Право военнослужащих на дополнительный отдых и боевая готовность воинской части

(Береговой О. Н.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 11, 2004)

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ

И БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

О. Н. БЕРЕГОВОЙ

Береговой О. Н., подполковник юстиции, помощник командира войсковой части 3025 по правовой работе — начальник юридической службы.

В настоящей статье автор хотел бы остановиться на таких моментах, как:

1. Действия командиров (начальников) при исключении военнослужащих, имеющих право на предоставление значительного количества дополнительных суток отдыха, из списков личного состава части.

2. Особенности предоставления отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях постоянной готовности.

При проведении боевых действий и контртеррористических операций на территории Чеченской Республики у военнослужащих, привлекавшихся к их проведению, возникло право на предоставление значительного количества дополнительных суток отдыха. При увольнении с военной службы указанные военнослужащие на основании п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы на день исключения из списков личного состава части должны быть полностью обеспечены установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащими всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются, т. е. им необходимо до исключения из списков личного состава части предоставить все «накопленные» дополнительные сутки отдыха. При этом военнослужащий, занимая свою должность, фактически исполнять должностные обязанности не будет, а так как участие в контртеррористической операции принимают в основном военнослужащие ротного звена, то отсутствие, например, командира роты будет сильно влиять на боевую готовность роты, а значит, и воинской части.

По мнению автора, выходом из данного положения может быть:

во-первых, составление графика предоставления дополнительных дней отдыха указанным военнослужащим в период прохождения военной службы с учетом боевой готовности воинской части;

во-вторых, указание в приказе о зачислении указанного военнослужащего в распоряжение командира воинской части на основании п. 1 ст. 14 и подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части — до его исключения. Это позволит офицеру, назначенному на должность указанного военнослужащего, выведенного в распоряжение, принять дела и должность и фактически начать исполнять должностные обязанности.

Однако при этом необходимо, чтобы был решен и вопрос социальной защиты выводимого в распоряжение военнослужащего, так как его денежное довольствие будет уменьшено (а при прохождении службы в воинских частях постоянной готовности уменьшение будет значительным). Этот вопрос в настоящее время не решен, поэтому увольняемые военнослужащие, имеющие значительное количество неиспользованных дополнительных суток отдыха, не пишут рапорты о сдаче дел и должности и выводе в распоряжение, что влияет на боевую готовность воинской части.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. N К-1556, Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N МК-П4-6726С, решением Правительства Российской Федерации «О ходе обеспечения реализации военной реформы» от 21 ноября 2002 г. N 43, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы» от 25 августа 2003 г. N 523 ряд воинских частей с 1 января 2004 г. перешли на новую форму комплектования.

В развитие правового регулирования права на отдых военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее — соединения и воинские части постоянной готовности), был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, который внес, в частности, изменения и дополнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

В соответствии с внесенными изменениями военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предоставляется.

Анализируя ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», можно определить положения, исходя из которых военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, будут предоставляться дни отдыха:

1) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, за исключением случаев привлечения их к мероприятиям, проводимым без ограничения служебного рабочего времени, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели, и им не предоставляются дополнительные сутки отдыха, присоединяемые по желанию военнослужащего к основному отпуску;

3) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, выполняют обязанности при несении боевого дежурства (боевой службы), участии в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, без предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях;

4) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее 6 суток отдыха в месяц, т. е. для них фактически устанавливается шестидневная рабочая неделя;

5) дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Как один из вариантов решения дилеммы обеспечения постоянной боевой готовности воинской части и соблюдения права военнослужащих на отдых можно предложить составление графика предоставления военнослужащим дней отдыха в течение всей недели, при этом ежедневно будут выполнять обязанности как минимум 70 — 80% личного состава воинской части.

При составлении графика следует учитывать нахождение военнослужащих в суточном наряде, на боевом дежурстве, в отпусках, командировках, на лечении.

Если же использовать для предоставления дней отдыха меньшее количество дней недели, то количество личного состава, выполняющего должностные и специальные обязанности, резко уменьшится (при предоставлении дней отдыха в субботу и воскресенье — около 30%). Это повлечет уменьшение степени боевой готовности воинской части, что ни в коем случае не допустимо.

Исходя из реального участия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в проведении контртеррористических операций и других мероприятиях, проводимых без ограничения служебного времени, которые нередко имеют значительное временное продолжение, их право на отдых будет существенно ограничено. Поэтому, на наш взгляд, необходима целенаправленная деятельность командиров этих соединений и воинских частей по соблюдению установленных законодательством прав военнослужащих на отдых, так как установленная дифференцированная ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки не может в полном объеме компенсировать отдых военнослужащих.

——————————————————————