Значение наличия в праве России квалификационных требований к лицам, оказывающим юридические услуги, с точки зрения международных задач и геополитического положения России (общий обзор)
(Редакционный материал) («Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ», 2009, N 4)
ЗНАЧЕНИЕ НАЛИЧИЯ В ПРАВЕ РОССИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАДАЧ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ (ОБЩИЙ ОБЗОР) <1>
——————————— <1> Обзорные справки по вопросу правового регулирования в сфере оказания квалифицированной юридической помощи на российском рынке юридических услуг с учетом внутренних и внешних факторов, подготовленные в рамках проекта TACIS «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации», направлены с сопроводительным письмом Президента ФПА Е. В. Семеняко от 03.09.2009 заместителю начальника Государственно-правового управления Президента РФ С. В. Пчелинцеву.
Установление соответствующих квалификационных требований к лицам, оказывающим в России юридические услуги на постоянной, профессиональной основе за плату (далее также — юристы), будет способствовать достижению ряда международных и внешнеполитических целей России. 1. Обеспечение соответствия международным правовым стандартам. Российское регулирование в рассматриваемом аспекте не соответствует общепризнанным принципам и стандартам, содержащимся в международных актах и исходящим из необходимости наличия квалификационных требований к лицам, оказывающим юридическую помощь <1>. Так, в Основных принципах, касающихся роли юристов (приняты под эгидой ООН в 1990 г.), специально указывается, что правительства должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. ——————————— <1> Далее понятие «юридическая помощь» используется как синонимичное понятию «юридические услуги».
О квалифицированном характере юридической помощи говорится и в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. N 53/144). Соблюдению квалификационных требований применительно к оказанию профессиональных услуг большое внимание уделяется также в ВТО, вступление в которую продолжает сохранять значимость для России <1>. Так, ст. VI ГАТС предусматривает обязанность членов ВТО обеспечивать соответствующие процедуры для проверки компетентности профессионалов любого другого члена и то, что вопрос о признании квалификационных требований в отношении лиц различных профессий является в торговых отношениях между различными членами ВТО одним из самых острых. ——————————— <1> URL: http://top. rbc. ru/ecommics/20/09/2008/247094.shtml. См. также в связи с ВТО и российской сферой юридических услуг: http://wto-legalservices. ru; Муранов А. И. Вступление России в ВТО: анализ итогов переговоров применительно к адвокатам и сфере юридических услуг. Неблагоприятность таких итогов и вытекающие из этого выводы для адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2008. N 1(19). С. 127 — 168, N 2(20). С. 97 — 139.
2. Необходимость учета практики Европейского суда по правам человека. Отсутствие квалификационных требований к юристам является неудовлетворительным и с точки зрения прецедентного права Европейского суда по правам человека, который всегда уделял большое внимание вопросам эффективного оказания юридической помощи в судах именно квалифицированными лицами. 3. Необходимость учета практики Совета Европы. С точки зрения стандартов Совета Европы понятие «юрист» применимо только в отношении квалифицированного лица. Такой подход прямо выражен в Рекомендации от 25 октября 2000 г. R(2000)21 Комитета министров государств — членов Совета Европы о свободе осуществления профессии юриста. Другой вопрос, что в разных государствах — членах Совета Европы могут использоваться различные квалификационные требования к юристам: главное, чтобы они по общему правилу существовали. Применительно же к России проблема заключается в том, что такие требования в российском праве по общему правилу отсутствуют, что создает расхождение со стандартами Совета Европы. Важно отметить, что Россия за принятие упомянутой Рекомендации голосовала. 4. Недопустимость игнорировать то внимание, которое уделяется в США и ЕС развитию их национальной сферы юридических услуг. США, а также ЕС можно обвинять в чем угодно, но только не в отсутствии рациональности или желания быть конкурентоспособными. Один из инструментов повышения такой их конкурентоспособности — продвижение своих юридических фирм во всем мире. Вот какова официальная позиция США по вопросу об оказании юридических услуг на международном уровне: «С ускорением мировой экономической интеграции юридические фирмы стали все в большей степени играть важную роль в консультировании клиентов по самым разным деловым вопросам, включая слияния и поглощения применительно к иностранным компаниям и коммерческие договоры, затрагивающие множественные юрисдикции. Юристы и юридические фирмы во многих отношениях прокладывают путь для международной торговли и инвестиций и рассматриваются как часть инфраструктуры деловых отношений. Для Соединенных Штатов баланс денежных поступлений за юридические услуги составляет приблизительно 3,2 миллиарда долларов США ежегодно» <1>. Позиция эта остается неизменной из года в год. Важно отметить, что США и ЕС используют именно ВТО для продвижения интересов своих юридических фирм в другие государства. ——————————— <1> Пресс-релиз Офиса торгового представителя США от 1 июля 2002 г. «U. S. Proposals for Liberalizing Trade in Services Executive Summary». URL: http://www. us-mission. ch/press2002/0702liberalizingtrade. html.
При этом США и ЕС не спешат открывать свои сферы оказания юридических услуг для иностранных лиц за счет того, что выдвигают в их отношении жесткие требования. В России же ситуация обстоит с точностью до наоборот. 5. Несерьезность планов превращения Москвы в международный финансовый центр в условиях доминирования в России иностранных юридических фирм. Как известно, одним из направлений развития России Правительство России и Правительство Москвы видят в превращении Москвы в международный финансовый центр. Однако можно ли представить себе ситуацию, в которой власти Великобритании или США допускают доминирование в Сити или на Уолл-Стрит иностранных юридических фирм (пусть не российских, а французских или немецких)? Конечно же нет. Многие же в России считают нормальной ситуацию, когда в Москве как международном финансовом центре решение юридических вопросов будет отдано на откуп иностранным юридическим фирмам. Оно уже отдано им на откуп. В итоге Москва станет филиалом нью-йоркского или лондонского финансового центра. 6. Необходимость улучшения образа России за рубежом. Отсутствие квалификационных требований к юристам неблагоприятным образом сказывается на имидже России в международном сообществе. Существующая ситуация дерегулирования сферы юридической помощи выглядит одиозно и вызывает недоумение у многих юристов из развитых стран, где уже давно существуют единые квалификационные требования для лиц, оказывающих юридическую помощь. В их глазах это свидетельствует об отсталости российского права и государства и создает впечатление о крайне невысокой роли права в России. 7. Необходимость использования выгоды международно-правового сотрудничества. Нынешнее состояние регулирования оказания квалифицированной юридической помощи является неудовлетворительным с точки зрения международно-правового сотрудничества. Как уже говорилось, оно будет порождать в будущем сложности в отношениях России с Советом Европы. Из-за него будет осложнена задача гармонизации законодательства России и Европейского союза, в котором также считается необходимым использовать понятие «юрист» только в отношении квалифицированного лица. Из-за него будет крайне сложно заключать договоры о правовой помощи с развитыми государствами (сегодня таких договоров нет ни с США, ни с Францией, ни с Великобританией, ни с ФРГ, ни с Канадой, ни с Японией и т. д., и это является для России серьезной проблемой). 8. Необходимость учета позиций иных членов БРИК. Как известно, Бразилия, Индия и Китай, в отличие от России, уделяют большое внимание развитию национальных юридических фирм и не желают попадать в зависимость от иностранных поставщиков юридических услуг из развитых государств. Весьма любопытно, что быстроразвивающиеся Бразилия и Индия не стали брать на себя никаких обязательств перед ВТО применительно к сфере оказания платных юридических услуг: они понимают, насколько важно обеспечить развитие этой их национальной сферы для достижения успеха их экономиками в глобальной конкуренции. Китаю под давлением членов ВТО взять такие обязательства пришлось, но с очень серьезными ограничениями для таких членов ВТО. На этом фоне позиция России выглядит нерационально. 9. Необходимость учета позиций многих членов ВТО. Из 153 членов ВТО вообще не стали на себя брать какие-либо обязательства перед ВТО в отношении сферы оказания платных юридических услуг почти половина, а именно 75. Среди них прежде всего следует выделить (по тем или иным причинам) Бразилию, Гонконг (Китай), Индию, Кипр, Республику Корея, Мальту, Мексику, Монголию, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Сингапур. Опыт данных стран Россией почему-то не учитывается и не анализируется. 10. Необходимость укрепления позиций экономики России в глобальной конкуренции. Установление квалификационных требований к юристам важно для обеспечения развития национальной сферы юридических услуг, от которой в большой степени зависит достижение успеха экономикой России в глобальной конкуренции. Сфера юридических услуг обеспечивает защиту интересов российских субъектов в международной торговле и в международном гражданском обороте и их интеграции в таковые. Вот как оценивает роль юридических услуг в международной торговле Организация экономического сотрудничества и развития: «Юридические услуги играют ключевую роль в содействии деловой активности и являются жизненно важной частью той инфраструктуры, которая поддерживает мировую торговлю. Невозможно представить проведение коммерческих сделок, особенно транснационального характера, без вклада юристов. Юридические фирмы во многих странах выходят на международный уровень, так как их клиенты ищут новые возможности на быстро глобализирующемся рынке и нуждаются в сообразном уровне обслуживания в различных юрисдикциях. Если такое обслуживание недоступно внутри страны, то тогда большая часть юридической работы, сопровождающей ведение любой транснациональной коммерческой деятельности, будет выполняться за рубежом» <1>. ——————————— <1> Managing request-offer negotiations under the GATS: the case of legal services. Working Party of the Trade Committee. TD/TC/WP(2003)40/FINAL. OECD Trade Policy Working Paper N 2 by Massimo Geloso Grosso / Organisation for Economic Co-operation and Development, Trade Committee. 14-Jun-2004. P. 7.
Установление квалификационных требований создаст организационные условия для возможностей российских юристов поддерживать экспансию национального капитала, а также продавать свои знания иностранным потребителям. Без наличия в России развитой сферы оказания юридических услуг, в которой действуют специалисты, отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, обеспечение серьезной защиты интересов российских субъектов за рубежом невозможно. В самом деле, развитие на международном и трансграничном уровне практики лиц, оказывающих юридические услуги, становится в условиях глобализации экономики одним из важнейших инструментов экспансии национального капитала, т. е. развития национальной экономики в целом. Сфера юридических услуг вносит также самостоятельный вклад в развитие экономики как части мирового хозяйства. Как отмечают специалисты ЮНКТАД, «юридические услуги образуют важнейшую составную часть всеобъемлющей инфраструктуры, требуемой для рыночной экономики. Без надлежащего оказания этих услуг никакая устойчивая экономическая деятельность не была бы невозможной» <1>. ——————————— <1> Luis Abugattas Majluf, Simonetta Zarrilli. Challenging Conventional Wisdom: Development Implications of Trade in Services Liberalization / Division on International Trade in Goods and Services, and Commodities. UNCTAD // Trade, Poverty and Cross-Cutting Development Issues. Study Series No. 2. United Nations, New York and Geneva, 2007. P. 7.
11. Необходимость защиты российской юридической сферы. Отсутствие в России квалификационных требований к юристам ставит российских лиц в невыгодное положение по отношению к иностранным лицам. В развитых западных странах ко всем юристам, включая российских, предъявляются жесткие требования к осуществлению профессиональной деятельности, а в России какие-либо требования к оказанию профессиональных услуг иностранными юристами в целом отсутствуют. Без установления стандартов качества юридических услуг и устранения дискриминации в этой сфере российские юристы будут проигрывать в конкуренции иностранным субъектам. Например, в большинстве случаев законодательство иностранных государств жестко регулирует сферу судебного представительства, позволяя представлять интересы лиц в суде только своим квалифицированным юристам, которые соответствуют таким требованиям, как образовательный ценз, прохождение стажировки и практической подготовки, членство в профессиональной ассоциации юристов (будь то адвокатское образование или иное профессиональное объединение юристов). Однако если в других странах ко всем юристам, включая российских, предъявляются такие требования, то в России какие-либо требования к оказанию профессиональных услуг, включая судебное представительство, иностранными юристами отсутствуют. Россия пытается защитить такие важные для ее экономики сферы, как банковские, охранные или образовательные услуги, но полностью открывает для иностранцев сферу юридических услуг, не пытаясь использовать хоть какие-то разумные защитные меры. Российские лица не могут на равных конкурировать с иностранными юридическими фирмами: у них нет ни десятилетий собственной истории развития, ни серьезного опыта работы в рыночных условиях или участия в транснациональных сделках, ни мощных финансовых ресурсов, ни организационных и информационных наработок, ни разветвленной структуры, охватывающей многие юрисдикции. Используя свои финансовые ресурсы, иностранные юридические фирмы поступают очень просто: один или два иностранных юриста, не получавшие образование в России и не разбирающиеся в российском праве, открывают в России отделение своей фирмы и нанимают российских юристов, услуги которых продают российским бизнесменам и государству. При этом ими часто допускаются злоупотребления: как выявила проверка Счетной палаты России («Отчет о результатах тематической проверки законности и эффективности расходов федерального бюджета на оплату консультационных услуг иностранных и российских консультантов по макроэкономическим, юридическим и финансовым вопросам в 1999 — 2000 годах» <1>), при работе на государственные органы они выполняют обычную секретарскую работу по неразумным ценам, ввиду чего бюджет несет неоправданные потери. ——————————— <1> Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2006. N 4(100).
Принимая во внимание намерение России в конечном счете вступить во Всемирную торговую организацию, а также исходя из принципа национального режима, предусмотренного правилами этой международной организации, ситуация не может быть разрешена путем установления квалификационных требований для одних только иностранных лиц, оказывающих юридические услуги в России (согласно правилам ВТО квалификационные требования должны быть едиными для всех лиц, как для местных, так и для иностранных субъектов). Единственным выходом из такого положения является установление единых требований и условий для всех лиц, оказывающих юридические услуги на территории России. 12. Необходимость соблюдения принципа взаимности. Как уже говорилось, в развитых западных странах ко всем юристам, включая российских, предъявляются жесткие требования к осуществлению профессиональной деятельности, а в России какие-либо требования к оказанию профессиональных услуг иностранными юристами в целом отсутствуют. Это не отвечает принципу взаимности — одному из основополагающих начал международного сотрудничества и взаимодействия государств. США и ЕС не спешат открывать свои сферы оказания юридических услуг для лиц из России и других государств за счет того, что выдвигают в их отношении жесткие требования. Россия же поступает наоборот. 13. Необходимость улучшения торгового баланса России в сфере юридических услуг. Установление квалификационных требований к юристам позволит уменьшить дефицит российской внешней торговли юридическими услугами и отток валютных средств за границу, который имеет место сегодня из-за того, что любые иностранные лица имеют право оказывать юридические услуги в России и получать платежи на свои счета за рубежом <1>. ——————————— <1> Если в 2002 г. экспорт юридических услуг из России составлял 46 167 млн. долл. США, то в 2006 г. он уже составлял 205 327 млн. долл. США: увеличение почти в 4,5 раза. Импорт же данных услуг в Россию возрос с 122 343 млн. долл. США в 2002 г. до 281 881 млн. долл. США в 2006 г.: рост в 2,3 раза. Дефицит же внешней торговли юридическими услугами за это время даже немного возрос: с 76 176 млн. долл. США до 76 553 млн. долл. США, что является достаточно тревожной тенденцией для российской сферы оказания платных юридических услуг. Роста российского экспорта почти в 4,5 раза оказалось недостаточно, чтобы уменьшить дефицит даже в условиях, когда импорт вырос только в 2,3 раза (Муранов А. И. Внешняя торговля юридическими услугами в Российской Федерации // Закон. 2008. N 4. С. 41 — 64).
В России уже много лет существует дефицит внешней торговли применительно к сфере юридической помощи: иностранные лица преимущественно вывозят из России валютные средства, получаемые за оказанную ими юридическую помощь. Если в 2002 г. экспорт юридических услуг из России составлял 46 167 000 долл. США, то в 2006 г. он уже составлял 205 327 млн. долл. США: увеличение почти в 4,5 раза. Импорт же данных услуг возрос с 122 343 млн. долл. США в 2002 г. до 281 881 миллионов долларов США в 2006 г.: рост в 2,3 раза <1>. ——————————— <1> Муранов А. И. Внешняя торговля юридическими услугами в Российской Федерации // Закон. 2008. N 4. С. 41 — 64 (на основе данных из следующих официальных источников: Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2002 год. Статистический сборник / Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Москва, 2003. С. 84 — 85; Внешняя торговля Российской Федерации услугами. Russian Federation’s External Trade in Services. 2005. Статистический сборник. Statistical Publication / Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Москва, 2006. С. 158 — 159; Внешняя торговля Российской Федерации услугами. External Trade in Services of the Russian Federation. 2006. Статистический сборник. Statistical Publication / Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Москва, 2007. С. 158 — 159). При этом под импортом юридических услуг в Россию понимаются юридические услуги, оказанные иностранными субъектами российским лицам, а под экспортом — юридические услуги, оказанные иностранным субъектам российскими лицами. Кроме того, приводимые далее цифры относятся ко всем видам юридических услуг, а не только к услугам по судебному представительству.
Дефицит же внешней торговли юридическими услугами за этот же период даже вырос: с 76 176 млн. долл. США до 76 553 миллионов долларов США, что является достаточно тревожной тенденцией для российской сферы оказания платной юридической помощи. Роста российского экспорта почти в 4,5 раза оказалось недостаточно, чтобы уменьшить дефицит даже в условиях, когда импорт вырос только в 2,3 раза. Примечательно, что доля США на мировом рынке юридических услуг составляет 61,3% <1>, а вместе с ЕС — свыше 85%. ——————————— <1> URL: http://www. mindbranch. com/Legal-Services-Global-R313-24090/. Эта цифра охватывает как сферу оказания юридических услуг внутри всех стран мира, так и сферу международного оказания юридических услуг.
Нынешнее состояние регулирования оказания квалифицированной юридической помощи стимулирует оказание в России юридической помощи на постоянной, профессиональной основе и за плату иностранными лицами, которые свободны от каких-либо обязанностей отвечать соответствующим квалификационным требованиям (т. е. прежде всего не входящими в состав адвокатуры или не имеющими, например, статуса патентных поверенных). В результате стимулируется получение указанными лицами вознаграждения за такую помощь в валюте с соответствующим оттоком валютных средств из страны. 14. Необходимость исправления налогового дисбаланса в международном аспекте. Нынешнее состояние регулирования сферы юридических услуг является неудовлетворительным с точки зрения налоговой политики государства в международном аспекте. Оно создает все предпосылки для того, чтобы иностранное лицо, оказывающее в России юридические услуги на постоянной, профессиональной основе и за плату, но не отвечающее соответствующим квалификационным требованиям (т. е. прежде всего не входящее в состав адвокатуры или не имеющее, например, статуса патентных поверенных), платило налоги не в России, а в иностранных государствах, причем со ссылкой именно на свой статус иностранного лица. Нейтрализовать такую ссылку указанием на наличие у такого лица статуса субъекта регулируемой в России профессии не представляется возможным именно благодаря нынешнему неудовлетворительному состоянию регулирования судебного представительства в России. 15. Необходимость консолидации юридической профессии для решения международных задач России. Установление квалификационных требований к юристам будет способствовать сплочению и консолидации юридической профессии. Российские юристы могут стать мощной корпорацией, продвигающей и защищающей интересы российских общества, государства и экономики на международном уровне. Например, нет никаких сомнений, что без установления таких квалификационных требований невозможно решить одну из острых международных проблем, стоящих перед Россией, а именно проблему усиления присутствия ее юристов в международных организациях. Разве могут такие организации продвигать представителей страны, в которой такие требования отсутствуют? 16. Необходимость ориентации в отношении сферы юридических услуг на позиции Центробанка, Минобразования, а также МВД, стремящихся защитить свои сферы. Позиция Центробанка и Минобразования является очень жесткой: они выступают резко против допуска иностранных лиц в подведомственные им сферы. В итоге Россия никаких обязательств перед ВТО применительно к таким сферам брать не стала. МВД также выступает против присутствия иностранных лиц в сфере охранных услуг, и Правительство России в этом его поддержало, одобрив соответствующий закон: «У министров даже не возникло вопросов к первому заместителю Министра внутренних дел генерал-полковнику Александру Чекалину о том, почему участие иностранцев и лиц без гражданства в деятельности по созданию и управлению частными охранными структурами в любой форме и инвестирование в них финансовых средств его ведомство предлагает ограничить… у правительства имелись веские основания… в запрете на территории России иностранных служб безопасности. К счастью, ни одно такое предприятие пока у нас в стране не обосновалось. Но попытки были. Например, рассказали источники «РГ» в МВД, продемонстрировали стремление обосноваться у нас крупнейшие холдинги Securitas и Group 4 Securicor, которые уже практически поделили между собой рынок охранных услуг в Скандинавии, Балтии и ряде других регионов мира. Общая численность персонала только одного международного охранного холдинга Group 4 Securicor превышает 350 тысяч человек. В результате слияний и поглощений холдинг имеет дочерние компании в 110 странах мира. Что неприятно, были замечены настойчивые шаги зарубежных спецслужб в использовании таких охранных структур для доступа к стратегической информации» <1>. ——————————— <1> URL: http://www. rg. ru/2007/11/09/chop. html.
Если кто-то полагает, что сфера юридических услуг является с точки зрения соблюдения интересов общества и экономики менее важной, нежели сфера охранных услуг, то ему следует напомнить слова Марио Пьюзо: «Юрист с портфелем в руках куда большая сила, чем сотня вооруженных налетчиков». 17. Необходимость обеспечения информационной безопасности. Неконтролируемый государством и профессиональным сообществом доступ иностранных лиц в сферу оказания юридических услуг уже привел к тому, что иностранные юридические фирмы в ходе оказания услуг получили доступ к самой разнообразной информации, касающейся крупнейших российских компаний, в том числе носящей характер конфиденциальной. Масштабы получения такой информации и доступ к технологическим и коммерческим секретам при сохранении в неизменном виде обязательств России перед ВТО будут только увеличиваться. При этом в свете ничем не ограниченной свободы иностранных фирм учреждать в России свои представительства и филиалы государство может лишиться возможности потребовать от них документы и информацию в связи с имевшим место консультированием такими фирмами лиц, совершивших правонарушения. Недавно имевшая место ситуация с аудиторской фирмой Ernst & Young наглядно это подтверждает. 18. Необходимость обеспечения национальной безопасности. Можно отметить три аспекта значимости такой деятельности лиц, оказывающих юридические услуги: обеспечение защиты интересов российских субъектов в международном гражданском и торговом обороте; ее самостоятельный вклад в развитие российской экономики как части мирового хозяйства; ее самостоятельный вклад в упрочение геополитического статуса России. В итоге такую деятельность следует без преувеличений квалифицировать как один из элементов национальной безопасности России. Позволять иностранным юридическим фирмам доминировать в этой сфере — глупо как с экономической, так и с геополитической точки зрения. Мировой рынок юридических услуг вырос в 2005 г. на 4,5%, достигнув в стоимостном выражении 357,5 млрд. долл. США. Как прогнозируется, к 2010 г. он достигнет величины в 445,3 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 24,6% (таким образом, ожидается рост порядка 20 млрд. долл. США в год). Количество физических лиц в мире, оказывающих платные юридические услуги, в 2005 г. выросло на 2,2%, достигнув 1 739 000 человек. Как прогнозируется, к 2010 г. их количество достигнет 1 957 000 человек, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 12,5% <1>. ——————————— <1> URL: http://www. mindbranch. com/Legal-Services-Global-R313-24090/.
Быстрый рост сектора юридических услуг наблюдается и в России: по данным Госкомстата, объем оказанных юридических услуг в стоимостном выражении составлял в 1995 г. 9079,9 млн. руб., а в 2006 г. уже до 69 468,5 млн. руб.: рост в 7,5 раза. России следует стремиться получать максимальные выгоды от развития такой сферы. К сожалению, в сознании многих слова Президента России о том, что «Россия должна… стать крупным экспортером интеллектуальных услуг» <1>, никак не связываются с оказанием юридических услуг: для их сознания интеллектуальные услуги, скорее, имеют отношение к чему-то иному. ——————————— <1> Послание Президента России Федеральному Собранию России от 10 мая 2006 г. // Российская газета. N 97. 2009. 11 мая.
Между тем сектор платных юридических услуг очень интеллектуально емкий, что в современном информационном обществе необыкновенно важно, особенно если юридические услуги экспортируются, т. е. знания юристов оплачиваются иностранными потребителями, причем за очень немалую цену. И иностранные потребители готовы такую цену платить, поскольку иных возможностей получить нужную им информацию они не имеют: подготовка квалифицированного юриста длится очень долго и стоит еще дороже. Все развитые государства стремятся экспортировать именно юридические услуги. Следует понимать, что экспорт интеллектуальных ресурсов (включая юридические услуги), конечно же, не экспорт углеродов, но гораздо более перспективная вещь. Между тем в России сальдо по экспорту и импорту юридических услуг являлось и является отрицательным: при обороте в 2005 г. в 344 193 000 долл. США такое отрицательное сальдо составило 45 511 000 долл. США, в 2006 г. при обороте 487 208 000 долл. США — уже 76 553 000 долл. США. Эта тенденция при сохранении нынешней ситуации будет нарастать. Благодаря обязательствам России перед ВТО умом российских юристов, которыми будут управлять нероссийские руководители, будет укрепляться финансовая и геополитическая мощь иностранных государств. Сегодня российские компании, инвестирующие за рубежом, должны обращаться к иностранным юристам и оплачивать их услуги. Это нормальная ситуация. Но разве не следует стремиться изменить ситуацию, когда иностранные компании, инвестирующие в Россию, платят не российским консультантам, а иностранным? При этом ЕС, например, активно использует свое право и своих юристов, чтобы препятствовать российским инвестициям в свою экономику: «В результате дискриминационных действий в отношении российских компаний со стороны Европейского союза (ЕС) сорвано 13 сделок по слияниям и поглощениям на общую сумму 50 млрд. долл. Об этом сообщил Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на юбилейной конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Он отметил, что ЕС рассматривает Россию как серьезного конкурента». Другой рукой ЕС поощряет при помощи европейских юридических фирм инвестиции своих компаний в Россию. Еще один промах делается тогда, когда недооценивается тот самостоятельный вклад прежде всего российских лиц, оказывающих юридические услуги, который они могут внести в упрочение геополитического статуса России: как за счет оказания помощи российскому бизнесу, так и за счет отстаивания российских национальных интересов перед иностранными лицами. «Давайте посмотрим на мировое хозяйство как на большой завод. На этом заводе есть цеха первичной переработки, где в пыли и в чаду трудятся рабочие низшей квалификации. Есть сборочный цех, где люди в белых халатах, рабочая аристократия, производят готовые изделия. Есть бухгалтерия, инженерное бюро, где работают специалисты с высшим образованием. А есть дирекция и правление. Там заседают самые умные. Где же наше с вами место на этом международном предприятии? Маловероятно, чтобы кому-то в мире пришло в голову обратитьс я к нам за новой технологией, качественными финансовыми услугами, эффективным управлением, кассовым фильмом, модной одеждой. На нашу страну выходят, чтобы купить нефть, газ, пресловутый лес-кругляк. Стало быть, в мировом разделении труда мы не инженеры, не банкиры, не дизайнеры, не продюсеры и управляющие. Мы — бурильщики, шахтеры, лесорубы. То есть довольно чумазые ребята с рабочих окраин. Конечно, всякий труд почетен, но все же — почему так? Мы ведь считаем себя высокообразованным и высококультурным народом. Что же мы, такие образованные, с нашим-то красным дипломом — кормим комаров на нефтеносном болоте. Такие культурные и одаренные, соплеменники Николая Гоголя, Игоря Стравинского, Ильи Пригожина — потеем на карьере и в забое. Может, мы не доросли до высоты нашей национальной культуры. Может, не все в порядке с образованием… В общем, из будущего можно увидеть в современности много чего печального. Но также и обнадеживающего. Если автор концепции постиндустриального общества Дэниэл Белл недавно предсказал, что по достижении внутренней стабильности Россия «готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна», то почему нам с ним не согласиться? Мы увидим, что это реально. Мы можем и обязаны стать белыми воротничками в мировом разделении труда, занять важное место в глобальной иерархии» <1>. Сказанное следует применить и в отношении российских юристов, которые пока являются не более чем рабочей аристократией как в России, так и на уровне международного разделения труда. Если государство начнет оказывать им помощь не деньгами или налоговыми льготами, а только за счет того, чтобы при своем вступлении ВТО не ставить их в невыгодное положение по сравнению с мощными иностранными фирмами, от этого выиграет прежде всего само государство. ——————————— <1> Сурков В. Ю. Русская политическая культура. Взгляд из утопии // URL: http://www. russ. ru/politics/docs/russkaya_politicheskaya_kul_tura_vzglyad_iz_utopii.
Нынешнее временное отсутствие сильных российских юридических фирм в итоге может стать постоянным, и в конце концов обслуживанием крупного и среднего бизнеса в России будут заниматься преимущественно, а возможно и исключительно, иностранные юридические компании. А это уже ставит под угрозу национальные интересы России. Соответственно деятельность лиц, оказывающих юридические услуги, — один из элементов национальной безопасности России. Ныне имеющая место ситуация с ее дерегулированием отвечает прежде всего интересам не самой России, а развитых западных стран, поскольку позволяет их мощным юридическим фирмам получать конкурентные преимущества далеко не самым справедливым образом. 19. Необходимость упрочения позиций России в СНГ и ЕврАзЭС. Нынешняя неудовлетворительная ситуация с регулированием оказания юридических услуг в России никоим образом не содействует усилению положения России на пространстве бывшего СССР. Напротив, она создает все возможности для того, чтобы Россия стала площадкой для неконтролируемой экспансии западных юридических фирм, а значит, и западного бизнеса, западных права и идеологии, в страны бывшего СССР, что национальным интересам России не отвечает. Кроме того, из-за нее осложняется задача заключения в рамках ЕврАзЭС соглашения, аналогичного Генеральному соглашению о торговле услугами (один из столпов права ВТО), и ввиду этого не создаются условия для укрепления авторитета России в этой организации. Каким образом Россия будет регулировать доступ юристов стран ЕврАзЭС на свои рынки, если она не использует никаких требований в отношении своих собственных юристов? 20. Необходимость упрочения геополитического статуса России. Установление квалификационных требований к юристам необходимо со стратегических позиций будущего России, в том числе в геополитическом аспекте, учитывая наступающую эпоху жесткой борьбы государств за рынки сбыта, за ресурсы, за влияние, за право определять судьбы мира, в ходе которой правовые средства будут одними из важнейших. Сфера юридических услуг вносит самостоятельный вклад в упрочение геополитического статуса России. Таким образом, установление квалификационных требований к юристам будет способствовать защите интересов России в международной сфере.
(Обзорная справка «Значение наличия в праве России квалификационных требований к лицам, оказывающим юридические услуги, с точки зрения внутренней политики России» будет опубликована в следующем номере «Вестника».)
——————————————————————