечения национальной безопасности следует отнести также прокуратуру и Верховный Суд Российской Федерации, т. к. они напрямую связаны с деятельностью по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности будем понимать совокупность взаимодействующих субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов. Законодатель выделяет основные функции системы безопасности: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией <10>. ——————————— <10> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ) // Российская газета. 1992. 6 мая. N 103.
Одним из основных органов государственной системы обеспечения национальной безопасности по количественному составу сил и средств безопасности является Министерство внутренних дел. В обеспечении национальной безопасности МВД России использует силы, к которым относятся органы внутренних дел и внутренние войска. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств <11>. ——————————— <11> Статья 1 Федерального закона от 6 февраля 1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» (в ред. от 30.10.2007) // Российская газета. 1997. 12 февраля. N 29.
Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел Российской Федерации, несущий ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач. Систему внутренних войск возглавляет Главное командование внутренних войск МВД Российской Федерации <12>, структурно входящее в центральный аппарат МВД Российской Федерации и предназначенное для управления внутренними войсками Российской Федерации при выполнении задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. ——————————— <12> Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г. N 281 «Об утверждении Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 19 ноября 2003 г., 3 мая 2005 г., 9 июня 2006 г., 24 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1182.
Внутренние войска являются основной силовой составляющей МВД, а также решающей силой, выполняющей функции обеспечения внутренней безопасности государства в мирное время и решения отдельных задач обороны страны в военное время <13>, поскольку в «каждом государстве проблема обеспечения внутренней безопасности силовыми методами при возникновении внутренних социальных конфликтов относится к числу наиболее важных» <14>. ——————————— <13> Статья 5 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750. <14> Топчий С. С. Внутренние войска МВД России в системе обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации и проблемы законодательного совершенствования их деятельности // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации. М., 2005.
В настоящее время в соответствии с федеральным законом «О внутренних войсках МВД России» на них возложены следующие задачи <15>: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. ——————————— <15> Статья 4 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» (в ред. от 30.10.2007) // Российская газета. 1997. 12 февраля. N 29.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами. Такие задачи, в частности, изложены в Федеральных законах «О противодействии терроризму» <16>, «Об обороне» <17> и других. ——————————— <16> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146. <17> Федеральный закон N 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Система внутренних войск представлена <18> органами управления внутренними войсками; соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями; соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов; авиационными воинскими частями; морскими воинскими частями; военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования; разведывательными воинскими частями (подразделениями); воинскими частями (подразделениями) специального назначения; учреждениями и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск. ——————————— <18> Статья 2 Федерального закона N 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках МВД России» (в ред. от 30.10.2007) // Российская газета. 1997. 12 февраля. N 29.
Для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, установленных законом <19>. Перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, и правила их применения утверждаются правительством Российской Федерации. ——————————— <19> Статьи 25 — 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» (в ред. от 30.10.2007) // Российская газета. 1997. 12 февраля. N 29.
Внутренние войска МВД России осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления <20>. Основным из них мы считаем принцип законности — основополагающее руководящее начало функционирования внутренних войск МВД России, при котором деятельность военнослужащих по охране личности, общества и государства осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона <21>. ——————————— <20> Статья 3 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» (в ред. от 30.10.2007) // Российская газета. 1997. N 29. 12 февраля. <21> Стремоухов А. А. Законность как принцип деятельности внутренних войск МВД России: Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2004.
Таким образом, соотнося задачи, стоящие перед системой обеспечения национальной безопасности, с задачами, возложенными законодательством на внутренние войска МВД России, мы можем сделать вывод, что внутренние войска МВД Российской Федерации представляют собой структуру государственного механизма, являющуюся одним из основных элементов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Они непосредственно принимают участие в противодействии угрозам национальной безопасности Российской Федерации, исходящим как изнутри государства (социальным, политическим и др.), так и извне, таким как международный терроризм, трансграничная преступность, а также прямая военная агрессия сопредельных государств. Выполняя стоящие перед внутренними войсками МВД России задачи, военнослужащие зачастую вторгаются в сферу прав и свобод человека и гражданина, поэтому вся деятельность войск должна быть четко регламентирована нормами права, а военнослужащие должны твердо знать эти правовые нормы и обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры для их неукоснительной реализации, для чего командирами и начальниками всех степеней должна проводиться постоянная работа по правовому воспитанию военнослужащих внутренних войск.
——————————————————————