Управление качеством как приоритетное направление образовательной политики высшего учебного заведения (на примере Краснодарского университета МВД России)
(Ганченко И. О., Гривенная Е. Н.) («Общество и право», 2008, N 2)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ)
И. О. ГАНЧЕНКО, Е. Н. ГРИВЕННАЯ
Ганченко Игорь Олегович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника Краснодарского университета МВД России.
Гривенная Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Краснодарского университета МВД России.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Согласно принципам университетской автономии ответственность за обеспечение качества подготовки специалистов возлагается в первую очередь на учебные заведения. В этой связи успешная образовательная политика Краснодарского университета МВД России неосуществима без ее постоянного совершенствования, нацеленного на повышение качества подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сказанное определяет необходимость внедрения принципов менеджмента качества в сферу образования и предполагает систематический комплексный анализ достигнутого состояния, а также прогнозирование и определение приоритетов дальнейшего развития вуза. Это тем более актуально в свете недавнего высказывания начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенанта В. Я. Кикотя, согласно которому качество подготовки сотрудников прямым образом влияет на результаты оперативно-служебной деятельности, что предопределяет оптимизацию механизма управления и, в итоге, улучшение качества образования <1>. ——————————— <1> См. подробнее: Кикоть В. Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Профессионал. 2008. N 1. С. 2 — 6.
Важной характеристикой любой системы управления качеством, определяющей эффективность ее функционирования, является алгоритм сбора, накопления, поиска, обработки и передачи информации. Подобная технология должна обеспечивать руководителей вуза всех уровней обязательным минимумом информации о состоянии и развитии тех процессов и систем, за которые они несут персональную ответственность и которыми управляют. Вместе с тем информация должна быть максимально полной по объему и содержанию, объективной, конкретной и наблюдаться в динамике. Данный процесс наиболее эффективно может быть реализован в рамках создания внутривузовской системы качества, которая позволит осуществлять мониторинг образовательного пространства университета как совокупности процессов, как результата, как образовательной системы с учетом ее внутренних и внешних связей. Подчеркнем, что качество образовательного процесса, с одной стороны, предусматривает выполнение требований государственных образовательных стандартов и соответствие аккредитационным показателям, с другой, — охватывает учебный процесс и научную работу, управление вузом, способность удовлетворять потребности обучающихся в получении высокого уровня теоретической и практической подготовленности, а комплектующих органов и иных работодателей — в квалифицированных специалистах. Не вступая в дискуссию о соотношении качества образования с показателями эффективности работы вуза, отметим, что в сложившейся ситуации ключевым фактором успеха является ориентация на потребителя, применительно к нашему университету — на комплектующие органы внутренних дел, заинтересованные в получении их будущими сотрудниками качественного образования, поскольку оно во многом является гарантом эффективности правоприменительной деятельности в Южном федеральном округе. В этом отношении руководством университета постоянно предпринимаются эффективные меры. В частности, изучена потребность комплектующих органов Южного федерального округа в квалифицированных специалистах, отвечающих за организацию безопасности дорожного движения. Было установлено, что подготовка в университете специалистов ГИБДД с высшим профессиональным образованием в рамках одной учебной группы является недостаточной. Вместе с тем материально-техническая база университета и его научно-педагогический потенциал позволяют расширить спектр образовательных услуг и осуществлять подготовку специалистов для службы дорожной инспекции и организации движения, службы автотехнической инспекции, технического осмотра и регистрации транспортных средств, дорожно-патрульной службы ГИБДД. В настоящее время руководством Департамента кадрового обеспечения МВД России одобрено открытие в нашем вузе факультета по подготовке сотрудников ГИБДД. В текущем учебном году планируется осуществить первый набор для обучения на вновь созданном факультете в количестве 50 человек. Возвращаясь к актуальности вопроса о создании внутривузовских систем управления качеством, отметим, что под такой системой понимается совокупность средств и форм управления вузом с целью повышения качества подготовки специалистов. Внутривузовская система управления качеством предусматривает: планирование качества, т. е. деятельность, направленную на формирование вузовской политики в области качества образования; управление качеством, т. е. оперативные методы и виды деятельности вуза, используемые для выполнения требований к качеству; оценку качества: деятельность как самого вуза, так и органов лицензирования, аттестации и аккредитации, а также органов по сертификации продукции; улучшение качества, т. е. все виды деятельности вуза, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования. В России система требований к качеству образования регламентируется государственными образовательными стандартами и аккредитационными показателями. Перечень показателей аккредитации вуза, утвержденный Приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. N 1938, включает в себя наличие внутривузовской системы контроля качества. По существу, оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия внутренней системы качества в вузе, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию таких систем. В 2000 г. Министерство образования РФ учредило отраслевой конкурс «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Одной из задач конкурса является стимулирование деятельности вузов в области развития внутренних систем управления качеством. Наряду с этим Рособрнадзором рекомендована Типовая модель системы качества образовательного учреждения (письмо Управления учреждений образования от 22 мая 2006 г. N 836/12-16). Требования, изложенные в указанном документе, носят рекомендательный характер и могут быть дополнены при реализации типовой модели в конкретном вузе. Подчеркнем, что уже сегодня в каждом вузе сложились свои системы качества, во многом имеющие общие черты. Так, деятельность нашего университета основывается на эффективном планировании и проведении внутренних оценок качества различных направлений деятельности: учебной, научной, методической, воспитательной, финансовой и др. Разработка и внедрение внутривузовских систем управления качеством требует детализации и расширения перечисленных показателей. При ее создании рекомендуется руководствоваться следующими документами: государственными образовательными стандартами и актами Российской Федерации, отражающими требования к лицензированию, аттестации и аккредитации: типовой моделью системы качества образовательного учреждения (письмо Управления учреждений образования от 22 мая 2006 г. N 836/12-16 «О типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов»); серией стандартов качества ГОСТ Р ИСО 9000: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные понятия и словарь»; действующими на территории Европы и принятыми странами — участниками Болонского процесса (Бергенская декларация, 20 мая 2005 г.) «Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанными ENQA — Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования. Внутривузовская система управления качеством может касаться: всех областей, регламентируемых государственными образовательными стандартами и органами лицензирования и аккредитации; отдельных подразделений образовательного учреждения; определенных процессов образовательного учреждения: учебного, научно-исследовательского, востребованности выпускников и т. д. Существует несколько моделей систем управления качеством, под которой понимается упорядоченная совокупность рекомендаций по созданию внутривузовской системы качества образования, сформулированная в определенном документе (например, стандарте) или реализуемая при проведении конкурсов в области качества. В настоящее время не существует универсальной модели управления качеством в вузе. Наибольшее распространение получили следующие из них: модель ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяющего требования к системам менеджмента качества; модель премии конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» <1>; ——————————— <1> См. подробнее: Кочетов А. И., Блинкова О. В., Игнатова А. А. Конкурс «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»: принципы, технологии, результаты // Аккредитация в образовании. 2007. N 4. С. 8 — 9.
модель премии Правительства РФ в области качества; модель ENQA — Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования. В основе существующих моделей лежит процессно-ориентированный подход, все они имеют большую степень совпадения и отличаются полнотой и глубиной охвата вузовских процессов. Схематически модель внутривузовской системы управления качеством можно представить следующим образом:
\ /
Потребители, партнеры и другие заинтересованные стороны
/ \
Требования Удовлетворенность
\ /
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
\ /
МЕНЕДЖМЕНТ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ РЕСУРСОВ И УЛУЧШЕНИЕ
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССОВ > ЦИКЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ > (продувая) И ПАРНОЙ УСЛУГ
Обобщив перечисленные документы, можно выделить следующие этапы построения системы управления качеством, наиболее приемлемой в рамках нашего университета: 1. Формулирование политики университета в области качества, под которой понимаются общие намерения и направления деятельности вуза в области качества. При этом политика в области качества должна: включать стратегические цели внедрения системы управления качеством; включать ожидаемые результаты и механизмы их достижения; включать требования по постоянному улучшению всех направлений деятельности университета; быть доведена до сведения всего коллектива университета. 2. Формирование организационной структуры системы качества: назначение уполномоченного по качеству из состава руководства университета; формирование службы качества университета. 3. Обучение персонала созданной структуры основным принципам создания, использования и совершенствования вузовских систем управления качеством. 4. Проецирование политики качества на все уровни управления и подразделения вуза. Разработка стратегических (перспективных) планов развития вуза, кафедр, факультетов с указанием конкретных мероприятий, ответственных лиц и сроков выполнения. 5. Определение и описание вузовских процессов (как правило, в локальных нормативно-правовых актах). К таким процессам относятся: довузовская подготовка и прием обучающихся, реализация основных образовательных программ, научная деятельность, воспитательная работа, реализация программ дополнительного образования, воспроизводство кадров и др. 6. Проведение самооценки (обследование вузовских процессов), анализ фактического положения дел и существующей документации на основе модели, содержащей следующие 9 критериев: лидирующая роль руководства; политика и стратегия; менеджмент персонала; ресурсы и партнеры; менеджмент процессов; удовлетворенность потребителей, удовлетворенность персонала; влияние вуза на общество; результаты деятельности. Возможно проведение самооценки с использованием анкет для должностных лиц, руководителей структурных подразделений, сотрудников и обучающихся. Полученные результаты могут служить основанием для корректирования вузовской политики в области качества. 7. Разработка документации системы управления качеством: руководство по качеству; документированные процедуры, определяющие порядок реализации вузовских процессов; внедрение системы электронного документооборота и др. На основе приоритетов, установленных в Политике качества, разрабатывается Руководство по качеству — документ, описывающий ключевые процессы деятельности университета. В нем отражаются такие принципы, как: ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности вуза, мотивация сотрудников и др. 8. Определение основных показателей и мониторинг вузовских процессов, который в том числе предусматривает следующие процедуры: измерение удовлетворенности внутренних и внешних потребителей — обучающихся, работодателей, профессорско-преподавательского состава; мониторинг педагогической деятельности и других вузовских процессов; оценка в динамике качества знаний обучающихся. 9. Идентификация проблемных зон в деятельности вуза, разработка корректирующих и предупреждающих действий. 10. Сертификация внутривузовской системы управления качеством на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и последующий инспекционный контроль органов по сертификации продукции. Многое из предусмотренного менеджментом качества образования руководством университета уже сделано — создано специальное подразделение (группа мониторинга образовательного процесса), разработана локальная нормативно-правовая база, регламентирующая основные процессы вуза и его подразделений, имеется опыт мониторинга научно-педагогического процесса в головном вузе, ежегодно готовятся и заслушиваются на методическом и ученом советах отчеты обо всех направлениях деятельности головного вуза и филиалов, анализируются сведения об успеваемости, о деятельности филиалов и кафедр университета. Вместе с тем нуждаются в реализации такие важные проекты, как: оптимизация документооборота (в том числе различных видов отчетности) по всем направлениям деятельности, исключение дублирования подготовки и предоставления материалов кафедрами в управления и отделы университета; сведение имеющихся информационных и аналитических ресурсов в области качества в единую согласованную документированную систему; разработка научно-методической основы оценки качества обучения; изучение состояния и динамики качества научно-педагогического потенциала; анализ соотношения научных интересов и педагогической деятельности; ежегодное подведение рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава по индексу активности не только в головном вузе, но и в филиалах; формирование электронной базы мониторинга образовательного процесса; диагностика эффективности процесса обучения в университете в динамике; изучение факторов, влияющих на качество обучения и многое другое. Сказанное позволяет считать разработку, внедрение и сертификацию системы менеджмента качества Краснодарского университета МВД России эффективным средством поддержания конкурентоспособности, в полной мере соответствующим государственной политике в области образования.
——————————————————————