Оценка таможенных рисков при проведении аудита импортных операций внешнеэкономической деятельности предприятия
(Толстая С. Б.) («Право и экономика», 2013, N 11)
ОЦЕНКА ТАМОЖЕННЫХ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
С. Б. ТОЛСТАЯ
Толстая Светлана Борисовна, начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО «Волжский абразивный завод». Доцент кафедры налогообложения и аудита Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Специалист по таможенному праву. Родилась 14 апреля 1963 г. в Волгограде. В 1985 г. окончила Волгоградский инженерно-строительный институт, в 2001 г. — Международный институт экономики и права.
В статье рассматриваются аудиторские процедуры, проводимые при проведении аудита импортных операций внешнеэкономической деятельности предприятия. Особое внимание уделено оценке таможенных рисков, возникающих у российского предприятия, осуществляющего закупки сырья, оборудования, материалов и услуг на внешнем рынке.
Ключевые слова: аудит внешнеэкономической деятельности предприятия, аудит импортных операций, оценка таможенных рисков.
Customs risks evaluation during the auditing of import transaction of enterprises’ foreign economic activity S. B. Tolstaya
The article deals with the audit procedures carried out during the auditing of import transactions of enterprises’ foreign economic activity. Special attention is paid to evaluation of customs risks which occur to the Russian enterprise purchasing raw materials, equipment, materials and services on the foreign market.
Key words: audit of enterprise’s foreign economic activity, audit of import transactions, customs risks evaluation.
Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 28 июля 2012 г.) (далее — Закон). В Законе установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере. В пункте 4 ст. 2 Закона дано определение внешнеторговой деятельности как деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами определена как импорт и (или) экспорт товаров. Под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации (Калининградская область), через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами. В статье 4 Закона провозглашен принцип равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности. Российские предприятия имеют право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью (за исключением отдельных ее видов, таких как поставка или закупка продукции военного назначения, внешнеторговая деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники). Иными словами, российские предприятия могут самостоятельно осуществлять продажи выпускаемой продукции на внешних рынках, закупать иностранное сырье, материалы, оборудование и услуги на международном рынке товаров и услуг. Однако предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, необходимо обязательно учитывать, что данная деятельность связана с большим количеством рисков. Поэтому при проверке аудиторской организацией внешнеторговой деятельности предприятия необходимо в обязательном порядке проанализировать и оценить эти многочисленные риски и связанные с ними обстоятельства. Необходимо отметить, что риски во внешнеэкономической деятельности предприятия влекут не только возможные значительные финансовые потери, но и применение в отношении предприятия и его руководителя мер административного или даже уголовного характера и, как следствие, оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность всего предприятия в целом. Пункт 5 ПСАД 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» <1> указывает на то, что «…аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путем выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности». ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22 декабря 2011 г.).
Следуя указанному правилу, для оценки рисков аудитор должен выполнить ряд установленных процедур оценки рисков для ознакомления с деятельностью аудируемого лица и с той средой, в которой она осуществляется: запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица; аналитические процедуры (анализ и оценка имеющейся информации); наблюдение и инспектирование (проверка документов, товаров). Аудитор не обязан выполнять все процедуры оценки рисков в отношении каждой проблемы. Однако в ходе аудиторской проверки импортных операций для получения достоверных знаний о деятельности аудируемого лица, правильности отражения в учете расходов по импорту товаров (работ, услуг), о достоверности формирования отчетности по импортным сделкам аудитор должен проверить документы, относящиеся к проводимому направлению аудита. Основными документами при проведении аудита импортных операций являются: законодательные акты, нормативные правовые акты международного гражданского, таможенного, налогового, финансового законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность по импорту товаров и услуг; внешнеторговые контракты по импорту товаров и услуг, спецификации, документы, подтверждающие обоснованность выбора конкретного поставщика товаров и услуг, внутренние заказы и заказы поставщику; техническая документация, сертификаты качества, сертификаты безопасности, декларации о соответствии; таможенные декларации на товары, оформленные по направлению перемещения «импорт», корректировки таможенных деклараций, декларации таможенной стоимости, корректировки таможенной стоимости, коммерческие, товаротранспортные, товаросопроводительные и страховые документы, иные документы, следующие с импортным товаром; документы складского учета; документы бухгалтерского учета; банковские документы по импортным сделкам. При проведении аудита импортных операций внешнеэкономической деятельности в соответствии с п. 21 ПСАД 8 «…аудитор должен ознакомиться с соответствующими отраслевыми, правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности». В программу проведения аудита импортных операций, по мнению автора, должен быть включен ряд специфических процедур, влияющих на внешнеэкономическую деятельность предприятия в части осуществления импортных операций. Процедуры, связанные с таможенными операциями, и возникающие при этом таможенные риски рассматриваются наиболее подробно: 1) процедура выбора поставщика товаров, услуг — порядок проведения оценки и выбора потенциального поставщика (производитель, дилер, представитель, агент), подготовка запросов поставщику, сформулированные в запросах условия закупки или оказания услуги, использование тендеров и иных процедур выбора поставщика; 2) проверка внешнеэкономических контрактов на закупку товаров, услуг, иных видов внешнеэкономических контрактов (агентских соглашений, лицензионных договоров, договоров на консалтинговые и инжиниринговые услуги). Внешнеторговый контракт является основным документом, определяющим меру ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки. Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Во внешнеторговом контракте определяются следующие условия: предмет контракта и точное наименование товара или услуги; количество товара, качественные характеристики и страна происхождения товара; условия поставки и срок поставки; порядок определения цены; условия оплаты; форма расчетов за поставленный товар или оказанные услуги; переход права собственности на товар; валюта контракта и валюта платежа; валютные риски и валютные оговорки; юридические адреса сторон. Внешнеторговый контракт является основным документом, удостоверяющим факт внешнеторговой сделки. Аудитору следует обратить особое внимание на определение во внешнеторговом контракте момента перехода права собственности к импортеру. Именно на дату перехода права собственности будет отражено на счетах бухгалтерского учета поступление товаров, произведен пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, в рубли. Если в контракте не определен момент перехода права собственности, необходимо руководствоваться правом, которое подлежит применению по соглашению сторон договора. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно вытекать из условий контракта. В случае если соглашение о применимом праве отсутствует, к контракту применяется право страны, с которой контракт наиболее тесно связан. Например, в контракте купли-продажи такой страной признается страна продавца. Если российский участник внешнеторгового контракта закупает в рамках контракта купли-продажи импортные товары и не оговаривает в контракте момент перехода права собственности и применимое право, он должен учитывать возможные риски, связанные с судебным разбирательством в стране продавца. Импортные товары на дату перехода права собственности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (сумма фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов). В соответствии с требованиями ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» <2> стоимость импортных товаров, выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату признания расходов по приобретению товаров. ——————————— <2> Приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 9.
Коммерческие расходы распределяются между продавцом и покупателем согласно условиям контракта. При заключении внешнеторговых контрактов широко распространена практика распределения коммерческих расходов и рисков на основе Международных правил толкования торговых терминов — Инкотермс. Инкотермс регулируют только переход к покупателю рисков и коммерческих расходов. Момент перехода права собственности на импортируемые товары Инкотермс не определяют; 3) проверка правильности и своевременности расчетов с иностранными контрагентами; 4) проверка обоснованности дополнительных расходов по импортным операциям (в том числе стоимости услуг по перевозке, страхованию, экспедированию, услуг таможенного представителя, услуг по временному хранению в зоне таможенного контроля или на складе временного хранения (таможенном складе)); 5) проверка правильности начисления таможенных сборов, таможенных пошлин и налогов; проверка документов, подтверждающих предоставление тарифных льгот и преференций (сертификат происхождения товара по форме А, сертификат происхождения товара по форме СТ-1). В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) <3> к таможенным платежам относятся: ——————————— <3> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50.
ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. При осуществлении импортных операций используются четыре вида таможенных платежей из существующих пяти. Необходимо также учитывать, что ставки таможенных пошлин бывают следующих видов: адвалорные — установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); комбинированные. В отношении отдельных импортных товаров в соответствии с международными договорами могут быть дополнительно установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Таможенные сборы — обязательный платеж, уплачиваемый таможенным органам за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, и других действий, установленных ТК ТС. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательными актами государства. В Российской Федерации размеры и порядок взимания таможенных сборов установлены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» <4>. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (ред. от 12 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 2). Ст. 108.
Аудитор должен не только проверить правильность уплаты таможенных платежей на момент таможенного декларирования товаров, но и проверить, были ли проведены аудируемым лицом соответствующие корректировки таможенных деклараций в связи с изменением действующих ставок импортных пошлин, налогов и таможенных сборов. Пример: Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1286 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 г.» установлено, что «…при подаче декларации на товары в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от ставок таможенных сборов за таможенные операции, установленных настоящим Постановлением» <5>. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1286 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863» // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7221.
Пункт 2 указанного Постановления определил, что «…данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 августа 2012 года». Иными словами, участники внешнеэкономической деятельности после вступления в силу данного Постановления Правительства РФ получили право обратиться в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных таможенных сборов по всем таможенным декларациям, оформленным с 21 августа 2012 г. Задача аудитора — проверить, были ли проведены ответственными за внешнеэкономическую деятельность подразделениями предприятия необходимые действия по корректировке таможенных деклараций и возврат излишне уплаченных сумм таможенных сборов. Более того, в соответствии со ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <6> участник внешнеэкономической деятельности вправе обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм таможенных платежей в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты. ——————————— <6> СЗ РФ. 2010. N 48.
Если аудитор в ходе проведения аудита внешнеэкономической деятельности предприятия установит данное обстоятельство, то собственник предприятия будет иметь право и у него будет еще достаточно времени, чтобы обратиться в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей. При проверке уплаченных таможенных платежей также необходимо обратить внимание на то, использует ли аудируемое лицо предоставленные законодательными актами льготы по уплате таможенных платежей. Статья 74 ТК ТС определила, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Пример: В соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» <7> Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Иными словами, на отдельные товары, ввозимые из определенных стран, возможно получение освобождения от уплаты импортных таможенных пошлин либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин. ——————————— <7> Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 3 декабря 2012 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Автор статьи видит задачей аудитора, проводящего аудит импортных операций, проверить, были ли использованы возможности получения тарифных льгот и преференций по ввозимым товарам. И если такие преференции не были получены, то разобраться в причинах этого. Более того, в соответствии со ст. 63 ТК ТС если в отношении товаров могли быть получены тарифные преференции, но они не были получены, то преференциальный режим может быть восстановлен при условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с гл. 13 ТК ТС; 6) проверка обоснованности включения в стоимость товара иных накладных расходов, которые должны быть отражены в бухгалтерских документах и подтверждены. Бухгалтерский учет импортных операций ведется в соответствии с нормативными документами. Основным документом, регулирующим налоговый учет импортных операций, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) <8>. ——————————— <8> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1009. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Основным документом, регламентирующим правила бухгалтерского учета импортных товаров, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) <9>; ——————————— <9> Приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 9.
7) проверка таможенных деклараций на ввезенные товары. В статье 179 ТК ТС установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенный представитель — юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров; 8) проверка имеющихся документов по импортной сделке, представленных таможенному органу для осуществления таможенного декларирования товаров, проверка документов, подтверждающих таможенную стоимость товара; проверка обоснованности корректировки таможенной стоимости (в случае наличия) и сумм уплаченных по корректировке таможенных платежей. В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен в указанной статье, он может быть сокращен в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц. Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен. Так, в Российской Федерации сокращенный перечень документов установлен в отношении: товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины; товаров, помещаемых под процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления уполномоченным экономическим оператором; товаров, временно ввозимых или вывозимых в качестве научных или коммерческих образцов. Аудитор должен учитывать, что в отношении ввозимых товаров перечень не сокращен, хотя такая возможность предусмотрена Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «…федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц». ТК ТС также предусмотрено, что документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, можно представить и не одновременно с декларацией, а в более поздний срок. Пример: Для оформления ввезенного импортного товара могут потребоваться дополнительные документы. По мотивированному письменному обращению декларанта таможенный орган вправе разрешить представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств — членов Таможенного союза, — после выпуска товаров. Пунктом 8 ст. 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ устанавливается и предельный срок для представления документов: представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Необходимым условием получения указанного разрешения таможенного органа является письменное обязательство декларанта представить необходимые документы и сведения в срок, определенный в разрешении таможенного органа. Отказ таможенного органа в выдаче названного разрешения должен быть мотивирован и может быть обжалован. Аудитор должен проверить, воспользовались ли на предприятии имеющейся возможностью оформить таможенную декларацию до получения дополнительных документов и тем самым сократили ли издержки по оплате услуг склада временного хранения (где хранятся товары до их выпуска в свободное обращение). Документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза. После проверки оригиналы документов незамедлительно возвращаются лицу, их представившему. Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. Допустимо представление электронных документов. Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств — членов Таможенного союза и на иностранных языках с правом требования перевода сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства — члена Таможенного союза; 9) проверка использования особенностей декларирования товаров, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза. Пример: Применение предварительного таможенного декларирования товаров при импорте позволяет значительно сократить затраты, которые несет предприятие при поступлении товара от иностранного контрагента. Предварительная таможенная декларация в отношении иностранных товаров может быть подана до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза по копиям имеющихся у декларанта транспортных, коммерческих документов. Иными словами, к моменту прибытия иностранных товаров в зону таможенного контроля таможенного органа декларация на товар уже проверена и декларанту необходимо представить в таможенный орган лишь оригиналы представленных ранее документов. Это позволит предприятию не помещать товары на склад временного хранения, соответственно, не нести расходы по размещению товаров на складе (выгрузка, хранение, оформление документов учета на складе). Причем эти расходы напрямую зависят от сроков временного хранения, объема товаров, необходимости специальных условий хранения и обеспечения сохранности товаров и могут составлять достаточно значительные суммы [1]. Пример: Применение периодического таможенного декларирования при импорте позволяет не только существенно снизить уплачиваемые таможенные сборы (в разы), но сократить до минимума затраты на осуществление таможенных операций как со стороны декларанта, так и со стороны таможенных органов [2]. Задача аудитора при проведении проверки импортных операций — установить, использовались ли предприятием особенности таможенного декларирования, и оценить риски их применения; 10) проверка оформленных паспортов сделки, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, представляемых в банковские учреждения; 11) проверка документов, представляемых в налоговые органы, для подтверждения возврата (зачета) уплаченного при импорте НДС. НДС, уплаченный российским предприятием, налогоплательщиком, можно принять к вычету. Это право налогоплательщика закреплено в ст. 171 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Таким образом, если выполняются требования налогового законодательства в отношении дальнейших операций, связанных с товарами, ввезенными на территорию России, то НДС, уплаченный таможенным органам при декларировании товаров, можно впоследствии возместить из бюджета. Документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычет НДС, следующие: внешнеэкономический контракт; инвойс (счет) иностранного контрагента; таможенная декларация на товары, в которой указана сумма начисленного и взысканного НДС при ввозе товаров. Владельцы российских предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, должны учитывать большой объем и сложность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в целом и импортных операций в частности. Они крайне заинтересованы в проведении как обязательного, так и инициативного аудита импортных операций для координации своей инвестиционной деятельности, а используемая при проведении аудита оценка таможенных рисков способна расширить возможности российских предприятий в международном торговом обороте.
Список литературы
1. Толстая С. Б. Предварительное таможенное декларирование товаров по Таможенному кодексу Таможенного союза // Право и экономика. 2010. N 12. 2. Толстая С. Б. Особенности таможенного декларирования товаров // Право и экономика. 2012. N 6.
——————————————————————