Проблемы правового регулирования взаимодействия участников рынка электрической энергии
(Михайлов Н. И.) («Энергетическое право», 2011, N 2)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Н. И. МИХАЙЛОВ
Михайлов Н. И., заместитель директора Института государства и права РАН, профессор, доктор юридических наук.
Реформирование Единой энергетической системы России с целью обеспечения конкурентных начал в сфере энергетики повлекло за собой создание и деятельность различных видов субъектов, которые можно классифицировать на три блока: генерирующие компании, сетевые компании, передающие электроэнергию до потребителя, и сами потребители, будь то юридические или физические лица. В результате стала наблюдаться множественность субъектов правоотношений, складывающихся в связи с выработкой, доставкой и потреблением электроэнергии. При этом важным игроком на этом поле выступают государственные и муниципальные органы власти, на территории которых дислоцируются названные субъекты как социально активные участники отношений, складывающихся на рынке электрической энергии. В связи с отмеченным значимыми, как показали события зимы 2010 — 2011 гг., являются вопросы слаженного бесперебойного функционирования сетей и энергетического оборудования, находящихся в ведении Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее — ЕНЭС), а также территориальных сетей и сетей, находящихся в ведении муниципальных образований. Именно рассогласованность в эксплуатации отдельных участков так называемого примыкания названных сетей между их владельцами, которая отчетливо просматривается, как правило, в связи с природными катаклизмами, часто сказывается на качестве энергоснабжения. В этой системе отношений ключевое место занимают именно территориальные сетевые компании, от качества работы которых, если проанализировать ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» <1>, во многом зависит бесперебойность обеспечения электрической энергией населенных пунктов, промышленно-производственных и социально значимых объектов. Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 <2>, территориальные распределительные сети представляют собой комплекс компаний по электропередаче и оборудования, предназначенного для использования при предоставлении услуг по передаче электрической энергии. ——————————— <1> Собр. законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177. <2> Собр. законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5525.
Сетевая компания, вступая в договорные отношения с потребителем на предмет купли-продажи электроэнергии или поставки электрической энергии, не вправе ему отказать в заключении таких договоров, о чем свидетельствуют положения ст. ст. 539 — 548 ГК РФ. Фактически в данном случае отношения по снабжению потребителей электроэнергией оформляются двумя видами указанных договоров. Однако их объединяет такое условие, как подача абоненту энергии через присоединенную сеть, что, нужно признать, следует рассматривать как существенное условие для таких договоров, поскольку их использование невозможно без соблюдения всех технических параметров такого присоединения к мощностям сетевой компании. Довольно часто несоблюдение этого условия порождает в практике поставки электроэнергии проблемы, которые выражались в длительной неподаче электроэнергии из-за несогласованности в этих вопросах между территориальной сетевой компанией и муниципальными образованиями, на балансе которых находятся сети доставки электроэнергии до конкретных потребителей, находящихся на территории конкретного населенного пункта. Полагаю, в связи с отмеченным необходимы уточнения соответствующих положений Закона об электроэнергетике для устранения подобных проблем.
——————————————————————