Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых

(Сычев Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ОТДЫХ

Е. Н. СЫЧЕВ

Е. Н. Сычев, начальник юридической службы 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, гвардии капитан юстиции.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ все военнослужащие имеют право на отдых, которое неразрывно связано с нормированием служебного времени. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Исключением из данного правила является привлечение военнослужащего к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень указанных мероприятий определен Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» от 10 ноября 1998 г. N 492. За привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и привлечение к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, согласно Порядку учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», далее по тексту — Приложение) предусмотрены соответствующие компенсации отдыхом в другое время (вопросы предоставления дополнительных суток отдыха неоднократно обсуждались на страницах журнала <*>). ——————————— <*> См. например: Зарипов О. В. О дополнительных днях отдыха военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 6.

По смыслу указанного Порядка поддержание боевой готовности подразделения и интересов службы является более приоритетным перед выбором военнослужащим времени предоставления ему дополнительных суток отдыха, что является наиболее актуальным в воинских частях, боевая подготовка в которых предусматривает длительные полевые выходы, командировки в «горячие точки» с привлечением большого количества личного состава. При поступлении рапорта военнослужащего с просьбой предоставить дополнительные сутки отдыха в определенный период командир части, с учетом интересов службы, имеет право определить порядок реализации военнослужащим данного права: предоставить дополнительные сутки отдыха в определенные дни недели на протяжении длительного периода; предоставить не более 30 суток отдыха подряд (дополнительный отпуск); присоединить дополнительные сутки отдыха к основному отпуску военнослужащего. При этом следует помнить, что в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток. Отказ командира в рассмотрении рапорта военнослужащего о предоставлении дополнительных дней отдыха будет являться прямым нарушением права военнослужащего, что дает ему основание на отстаивание своих прав как в административном, так и в судебном порядке. Однако не все категории военнослужащих имеют право требовать предоставления дополнительных суток отдыха, компенсирующих участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее — соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пп. 1 и 3 указанной статьи не предоставляется. Указанной категории военнослужащих предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, тогда как остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее 6 суток отдыха в месяц. Указанные правовые нормы не означают переход воинских частей постоянной готовности на полноценную 6-дневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем, поскольку требования к общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (не может превышать 40 часов в неделю), обязательны для всех категорий воинских частей. Следовательно, регламент служебного времени во всех случаях не может устанавливать продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих более 40 часов в неделю, что при 8-часовом рабочем дне составляет 5 дней. В связи с изложенным для привлечения военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы в субботние дни требуется еженедельное указание командира части, обоснованное выполнением конкретных мероприятий (например, утверждаемым командиром части планом парково-хозяйственного дня). Также сохраняется право военнослужащих «контрактных дивизий» на предоставление дней отдыха в другие дни недели взамен привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (ст. 269 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). На этапе реформирования армии и перехода частей постоянной готовности на контрактный принцип комплектования наиболее остро стоит проблема привлечения максимального количества как солдат, так и офицеров к занятиям по боевой подготовке. Причем у некоторых военнослужащих общая продолжительность отпусков достигает 90 суток (60 — основной, 15 — отпуск как ветерану боевых действий, 14 — отпуск как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, до 15 суток — дорога). Полагаю, что в данном случае целесообразно законодательно разрешить замену части отпуска, превышающей, например, 30 суток, денежной компенсацией, но только по просьбе самого военнослужащего. Также с учетом необходимости поддержания боевой готовности «контрактных» воинских частей представляется необходимым распространить на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, требования ст. 244 Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающей, что одновременно из подразделения не может быть уволено более 30% военнослужащих. В этой связи встает вопрос о законодательном решении вопроса о том, что военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, размещаются на весь срок военной службы наравне с военнослужащими — иностранными гражданами в общежитии в воинских частях (военных городках).

——————————————————————