Письмо в редакцию
(Аблин М. В.)
(«Медицинское право», 2006, N 2)
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
М. В. АБЛИН
Аблин М. В., юрист, г. Уфа, Республика Башкортостан.
Возраст пациента: юридическое значение
Федеральным законом от 1 декабря 2004 г. были внесены поправки в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Изменениям подверглись ст. 24, 31, 32, 33, 43 и 61 Основ.
Напомним, что прежде пациент мог полностью осуществлять свои права, предусмотренные медицинским законодательством, начиная с 15 лет. Именно по достижении этого возраста пациент, например, самостоятельно давал информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; в отношении недееспособных лиц или лиц, не достигших 15 лет, такое согласие давал законный представитель. В новой редакции закона информация о возрасте пациента, начиная с которого последний полностью осуществляет свои права, содержится только в ч. 2 ст. 24 Основ; в ст. 31, 32, 33, 43, 61 имеются отсылочные нормы на ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Можно наглядно сравнить старую и новую формулировки закона:
Часть 2 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (старая редакция): несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32, 33, 34 настоящих Основ.
Часть 2 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (действующая редакция): несовершеннолетние — больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32, 33, 34 настоящих Основ.
Соответственно для несовершеннолетних больных наркоманией установлен повышенный возраст для реализации полной медицинской дееспособности — 16 лет. Можно сделать следующие выводы.
1. При поступлении больного в возрасте от 15 до 16 лет врач должен определить, наркоман перед ним или нет. Естественно, предполагается, что пациент не является больным наркоманией. Пациент дает согласие на оперативное вмешательство, производится хирургическая операция, в дальнейшем выясняется, что пациент наркоман (соответственно не имел права самостоятельно давать согласие на хирургическое вмешательство). Требования закона нарушены. Подобная ситуация может возникнуть и при определении возраста, с которого возникает право на врачебную тайну.
2. В Основах появились отсылочные нормы, касающиеся возраста пациента. В прежней редакции закона указание на возраст в 15 лет имелось в ст. 31, 32, 33, 43, 61 Основ.
3. По смыслу ч. 2 ст. 24 Основ несовершеннолетний больной наркоманией полностью приобретает право добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, право на врачебную тайну по достижении 16 лет по любым заболеваниям и видам медицинских вмешательств (в том числе и не имеющих отношения к наркомании).
Изменения от 1 декабря 2004 г. в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, на мой взгляд, могут привести лишь к путанице в определении правосубъектности пациента в возрасте от 15 до 16 лет.
——————————————————————