Уполномоченный экономический оператор
(Курочкин К. Л.) («Таможенное дело», 2011, N 2)
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР <*>
К. Л. КУРОЧКИН
——————————— <*> Kurochkin K. L. Authorized economic operator.
Курочкин К. Л., руководитель Коллегии адвокатов «Таможенный адвокат», адвокат.
В данной статье рассматриваются порядок и условия присвоения юридического статуса уполномоченного экономического оператора, раскрываются положения Таможенного кодекса Таможенного союза, касающиеся деятельности указанных субъектов, а также анализируется правоприменительная практика и проблемы унификации правового регулирования деятельности уполномоченного экономического оператора.
Ключевые слова: таможенные органы, юридическое лицо, таможенное декларирование.
The article discusses the procedure and conditions for assignment of the legal status of authorized economic operator, disclosed the provisions of the Customs Code of the Customs Union on the activities of these entities, also analysis of legal practice and the unification of legal regulation of authorized economic operator.
Key words: customs agencies, legal entity, customs declaring.
1. Обзор института. Национальное регулирование
С введением ТК ТС институт участников ВЭД пополнился новым лицом — уполномоченным экономическим оператором. Ранее льготный режим предоставлялся в рамках ТК РФ как «специальная упрощенная процедура». Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др. Несмотря на то что определенный льготный режим существовал ранее, уполномоченный экономический оператор — это новый для России и стран ТС институт, имеющий своими источниками нормы международного права, где применяется понятие «уполномоченный грузополучатель» (Международная конвенция от 18 мая 1973 г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», Россия присоединилась к Конвенции в 2010 г.), а также существовавшие до его введения определенные категории лиц, пользующихся льготами. Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе — это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку. Получение статуса уполномоченного экономического оператора предоставляет экономическому субъекту ряд существенных льгот. Нижеуказанные льготы (специальные упрощения) будут описаны более подробно. В настоящее время правовое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществляется на 2 уровнях. В ТК ТС закреплены основные обязательные положения. На национальном уровне институт уполномоченного экономического оператора регулируется Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уполномоченному экономическому оператору посвящена глава 6, статьи 85 — 96. В ТК ТС — статьи 38 — 42.
Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе — это юридическое лицо, которое должно отвечать определенному перечню общих (наднациональных) требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать дополнительные условия, которые могут быть установлены в стране Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо. При условии выполнения всех требований и соблюдения всех условий, а также включения в соответствующий реестр юридическое лицо приобретает статус уполномоченного экономического оператора и может пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными в ТК ТС. Статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус. Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» критериям, в том числе иметь надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации. В Законе «О таможенном регулировании в РФ» раскрываются (детализируются) требования и условия, перечисленные в ТК ТС, а также вводятся дополнительные. Так, для того чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо: — если юридическое лицо производит и/или экспортирует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, которые дополнительно установит Комиссия Таможенного союза (до настоящего времени критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то — 1 млн. евро; — вести ВЭД не менее одного года; — чтобы отсутствовали задолженности по уплате таможенных платежей и иных налогов; — чтобы отсутствовало в течение одного года более одного факта привлечения к административной ответственности по определенным статьям КоАП РФ <2>, при одновременном условии, что сумма штрафов в совокупности составила бы не более 500 000 рублей; ——————————— <2> Статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 КоАП РФ, неоднократное совершение правонарушений, предусмотренных данными статьями, делает невозможным получение статуса уполномоченного экономического оператора.
— чтобы велась определенная в Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <3> система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обладает электронной цифровой подписью; ——————————— <3> Требования, предъявляемые к отчетности, — ст. 96 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
— чтобы система налогообложения не была упрощенной; — чтобы отсутствовала судимость за экономические преступления как у полномочных должностных лиц юридического лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представителя, который будет применять упрощения в случае поручения ему декларирования; — чтобы в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде находились помещения/открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требованиям. Что касается процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу и требует от юридического лица скрупулезности, внимания и, безусловно, финансовых затрат, во-вторых, по оценкам экспертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около 9 месяцев. В итоге что дает юридическому лицу статус уполномоченного экономического оператора: 1. Прежде всего речь идет о возможности хранить и осуществлять таможенное оформление ввозимых в Таможенный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации. 2. Уполномоченному экономическому оператору предоставляется возможность осуществления доставки иностранных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутренний таможенный орган). 3. Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров. 4. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической декларации; периодическое таможенное декларирование. 5. При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (т. е. подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их прибытия на таможенную территорию ТС) таможенный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров. Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров. 6. Более того, уполномоченный экономический оператор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного платежа. 7. Уполномоченный экономический оператор может указывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями. 8. Кроме того, предусматривается возможность заключения между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы. Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку. 9. Относительно таможенного транзита уполномоченному экономическому оператору предоставлено право доставки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, на территории уполномоченного экономического оператора, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения. Пределы такой зоны определяются в соглашении, о котором говорилось выше. 10. При осуществлении таможенного транзита не предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей. 11. Если уполномоченный экономический оператор осуществляет производственную деятельность, то у него появляются дополнительные возможности для того, чтобы процедура таможенного оформления и транзита была более упрощенной. Дополнительно: Правительство РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза вправе определять перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору. Правительство РФ вправе определять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вывозимых из РФ, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из РФ. Особенности завершения таможенного транзита иностранных товаров не применяются при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган. В случае если в соответствии с системой управления рисками таможенный орган примет решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации, поданной уполномоченным экономическим оператором или таможенным представителем по его поручению, такой таможенный контроль проводится в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке. Текущее положение. Сейчас в списке лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления, состоят 153 организации, которые в письменной форме проинформировали ФТС России до 31 декабря 2010 г. о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов. Такую возможность они получили благодаря переходным положениям, закрепленным в ст. 322 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и письму ФТС России от 17 декабря 2010 г. N 01-11/61735. Данные организации могут пользоваться установленными в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу выше указанного порядка. К настоящему моменту порядок осуществления таможенными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств и порядок их заполнения не определены. Предельный срок разработки и введения в действие такого порядка — 1 января 2012 г. Также не представлена на публичное ознакомление типовая форма соглашения, которое может быть заключено между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом и которое является важным элементом в технологии взаимоотношений уполномоченного экономического оператора. Таким образом, институт уполномоченного экономического оператора в полной мере пока не заработал, и соответственно в настоящее время оценка закрепленных в законодательстве технологий с точки зрения их эффективности представляется преждевременной. Однако, несомненно, перечисленные выше преимущества, которые предусмотрены для уполномоченного экономического оператора, являются существенными и в случае успешной реализации данной новеллы могут значительно облегчить деятельность определенной категории участников ВЭД.
2. Практика применения статуса уполномоченного экономического оператора в Республике Беларусь и Республике Казахстан
Белоруссия. Для Республики Беларусь предусмотрено временное положение относительно суммы обеспечения в 1 млн. евро, которое начнет действовать только с 1 мая 2012 г. В Белоруссии действовал институт добросовестных участников ВЭД, который фактически в настоящее время продолжает действовать, так как он, по сути, был переименован в институт уполномоченного экономического оператора. Продолжает действовать Указ Президента Белоруссии от 28 января 2008 г. N 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Казахстан. Для Казахстана не предусмотрены переходные положения в применении норм ТК ТС об уполномоченном экономическом операторе. Положения ТК ТС об уполномоченном экономическом операторе были восприняты и расширены в Кодексе РК о таможенном деле. Имеются некоторые отличия от российского законодательства, в частности, юридическое лицо должно вести ВЭД не менее двух лет; факт отсутствия судимости важен также и в отношении учредителей юридического лица; факт привлечения таможенного представителя к административной ответственности не имеет значения и др. Ранее специальными упрощениями в Республике Казахстан пользовались лица, именуемые как «участник ВЭД, относящийся к категории минимального риска», которые и становятся уполномоченными экономическими операторами (Приказ Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 2005 г. N 240) при выполнении условий наднационального и национального законодательства Республики Казахстан. Как уже было отмечено, в странах Европейского союза достаточно давно и успешно осуществляет свою деятельность такой субъект правоотношений, как уполномоченный грузополучатель, т. е. лицо, уполномоченное таможенной службой получать товары непосредственно по месту его нахождения без необходимости их предъявления в орган назначения. Помимо этого, в Европейском союзе успешно работает уполномоченный грузоотправитель — лицо, уполномоченное таможенной службой отправлять товары непосредственно с места его нахождения без необходимости их предъявления в орган отбытия. Существенным отличием является то, что указанные категории лиц могут оказывать услуги по таможенному оформлению товаров в отличие от уполномоченного экономического оператора, в остальном уполномоченный экономический оператор соответствует институту европейского уполномоченного грузополучателя. Взаимоотношения данных субъектов с контролирующими органами строятся на основе закрепленных в Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», а также рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли. Ключевыми элементами, которые должны применять таможенные администрации, являются: — минимальное администрирование; — применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль); — максимальное использование автоматизированных систем; — использование предварительной информации о прибытии грузов для внедрения программ выборочного контроля; — использование электронной передачи данных; — свобода перемещения товаров.
3. Проблемы унификации правового регулирования в рамках Таможенного союза
Часть полномочий по правовому регулированию института уполномоченного экономического оператора передана на национальный уровень. Как было указано выше, в законодательствах трех стран имеются некоторые различия в требованиях, предъявляемых к уполномоченному экономическому оператору, а также в его правомочиях. Это связано в том числе с различиями в подходах к определению ответственности участников ВЭД, особенностями сложившегося взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, развитием реально действующей инфраструктуры, транспортного потенциала и др. Пока в настоящее время законодательство ТС не порождает у его участников необходимости унифицировать все нормы об уполномоченном экономическом операторе. Главное условие — это соблюдение общих требований, в том числе принятие норм, которые бы не ослабляли наднациональное законодательство.
——————————————————————