К 10-летию XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН
(Аленкин С. В.) («Наркоконтроль», 2009, N 2)
К 10-ЛЕТИЮ XX СПЕЦИАЛЬНОЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН
С. В. АЛЕНКИН
Аленкин С. В., доцент, кандидат юридических наук, г. Москва.
В 1998 г. в решениях двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков, нашел отражение тезис о том, что наркотики представляют угрозу для всех без исключения народов, поэтому ответственность за осуществление контроля над наркотиками лежит на всех странах мира. Десятилетие, прошедшее с принятия этой специальной сессией основополагающих документов — Политической декларации, Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, Плана действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию <1>, — большинство государств мира, в том числе производителей нелегальных наркотиков, придерживалось закрепленных в этих документах принципов. ——————————— <1> Документы XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10 июля 1998 г.) см.: Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинский и А. В. Федоров. М., 2005. С. 258 — 292.
В то же время ряд стран, в том числе Афганистан, выпал из этого процесса. События развиваются таким образом, что есть серьезные сомнения в эффективности и цельности проводимой в Афганистане общей стратегии по снижению и ликвидации наркоугрозы — особенно на уровне отдельных районов и провинций. Объем наркотиков, произведенных в Афганистане только с момента начала операции «Несокрушимая свобода», составил более 37300 метрических тонн, из которых, по данным Всемирного доклада за 2008 г., изъято максимум 2300 тонн, или 6,2% (почти 1300 тонн опия, около 210,5 тонны героина и 187,2 тонны морфина). Остальное количество — около 35000 тонн — осталось в распоряжении наркоторговцев. Добавим к этому запасы предшествующих лет и в итоге получим десятки миллиардов доз, ожидающих своего потребителя в хранилищах и лабораториях Афганистана. Это своеобразный страховой фонд «наркотики для будущих поколений». При сохранении существующих тенденций запасы наркотиков будут только увеличиваться, обеспечивая бесперебойное снабжение нелегального наркорынка еще не одно десятилетие. Имеет место дрейф посевов наркотиков из одних провинций в другие, замещение посевов опийного мака посевами конопли. Таким образом, поставленные в политической декларации XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН ключевые задачи по обеспечению искоренения или существенного сокращения незаконного изготовления, сбыта и оборота наркотических средств и психотропных веществ остаются нерешенными. При действующих темпах борьбы с наркотиками в Афганистане цели политической декларации можно будет достичь не ранее чем через 100 лет. По данным УНП ООН, количество производства опиатов в этой стране не уменьшилось, а возросло (по сравнению с 2001 г. — в 44 раза) и к 2008 г. составило 7700 тонн, при площади возделывания 157000 га. Афганистан стал по сути единственным поставщиком одного из самых опасных в мире наркотиков. В настоящее время в Афганистане отсутствует существенный прогресс в борьбе с организованной преступностью, специализирующейся на наркотиках, растут масштабы коррупции, связанные с распределением финансовых средств, выделенных на альтернативное развитие. Все это снижает доверие к целям действий Международных сил содействия и в целом всего международного сообщества. Международное сообщество в лице ООН не должно капитулировать перед мировой наркотизацией, представляющей угрозу безопасности и здоровью населения. Именно это является основной целью ООН, закрепленной в ст. 1 Устава ООН. Нельзя позволить наркобаронам диктовать свои условия государствам и реализовать циничные планы по превращению территории такой уникальной по своим климатическим и природным условиям страны, как Афганистан, в наркотерриторию. Нужно бороться не со следствием, а с причиной. Полагаем, что срочной корректировке подлежат прежде всего сама антинаркотическая стратегия международного сообщества и концепция взаимодействия государств, отдельных организаций и стран-доноров по сокращению производства и распространения наркотиков из Афганистана. Это должно выразиться в совершенствовании как мандата Представительства ООН в Афганистане, так и Международных сил содействия безопасности. Требуется изменить подходы к планированию, учету, оценке эффективности реализации программ помощи и расходования донорских средств. Необходимо пересмотреть критерии и методы оценки УНП ООН состояния национальных систем контроля над наркотиками и их реальных потребностей в совершенствовании. Важно выработать комплексный подход к решению проблем наркотиков, который может быть эффективным лишь в том случае, если он будет применяться с учетом политической воли государств, осуществляемой в областях безопасности, управления, законности и защиты прав человека.
——————————————————————