Генезис понятия азартных игр в дореволюционном и советском праве России

(Романовская В. Б., Сохан А. В.) («История государства и права», 2013, N 20)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ АЗАРТНЫХ ИГР В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ И СОВЕТСКОМ ПРАВЕ РОССИИ

В. Б. РОМАНОВСКАЯ, А. В. СОХАН

Романовская Вера Борисовна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, доктор юридических наук, профессор.

Сохан Александра Владимировна, ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

В статье исследуются первые упоминания об азартных играх в отечественных правовых актах, появление в отечественном законодательстве термина «азартные игры» и его содержание в дореволюционный период, определения азартных игр, которые даются дореволюционными правоведами, а также понимание азартных игр советскими законодателями.

Ключевые слова: азартные игры, история права, генезис понятия «азартные игры», дореволюционное право, советское право, Россия.

Genesis of thenotion «gambling» inthepre-revolutionary and soviet law of Russia V. B. Romanovskaya, A. V. Sokhan

The article observes the first records of gambling in Russian legal acts, appearance of the term «gambling» in Russian legislation and its content in the pre-revolutionary period of Russian history, definition of the term «gambling» by Russian pre-revolutionary lawyers and Soviet approach to the notion «gambling» given on the base of analysis of legal acts.

Key words: gambling, history of law, genesis of the notion «gambling», Russian law before the revolution of 1917, Soviet law, Russia.

Проблема правового регулирования азартных игр является актуальной на протяжении уже более трехсот лет. Вместе с тем вопросы истории правового регулирования данной сферы являются весьма малоизученными и, таким образом, нуждающимися в изучении. Для исследования вопросов истории правового регулирования азартных игр в России необходимо определиться с содержанием используемых понятий. В связи с этим в настоящей статье предлагаем проследить генезис понятия азартных игр в российском праве в дореволюционный и советский периоды. Первые упоминания об азартных играх относятся к середине XVI в. «Впервые упоминание об азартных играх содержится в Стоглаве — сборнике постановлений церковно-земского Собора, состоявшегося в 1551 году в Москве. Так, игры в кости запрещаются наряду с играми в шашки, шахматы, игрой на различных музыкальных инструментах как противоправные религиозному духу, как пережитки язычества» <1>. В правовых актах XVI — XVII вв. использовались конкретные названия отдельных видов азартных игр: «игры в зернь (разновидность костей)», «игры в кости», «игры в карты», «закладные игры». В Указе Петра I от 17.12.1717 <2> появляется такая формулировка, как «игры в деньги», которая в последующем расширилась и преобразовалась в игры на «деньги, дворы, деревни, людей, пожитки и какие-либо вещи». При этом продолжают использоваться выражения «игры в карты, в кости и другие игры». Таким образом, в первой половине XVIII в. наблюдается объединение законодателем в одну группу всех игр на деньги и иное имущество. Все игры такого рода влекут одинаковые правовые последствия. ——————————— <1> Сохан А. В. Правовое регулирование азартных игр в России с древнейших времен до конца XVIII в. // История государства и права. 2010. N 20. С. 47. <2> Именной указ от 17 декабря 1717 г. «О запрещении носить пряденное и волоченное золото и серебро, покупать оное и играть в деньги» // ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 5. Ст. 3127.

Непосредственно термин «азартные игры» впервые употребляется законодателем в Сенатском указе 1761 г. Интересной является этимология данного словосочетания, почему оно появляется в законе именно в данное время. Существуют различные точки зрения относительно происхождения слова «азартный». Слово «азартный», по одной из версий, происходит от французского слова «hasard», которое в переводе с французского означает «случай, риск» <2>. По-французски азартная игра звучит как «jeu de hasard», что можно буквально перевести как «игра случая». Отметим, что в дореволюционных правовых актах, в т. ч. в первых правовых актах, употребивших выражение «азартные игры», писали именно «азардная игра», что подтверждает французские корни данного слова в русском языке. Другая точка зрения, отраженная в научной литературе по данному вопросу, гласит, что слово «азарт» имеет арабские корни и в переводе с арабского означает «чувство, возникающее при игре в кости» <3>. В толковом словаре иноязычных слов Л. П. Крысина указывается на все возможные варианты происхождения слова «азарт»: от французского «hasard», от испанского или португальского слова «azar», которое означает «игра в кости», а также от арабского слова «azzahr» — «игральная кость» <5>. Наиболее убедительной представляется версия, согласно которой слово «азарт» действительно имеет арабские корни: изначально созвучное слово означало игральную кость или игру в кости в арабском языке и с этим значением попало во французский язык, а через французский язык со значением игры, в которой исход определяет случай, — в русский. Таким образом, этимологический анализ словосочетания «азартные игры» показывает, что оно изначально было связано с игрой в кости, а в последующем — со случаем как ключевым признаком игры в кости и подобных ей игр. Более того, в середине XVIII в. французский язык получает широкое распространение среди русского просвещенного дворянства. ——————————— <3> Азартные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890 — 1907; URL: http://gatchina3000.ru/big/001/1201_brockhaus-efron. htm (дата обращения: 20.11.2011). <4> Терентьев Е. Э. Большая энциклопедия азартных игр. М.: РИПОЛ классик, 2006. С. 71. <5> Азарт // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008; URL: http://slovari. yandex. ru/~книги/Толковый%20словарь%20иноязычных%20слов/Азарт/ (дата обращения: 16.01.2012).

Впервые в правовых актах термин «азартная игра» появляется в Указе «О запрещении азардныхъ игръ и о дозволении играть в дворянскихъ домахъ для препровождения времени и не на большия суммы въ ломберъ и прочия тому подобныя игры», изданном 16 июня 1761 г. <6>. В данном Указе устанавливается общий запрет играть в азартные игры: в карты в фаро, в квинтич и тому подобные игры (эти игры прямо закреплялись как азартные) — на деньги и на вещи для всех и везде. Разрешается играть только в знатных дворянских домах и только на самые малые суммы денег при условии, что игра происходит не для выигрыша, а исключительно для препровождения времени в такие игры, как ломбер, кадрилья, пикет, контра, памфил. В последующем выделенные в рассматриваемом Указе две категории карточных игр стали называть азартные карточные игры и коммерческие. Главное их различие заключалось в том, что в первых выигрыш или проигрыш зависел от слепого случая, вторые требовали от играющих известного искусства, допускали известный расчет <7>. В коммерческих играх результат зависел или от числа очков, или от числа взяток; особое значение имело также сосредоточение в одних руках группы последовательных карт одной масти или группы разномастных карт одинакового достоинства. Между мастями устанавливалось старшинство, но обыкновенно одна какая-нибудь на основании особых правил объявлялась для данного случая первенствующею (козырь). То есть в коммерческих играх выигрыш зависел главным образом от уменья игроков, однако случай здесь также имел место. В соответствии с вышеназванным Указом в Российской империи в коммерческие карточные игры дозволялось играть при соблюдении других условий, а в азартные — запрещалось. В Уставе Благочиния от 08.04.1782 <8> содержится своего рода толкование используемого в правовых актах понятия «азартные игры»: запрещается «играть картами или иным чем в игры, основанные единственно на случае или азартные», т. е. азартной признается любая игра, в которой случай определяет победителя независимо от наличия материального выигрыша. При этом если ранее говорилось только о карточных играх, то в соответствии с Уставом Благочиния понятие азартной игры расширяется: это может быть не только карточная игра, но и подобные ей игры, например, зернь, а также рулетка, которая была уже достаточно распространена в то время. Именно такое понимание азартной игры сохраняется в правовых актах второй половины XVIII — начала XX в. ——————————— <6> ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 15. Ст. 11275. <7> Карточные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890 — 1907; URL: http://www. bibliotekar. ru/bek/295.htm (дата обращения: 16.10.2011). <8> Устав Благочиния или Полицейский от 8 апреля 1782 года // ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 21. Ст. 15379.

Наряду с понятием «азартные игры» в правовых актах второй половины XVIII — начала XX в. используется понятие «запрещенные игры», включавшие в себя азартные игры в указанном понимании и так называемые коммерческие игры, осуществляемые с нарушением установленных для них условий (проведение таких игр на большие суммы денег или не в знатных дворянских домах). В досоветский период не рассматривались как «азартные» или «запрещенные» игры лотереи и тотализатор, для которых предусматривались отдельные правовые нормы. Один из виднейших дореволюционных правоведов Н. А. Неклюдов понимал под азартными играми игры, основанные единственно на случае. По его мнению, «играми же, основанными на случае, должны считаться такие игры, выигрыш или проигрыш в которых — дело случая и которые по сему именно увлекают человека до того, что он перестает уже сообразовываться при проигрыше со своими финансовыми средствами» <9>. Иными словами, азартная игра характеризуется тем, что ее результат определяется случаем, а также особым эмоциональным состоянием человека, т. е. состоянием азарта. Понятие азартной игры связывал со случаем и другой дореволюционный правовед А. В. Лохвицкий. ——————————— <9> Неклюдов Н. А. Руководство к особенной части русского уголовного права. СПб.: Типография П. П. Меркульева, 1876. Т. 2. С. 681.

А. В. Лохвицкий выделял азартные игры, публичные азартные игры и коммерческие игры. Под азартными играми им понимаются те, «которые основаны на случае, то есть такие, при которых не может быть ни расчета, ни искусства, ни беспрерывно меняющихся шансов успеха» <10>, т. е. понимание азартных игр А. В. Лохвицким является близким к пониманию законодателя. Азартные игры, по его мнению, представляют гораздо большую опасность для общества, чем коммерческие. Распространение в народе азартных игр всегда вело к общей бедности и деморализации, увеличению числа преступлений. По этим основаниям государство имеет право и обязанность запрещать публичные азартные игры. «Публичная азартная игра, — указывает А. В. Лохвицкий, — это более чем невмешательство правительства в частную жизнь: это одобрение, подание способа, приманка для вредного и безнравственного деяния. То, что делается публично, прямо входит в сферу государственной деятельности» <11>. Кроме того, А. В. Лохвицкий относит лотереи к числу самых опасных азартных игр, потому что они более других проникают в массу народа. То есть данный ученый уже осознавал, что лотереи должны относиться к категории азартных игр, хотя законодатель их таковыми не считал. ——————————— <10> Лохвицкий А. В. Курс русского уголовного права. СПб.: Скоропечатня Ю. О. Шрейера, 1871. С. 435. <11> Там же.

Таким образом, доктринальное и законодательное понимание азартных игр в досоветский период является близким: азартные игры определяются достаточно узко — как игры, выигрыш в которых определяется исключительно случаем. В советское время содержание понятия «азартные игры» расширяется. Исчезает понятие коммерческих карточных игр. В соответствии с Декретом СНК от 11.08.1922 «О разрешении частных заведений с неазартными играми» <12> все игры в карты и лото однозначно определяются как азартные. К неазартным относятся бильярд, кегли, физические развлечения (карусели, качели и т. п.). В Постановлении СНК СССР от 08.05.1928 «О закрытии игорных заведений» <13> к азартным играм относятся игры в карты, рулетка, лото и другие азартные игры независимо от наличия какого-либо выигрыша в игре. Тот факт, что категория «азартные игры» включала все игры, в которых выигрыш зависел от случая, независимо от наличия материального выигрыша, подтверждается и тем, что в 1986 г. в КоАП РСФСР была введена ответственность за «участие в азартных играх на деньги, вещи и иные ценности», т. е. «деньги, вещи и иные ценности» не входили в понятие «азартные игры». Такое же понимание азартных игр отражают и нормы УК РСФСР 1960 г. в редакции 1988 г. В советском законодательстве, так же как и в дореволюционном, отсутствует легальное определение азартных игр. «Негативное отношение государства к азартным играм в советский период привело к тому, что азартные игры были вообще запрещены. Исключение составляли только лотереи и тотализаторы на конных бегах, которые рассматривались как спортивные мероприятия» <14>. То есть лотереи и тотализатор по-прежнему не рассматриваются законодателем как разновидности азартной игры. ——————————— <12> СУ РСФСР. 1922. N 51. Ст. 651. <13> СЗ СССР. 1928. N 27. Ст. 249. <14> Сохан А. В. Правовое регулирование азартных игр в РСФСР // Современное право. 2011. N 10. С. 164.

Советские ученые-правоведы практически не уделяли внимания исследованию вопросов, связанных с азартными играми. Таким образом, содержание понятия азартных игр в дореволюционном праве существенно отличается от советского подхода к определению данной категории, который является более близким к современному пониманию азартных игр.

Литература

1. Азарт // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008; URL: http://slovari. yandex. m/~книги/Толковый%20словарь%20иноязычных%20слов/Азарт/ (дата обращения: 16.01.2012). 2. Азартные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890 — 1907; URL: http://gatchina3000.ru/big/001/1201_brockhaus-efron. htm (дата обращения: 20.11.2011). 3. Именной указ от 17 декабря 1717 г. «О запрещении носить пряденное и волоченное золото и серебро, покупать оное и играть в деньги» // ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 5. Ст. 3127. 4. Карточные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890 — 1907; URL: http://www. bibliotekar. ru/bek/295.htm (дата обращения: 16.10.2011). 5. Лохвицкий А. В. Курс русского уголовного права. СПб.: Скоропечатня Ю. О. Шрейера, 1871. С. 435. 6. Неклюдов Н. А. Руководство к особенной части русского уголовного права. СПб.: Типография П. П. Меркульева, 1876. Т. 2. С. 681. 7. ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 15. Ст. 11275. 8. СЗ СССР. 1928. N 27. Ст. 249. 9. Сохан А. В. Правовое регулирование азартных игр в России с древнейших времен до конца XVIII в. // История государства и права. 2010. N 20. С. 47. 10. Сохан А. В. Правовое регулирование азартных игр в РСФСР // Современное право. 2011. N 10. С. 164. 11. СУ РСФСР. 1922. N 51. Ст. 651. 12. Терентьев Е. Э. Большая энциклопедия азартных игр. М.: РИПОЛ классик, 2006. С. 71. 13. Устав Благочиния или Полицейский от 8 апреля 1782 г. // ПСЗРИ. Первое собрание (1649 — 1825). СПб.: Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. Т. 21. Ст. 15379.

——————————————————————