Актуальные проблемы теории права, государства и судебной власти в условиях информатизации

(Просвирин Ю. Г.) («Российский судья», 2012, N 8)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА, ГОСУДАРСТВА И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ <*>

Ю. Г. ПРОСВИРИН

——————————— <*> Prosvirin Yu. G. Topical issues of the theory of law, government and judicial power in informatization.

Просвирин Юрий Григорьевич, судья Воронежского областного суда, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи в процессе исследования проблем теории права, государства и судебной власти в условиях информатизации общества приходит к выводу о необходимости совершенствования законодательства в условиях информатизации общества.

Ключевые слова: Конституция РФ, государство, право, судебная власть, информатизация, общество, информация, совершенствование законодательства.

Studying issues of the theory of law, government and judicial power in informatization of society the author comes to the conclusion that it’s necessary to improve legislation in condition of informatization of society

Key words: the RF Constitution, government, right, judicial power, informatization, society, information, improvement of legislation.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. В последнее десятилетие она стала важнейшим фактором, влияющим на развитие качественно новых социально-экономических отношений, обеспечения безопасности страны и ее национальных интересов. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Революционное воздействие информатизации касается экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей, сферы права, государства и институтов гражданского общества. В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. Информатизация — это формирование информационных технологий и создание условий для эффективного их использования в различных общественных системах. Речь идет о программируемом изменении информационной основы функционирования различных государственных, муниципальных и общественных систем и подсистем, замене в допустимых пределах бумажных носителей информации электронными, а также человеко-машинными диалоговыми системами, создании новых, более эффективных моделей деятельности людей. Иными словами, представленный процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества. При рассмотрении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой — с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей. Таким образом, исследование изменений в государстве и праве, происходящих под воздействием информатизации, совершенствование правового регулирования информатизации становится не просто желательным, но и крайне необходимым условием дальнейшего стабильного развития государства и общества. Дело в том что традиционные методы правового регулирования, действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц, вопросы юрисдикции, постановка ряда юридических задач требуют нового осмысления и определенной корректировки в условиях информатизации. При этом следует учитывать, что движение информации в современном мире не может быть регламентировано законодательством какой-либо страны, поскольку компьютерное пространство не имеет территориальных границ, а это порождает правовые вопросы, не существовавшие ранее. Они стоят практически перед всеми государствами и зачастую не могут получить эффективного решения в рамках только национального законодательства. Суть этих изменений заключается в новом состоянии государства и права, вызванном всепроникающим характером и скоростью внедрения информационных технологий во все сферы — в промышленность, образование, сферу услуг, политическую систему, гражданское общество, государственное управление, а следовательно, в модификации тех общественных отношений, которые в них возникают. Эти изменения проявляются в нескольких направлениях. Во-первых, расширяется методология права. Появляются новые правовые понятия и категории (вычислительная техника, информационные ресурсы и технологии, базы данных, информационные продукты, телекоммуникация и др.), принципы изучения государственно-правовых явлений (например, принцип информационной полноты и достаточности), приемы и способы познания государственно-правовой действительности (информационно-логические и математические модели, вычислительный эксперимент, теория графов и др.). Во-вторых, меняется проявление некоторых сущностных характеристик государства. С одной стороны, более четко обозначается информационная функция как основная функция государства. Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития. С момента своего возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной и налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т. п. Оно осуществлялось, как правило, специально предназначенными для этого органами. Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция органов государства, т. е. реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Основные функции же выполняются всеми органами государства во взаимодействии, они одинаково присущи каждому его звену; они осуществляются через отдельные функции государственных органов, что прямо относится к информационной функции государства. В настоящее время она представляет собой одно из основных направлений деятельности, охватывающее всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах — экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т. п. С другой стороны, изменяется проявление некоторых признаков государства: в информационном пространстве отсутствуют территориальные границы, что вызывает множество проблем правового характера, относящихся к суверенитету, юрисдикции, коллизиям национальных законодательств и пр. Так, с начала XXI в. произошло уже несколько случаев, широко обсуждаемых общественностью, когда судебные и правоохранительные органы некоторых государств принимали решения или выполняли следственные и оперативно-розыскные мероприятия против организаций и граждан других стран без согласия их органов государственной власти, и более того, в одном эпизоде американским судом была узаконена кража информации, которая находилась под юрисдикцией России [1]. В-третьих, одной из главных задач государства становится создание условий для формирования информационного общества, совершенствование его правовых основ и взаимодействия с гражданским обществом. Информационное общество — это общество, в котором основным предметом труда большей части населения являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии. Оно представляет собой ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации в жизни государства и общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, основу жизнедеятельности которого составляют информационные технологии. Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний, преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми, и реализацией этих продуктов [2]. По существу, информационное общество есть общество, основу жизнедеятельности которого составляют информационные технологии; это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция — информация, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. На данном этапе развития Российской Федерации информационное общество принимает конкретный вид единого информационного пространства — совокупности баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. «В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших государствообразующих признаков и обязательным условием и характеристикой самого информационного общества» [3]. При этом следует учитывать доминирование в экономике России реликтовых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие повсеместного широкополосного доступа к Интернету и, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе. Именно поэтому Россия должна определить свой путь преодоления этих препятствий, не повторяя зарубежный опыт, учитывающий особенности ее социального, экономического, политического состояния и перспективы развития. В-четвертых, в условиях построения информационного общества происходит дальнейшее развитие демократии, расширение ее потенциала. Возможность граждан непосредственно взаимодействовать с правительством, государственным аппаратом в целом посредством телекоммуникаций ставит вопрос о трансформации существующих демократических процедур. Возникает возможность осуществления непосредственной демократии с помощью информационных технологий («электронная форма демократии»). Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровнях), участия в электронном голосовании, влияния на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки. В свою очередь, это способствует принципиальному расширению возможности граждан отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях. Благодаря информационным технологиям группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, значительно увеличивается — потенциально до уровня всего политически активного населения. Таким образом, идеи формирования гражданского общества с развитием информатизации приобретают необходимую материальную базу. В-пятых, информатизация оказывает существенное воздействие и на изменения в правовой системе, что проявляется в следующем: 1) появление в системе российского законодательства отдельной его отрасли, которая получила наименование «Информация и информатизация», как совокупности правовых норм, регулирующих чрезвычайно широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, т. е. всего комплекса общественных отношений, связанных с информацией: ее производством, распространением и использованием. На этой базе происходит становление новой отрасли российского права — информационного. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, в процессе которых информация является целью, конечным итогом деятельности. Целью и прямым результатом информационных правоотношений являются сведения, данные или знания, возникшие у субъектов информационного взаимодействия; 2) более сложные связи между этой новой отраслью законодательства и другими отраслями российского законодательства; многие правовые институты тесно связаны между собой, образуя комплексные межотраслевые правовые институты. Это в первую очередь относится к архивам и архивным фондам, информационным ресурсам по категориям доступа (государственная, служебная, коммерческая тайна), интеллектуальной собственности, информационным услугам (раскрытие информации и информационное обеспечение рынка ценных бумаг, информация о состоянии окружающей природной среды), средствам массовой информации, информационной безопасности и защите информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации; 3) дополнение системы российского законодательства нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации по вопросам информации и информатизации, число которых неуклонно растет; 4) расширение предмета правового регулирования: — появление таких объектов, как «программа для ЭВМ», «база данных», «персональные данные», «телекоммуникационные сети» или «вычислительные сети», «средства вычислительной техники» и др.; — внедрение электронного документооборота и как следствие — повышение эффективности работы государственного аппарата, изменение форм опубликования нормативных правовых актов, появление электронных трансакций (денежных переводов), сделок, доказательств; — возникновение киберпреступности и как следствие — совершенствование методов укрепления законности; 5) снижение роли правового регулирования в некоторых сферах — в сфере телекоммуникационных сетей типа Интернет. Это весьма важное обстоятельство, которое вытекает из самой сущности этой всемирной сети. Интернет — объединение юридически и коммерчески самостоятельных узлов и сетей, пользующихся общим сетевым протоколом связи и форматом адреса. При полной самостоятельности узлов вся сеть представляет собой относительно цельную, стабильную и надежную систему. Узлы обмениваются между собой сообщениями. Любое сообщение разбивается на пакеты и отправляется по доступным каналам связи. Деятельность Интернета регулирует Общество Internet, или ISOC (Internet Society), — организация, существующая на общественных началах. Она назначает Совет по архитектуре Интернета (IAB — Internet Architecture Board), который отвечает за техническое руководство Интернетом и представляет собой группу приглашенных лиц, добровольно изъявивших желание принять участие в его работе. IAB регулярно собирается для утверждения стандартов и распределения ресурсов (например, адресов). Интернет функционирует только благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. Следует также учитывать, что помимо Интернета функционируют как зарубежные (BITNET, MCI-mail, Compuserve, SPRINTB), так и российские сети (ИНФОТЕЛ, РОСНЕТ, СИТЕК, IASnet, GLASNET, Relcom), а в Великобритании и США предпринимаются попытки создать альтернативные Интернету сети. Таким образом, возможность государств регулировать процессы в Интернете крайне ограниченны, тем более только на национальном уровне. Наряду со всеми этими процессами необходимо учитывать и ряд негативных моментов, которые существуют у нас в стране. Во-первых, правовые основы информатизации характеризуются отсутствием системы законодательного обеспечения информатизации России, в законотворческой работе наблюдаются пробелы в разработке единой методологии правового регулирования отношений, связанных с информатизацией, в отдельных нормативных актах прослеживаются различные подходы к законодательным дефинициям. Так, одновременно используются такие достаточно тождественные понятия, как «ЭВМ» — «средства вычислительной техники» — «компьютер»; «компьютерная информация» — «информация в машиночитаемом виде» — «электронные сообщения»; «электронные издания» — «информационные компьютерные файлы»; «телекоммуникационные сети» — «вычислительные сети» — «компьютерные сети». Многие определения важнейших понятий, таких как «информация», «программа для ЭВМ», «база данных», «персональные данные» и другие, содержатся в разных источниках, и их использование в праве представляет определенные трудности. Так, существует различное понимание документированной информации, вопросов ее регистрации, ответственности за использование информационных ресурсов и т. д. Как результат — противоречивость отдельных норм действующих федеральных законов, слабая правовая урегулированность некоторых сфер информатизации. Во-вторых, действенность многих существующих норм оказалась недостаточно эффективной ввиду отсутствия отлаженного механизма реализации нормативно-правовых актов. Следствием этого являются определенные затруднения в правоприменительной практике. В-третьих, при формировании информационного пространства России возникает противоречие между потребностями в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения определенных ограничений на ее распространение. Практическое разрешение этой проблемы крайне затрудняется теми обстоятельствами, что до сих пор не урегулированы вопросы предоставления информационных услуг, конфиденциальной информации, а ее исследование — отсутствием статистических показателей по многим вопросам информатизации. Это же относится к практическим связям информационного пространства России с более развитым и открытым полем европейского и мирового информационного пространства. В-четвертых, отставанием отечественного законодательства от мирового опыта, несоответствием национального законодательства международному. Так, в России до сих пор отсутствуют принятые в Европейском союзе законы об электронной торговле, о предоставлении электронных финансовых услуг, о персональных данных и защите права на невмешательство в частную жизнь в сфере телекоммуникации и при автоматизированной обработке данных персонального характера, о кабельных коммуникациях и др. Для дальнейшего эффективного развития информатизации в России необходимо решение следующих вопросов: создание политико-правовых условий для широкого использования передовых информационных технологий и вычислительной техники, активизации и эффективного использования информационных ресурсов; сохранение и развитие информационной системы «Образование — наука»; формирование и оптимизация информационно-коммуникационной инфраструктуры государства и общества на территориальном и отраслевом уровнях, создание единой национальной автоматизированной системы информационного обмена; расширение использования новых информационных технологий в государственном управлении и государственном секторе экономики; распространение информационных технологий в обществе; упрощение процедуры информационного обмена и закрепление положений о конкретных мерах ответственности за качество предоставляемой информации; формирование благоприятной правовой среды для развития отечественных информационных технологий и отраслей, связанных с созданием и использованием средств вычислительной техники и телекоммуникаций; воссоздание системы научно-технической информации на новом технологическом уровне, поддержка научных исследований в сфере информатизации; осуществление интеграции информационных ресурсов различных государственных структур (включая структуры межгосударственного информационного пространства), объединение их с информационными ресурсами зарубежных стран, и на этой основе — интеграция России в глобальное информационное сообщество с активным участием в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Решение этих проблем сможет оказать мощное воздействие прежде всего на эффективность деятельности государственного аппарата. К основным преимуществам использования информационных технологий в его работе можно отнести следующие: 1) сокращение сроков выработки решения и повышение качества управленческих процедур; 2) сокращение объемов трудоемких информационных работ на всех этапах управления и, следовательно, сокращение численности исполнителей; 3) повышение оперативности получаемой информации, повышения ее наглядности и общедоступности; 4) обеспечение при соблюдении всех ранее рассмотренных условий достоверности получаемой информации; усиление защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации при внедрении электронной цифровой подписи; 5) повышение уровня организации процессов подготовки, принятия и исполнения решений и ряд других. В заключение хотелось бы отметить, что существующие государственно-правовые проблемы информатизации требуют незамедлительного решения, ибо их игнорирование может привести не только к отставанию России от других стран и интеграции ее в мировое сообщество, но и распаду государства. Здесь хотелось бы привести слова авторитетного мыслителя и исследователя современного мира испанского профессора Мануэля Кастельса, высказанные в его труде «Информационная эпоха»: «Недавний исторический опыт Советского государства показывает, что пренебрежительное отношение к информации и информатизации является одним из факторов снижения темпов экономического роста и критического ослабления военной машины, политической некомпетентности руководства, деградации государственного управления, разрыва связей между различными регионами страны и, в конечном итоге, ее распада». Этого мнения придерживаются не только известные ученые, но и нынешнее руководство нашего государства. В выступлении на заседании Бундестага ФРГ еще в сентябре 2001 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Под воздействием законов развития информационного общества тоталитарная идеология сталинского типа уже не могла больше противостоять идеям свободы и демократии».

Литература

1. Защита неприкосновенности частной жизни и компьютерная слежка — судебное дело в США. URL: http://www. svoboda. org/archive/hr/0801/ll.081701-2.asp; Виноградова Л. Портал Yahoo! осужден на три месяца принудительных работ. URL: http://www. netoscope. ru/news/2000/11/21/873.html; Французские антифашисты оспаривают решение суда США делу аукционов Yahoo! URL: http://bizon. ru/news. html? nid=28184&y;=2002&m;=01&d;=8; Американский суд разрешил посещать российские компьютеры. URL: http://www. svoboda. org/archive/ll_usa/0401/ll.042501-2.asp; Иванова Г. Хакеры ФБР против челябинских программистов. URL: http://www. phreaking. ru/showpage. php? s=&pageid;=54235; Абаринов В. Ловушка ФБР для российских хакеров. URL: http://www. svoboda. org/archive/ll_usa/0401/ll.042501-2.asp; ФБР заманило в США и арестовало двух граждан РФ. URL: http://www. smi. ru/01/04/24/138535.html; Комментарии официальных представителей ФСБ. URL: http://www. fsb. ru/smi/remark/2002/021009.html. 2. По оценкам специалистов, сделанных в середине 90-х годов, 50% населения развитых стран в ближайшее десятилетие будет трудиться в сфере информационной деятельности и услуг. Такие же прогнозы, проведенные в 2000 г. Всемирным информационным форумом на основе анализа предшествующего развития, увеличили эту цифру до 55% в США и до 100% в Японии (начиная с 2005 года ни один гражданин Японии не будет заниматься физическим трудом) // Известия. 2000. 22 декабря. 3. Лопатин В. Н. Методологические проблемы формирования и защиты единого информационного пространства // Концептуальные проблемы информационной безопасности в союзе России и Беларуси: Матер. конф. (юрид. ф-т СПбГУ, 18 — 19 окт. 2000 г.) URL: http://jurfak. spb. ru/conference/18102000/lopatin. htm.

——————————————————————