Welcome в «сухой порт»

(Ступников А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 37)

WELCOME В «СУХОЙ ПОРТ»

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Увеличение российского экспорта — одно из приоритетных направлений внешнеторговой политики <1>. Данной цели предполагается добиться, помимо прочего, снижением издержек для бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования. ——————————— <1> Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

Концептуальный подход

Разработанная ФТС России Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее — Концепция), была одобрена Государственной пограничной комиссией <2>. Концепция предоставляет возможность осуществления таможенного декларирования товаров и представления документов и сведений в электронной форме участниками внешнеэкономической деятельности при их желании любому таможенному органу с последующим осуществлением операций фактического таможенного контроля в таможенных органах, расположенных на таможенно-логистических терминалах в местах, приближенных к государственной границе РФ. При этом перечень документов и сведений при декларировании товаров должен быть сокращен до минимального уровня, обеспечивающего соблюдение законодательства РФ, и максимально переведен в электронный вид (раздел V Концепции). ——————————— <2> Письмо ФТС России от 21.08.2009 N 21-50/39656.

В отличие от таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом, территориальная оптимизация таможенного оформления товаров, перемещаемых морским путем, требует иного подхода. Каждый международный морской порт располагается в регионе деятельности таможенного органа, который вправе осуществлять таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу товаров. В то же время часть перемещаемых через таможенную границу морским путем товаров помещается под таможенную процедуру таможенного транзита и проходит таможенное оформление в удаленных от морского порта таможенных органах. В настоящее время большинство таможенных органов и складов временного хранения находятся на территории портов, что существенно затрудняет товарооборот в порту, а также увеличивает нагрузку на примыкающие к порту транспортные магистрали. В связи с этим предлагается введение новой технологии — «сухой порт». По замыслу разработчиков Концепции, внутренние терминалы, находящиеся на незначительном удалении от морского порта и связанные с последним автомобильным или железнодорожным сообщением, создадут условия для оптимизации таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу морским путем.

Обратимся к цифрам

По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через морские торговые порты России перегружено 404,19 млн. тонн экспортных грузов, что на 5% больше данного показателя за 2009 год. Объем перевалки импортных грузов составил 39,34 млн. тонн, а это на 43,8% больше, чем за 2009 год <3>. ——————————— <3> Грузооборот морских портов России за 2010 год // www. morport. com/ rus/ publications/ document1142.shtml.

Одним из самых крупных морских портов России и самым крупным на Северо-Западе России является Большой порт Санкт-Петербурга, находящийся в регионе деятельности Балтийской таможни. Таможенным постом «Турухтанный» в 2009 году оформлено 118884 грузовых таможенных деклараций на импортируемый товар на общую стоимость 9850951000 долл. США, в 2010 году — 156070 деклараций на сумму 13490163000 долл. США. Таможенным постом «Гавань» в 2009 году оформлено 21610 грузовых таможенных деклараций на сумму 4055837000 долл. США, в 2010 году — 47574 декларации на сумму 6063326000 долл. США. Часть перемещаемых через таможенную границу морским путем товаров помещается под таможенную процедуру таможенного транзита и проходит таможенное оформление в удаленных от морского порта таможенных органах. В целом 10 — 15% импортируемого через Большой порт Санкт-Петербурга товара проходит таможенное оформление в регионе деятельности иных таможенных органов, удаленных от морского порта. Изложенная статистика демонстрирует, что часть нагрузки по таможенному оформлению ввезенного морским путем товара распределяется между таможенными органами (в том числе внутренними таможенными органами), удаленными от международного порта прибытия.

Время — деньги

Через Большой порт Санкт-Петербурга в 2010 году ввезено около одного миллиона 20-футовых контейнеров. Каждый контейнер задерживается в среднем на 2 — 3 суток в связи с проводимым таможенным оформлением либо помещением под таможенную процедуру таможенного транзита. По данным терминалов, в декабре простой импортных контейнеров достигал 12 суток против 7 суток в 2008 году, когда контейнеров было практически столько же <4>. ——————————— <4> Таможня ведет страну к миллиардным потерям // www. infranews. ru/?object= news&id;= 10609&catid;=2.

При этом необходимо учитывать, что нахождение товара на территории склада временного хранения, а также на территории порта оплачивается импортером. Слабая логистическая развитость российских портов ведет к неоправданным убыткам участников внешнеэкономической деятельности из-за простоя товара на территории портов. Выход из данной ситуации предлагается искать во внедрении института «сухого порта» <5>. «Сухим портом» по существу именуется таможенно-логистический терминал — склад временного хранения, расположенный на удалении от морского (речного) порта, при условии что владельцем склада временного хранения является оператор морского терминала или между оператором морского терминала и владельцем склада временного хранения заключен договор об оказании услуг по временному хранению товаров. ——————————— <5> Порядок осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утв. Приказом ФТС РФ от 18.03.2010 N 510.

Ввозимый через морской терминал товар помещается под процедуру внутреннего таможенного транзита и доставляется автомобильным или железнодорожным транспортом до таможенно-логистического терминала — «сухого порта», где проводится дальнейшее таможенное оформление. В настоящее время на территории морских (речных) портов размещаются склады временного хранения для товаров, находящихся под таможенным контролем и не прошедших таможенное оформление; товары, прошедшие таможенное оформление, а также товары для внутренних перевозок по таможенной территории Таможенного союза. Внедрение института «сухого порта» направлено в первую очередь на увеличение пропускной способности морских портов путем перемещения товаров, требующих таможенного оформления, на удаленные терминалы. Рассмотрим опыт Финляндии в применении правового института «сухого порта» на примере морских портов Котка и Хамина. В 2008 году порт Котка обработал около 11,589 млн. тонн грузов, из которых 2,481 млн. тонн грузов, следующих транзитом в РФ <6>. Порт Хамина обработал 169,263 тыс. тонн грузов, из которых 98,36 тыс. тонн транзитных грузов, следующих в Российскую Федерацию <7>. ——————————— <6> Статистика по итогам 2008 года // Порт Котка. 2009. N 1. С. 20. <7> Port of Hamina. Statistic tonnes // http:// www. portofhamina. fi/ files/ pdf/ Tilastot/ JANUARY-December2008.pdf.

На территории порта Котка в удалении от морского терминала располагается более 30 складов временного хранения общего и специализированного назначения, отдельно выделена зона для транспортных средств, ожидающих пересечения границы; к порту подходят железнодорожные пути <8>. ——————————— <8> Port of Kotka. Инструкция для грузового транспорта // http:// www. portofkotka. fi/ uusi/ pdf/ Kuorma_ autoliikenteen_ asiointiohje_ rus. pdf.

Подобная развитая таможенно-логистическая инфраструктура порта позволяет обрабатывать большой поток грузов, сокращая время проведения погрузочно-разгрузочных работ и таможенной очистки товара. В результате время, проходящее от разгрузки судна до фактического получения товара после таможенной очистки, составляет всего несколько часов. Применение технологии «сухого порта» позволяет существенно ускорить логистические и таможенные операции, что положительно сказывается на пропускной способности морского терминала.

О перспективах

Предложенная ФТС России Концепция контроля оценивается неоднозначно. Сама таможенная служба считает, что ее реализация несет положительный потенциал не только для экономической деятельности таможенных органов. Эффективность и действенность Концепции, как отмечает руководство ФТС, значительно шире, она затронет социальный аспект, так как ее реализация связана с обустройством приграничных территорий. Прогнозируется снижение числа нарушений таможенных правил со стороны участников внешнеэкономической деятельности, а также повышение прозрачности и скорости таможенного оформления, упрощение таможенных процедур <9>. ——————————— <9> Новые ТЛТ — формула успеха // Таможня. 2010. N 12. С. 21; Приоритеты прежние // Таможня. 2011. N 1 — 2. С. 25.

С данным взглядом солидарны некоторые авторы, по их мнению, претворение в жизнь Концепции создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности <10>. ——————————— <10> Трунина Е. В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. 2010. N 4. С. 77.

Однако в юридической литературе преобладают скептические настроения о перспективах реализации Концепции и ее последствиях. Отмечается, что задача по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля сформулирована крайне неоднозначно и не позволяет понять, как будут осуществляться таможенное оформление и таможенный контроль, в частности, товаров, прошедших через пункт пропуска; каким образом предлагаемые изменения отразятся на хозяйствующих субъектах, многие из которых будут вынуждены создавать обособленные подразделения в приграничных регионах, что увеличит их финансовые, временные и трудовые затраты <11>. ——————————— <11> Целесообразны ли планируемые изменения? // Налоговая политика и практика. 2008. N 12. С. 19.

Перемещение таможенного оформления к государственной границе исключит случаи недоставки товара от приграничного таможенного до внутреннего таможенного органа, позволит на месте проводить таможенный контроль. Таможенная очистка товара непосредственно при пересечении таможенной границы снизит издержки по перевозке товара для российских импортеров: оформленный товар может быть доставлен от приграничного таможенно-логистического терминала до места назначения любым внутренним транспортом без применения процедуры МДП либо обращения к услугам таможенного перевозчика <12>. ——————————— <12> Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). М.: АСМАП, 1993.

Время действовать

Конечно, поспешная реализация Концепции может создать практические проблемы, которые потребуют оперативного решения. Технологии удаленного выпуска и электронного декларирования только отрабатываются и имеют довольно много как юридических, так и технических (связанных с нестабильностью работы оборудования и программного обеспечения) пробелов. В то же время внедрение данных технологий необходимо, так как они являются базисом для Концепции. Кроме того, стоит согласиться, что перемещение таможенного оформления ближе к государственной границе Российской Федерации позволит обустроить приграничные районы, создать новые рабочие места. По нашему мнению, осуществление таможенного оформления и таможенного контроля товара непосредственно после пересечения таможенной границы позволит снизить риски нарушения таможенных правил со стороны участников внешнеэкономической деятельности и в большей степени акцентировать усилия таможенных органов на осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

——————————————————————