Судебная система сегодня и завтра
(Пшеницын О.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 1)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
О. ПШЕНИЦЫН
Олег Пшеницын, газета «ЭЖ-Юрист».
VIII Всероссийский съезд судей стал важным событием 2012 года в жизни юристов Российской Федерации. Он проходил в Москве с 17 по 19 декабря. Участники проанализировали состояние судебной системы страны и наметили основные направления ее развития на ближайшие годы.
Что сделано?
В работе съезда приняли участие 730 делегатов. Судейское сообщество представляли 28 судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов, 412 представителей судов общей юрисдикции, 86 — военных судов, 204 — арбитражных судов различных уровней.
Суды выполняют огромную работу по защите прав и законных интересов граждан России. Как отметил в своем докладе Председатель Совета судей РФ Ю. Сидоренко, ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается 25,5 млн. дел и материалов, арбитражными судами — 1,7 млн. дел. Повышение роли судов в обеспечении реальной защиты прав и свобод человека, обеспечение доступности правосудия связаны с глубокими изменениями в законодательстве.
За время, прошедшее после VII Всероссийского съезда судей, государство и судейское сообщество проделали значительную работу, направленную на совершенствование правосудия. В Постановлении VIII съезда «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития» были названы наиболее значимые изменения в этой сфере.
Вступил в силу Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции, предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур были внесены соответствующие изменения в ГПК РФ и УПК РФ.
Внесен ряд изменений в Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в РФ», направленных на предотвращение коррупции в органах судебной власти. Установлена обязанность кандидатов на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Значительным шагом на пути формирования доверия к российской судебной системе стал Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», направленный на обеспечение прозрачности, публичности и гласности правосудия. На базе ГАС «Правосудие» созданы интернет-портал и сайты судов общей юрисдикции, а также сайты органов судейского сообщества и мировой юстиции.
Кроме вышеназванных значительное влияние на состояние судебной системы оказали Федеральные законы от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»; от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»; от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Как было подчеркнуто на съезде, их принятие сделало судебную систему более эффективной, открытой, доступной и независимой.
Участники съезда отметили существенные изменения арбитражного процессуального законодательства. Так, установлены специальные правила рассмотрения корпоративных споров; усовершенствован механизм пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; установлены новые правила упрощенного производства; предусмотрено широкое использование электронных технологий в судопроизводстве. Важным элементом судебной системы страны должен стать Суд по интеллектуальным правам, который начнет свою работу в феврале 2013 года.
Административное судопроизводство
Значительное внимание было уделено дальнейшему развитию правосудия.
Особое место в обсуждении заняла тема административного судопроизводства. Президент РФ В. Путин подчеркнул, что необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующий Кодекс и сформировать судебные составы для разрешения споров граждан с органами государственной власти и местного самоуправления.
Председатель КС РФ В. Зорькин также отметил, что необходимо принципиальное решение о создании в России полноценного административного судопроизводства. В настоящее время дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках их компетенции по правилам ГПК РФ и АПК РФ. Поэтому необходимо создание полноценной нормативно-правовой базы административного судопроизводства. При ее разработке надо определить порядок осуществления административного судопроизводства, юридически точно разграничить компетенцию судов по административным и другим делам, обеспечить процессуальное взаимодействие между судами.
Председатель ВС РФ В. Лебедев, выступая перед гостями и делегатами съезда, обратил внимание, что должна быть установлена понятная для граждан процедура рассмотрения дел по спорам человека с властью. При этом Кодекс административного судопроизводства не требует затрат, нет необходимости в создании специальных административных судов. Сегодня в результате принятия федеральных законов коллегии по рассмотрению административных дел работают в ВС РФ, республиканских и краевых, областных судах. Специализируются на рассмотрении таких дел и районные суды. В 2012 году было рассмотрено 200 тыс. дел, вытекающих из публичных правоотношений, по которым удовлетворены заявления по 50% дел. В прошедшем году нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов власти признавались недействующими в 69% дел, а решения и действия должностных лиц государственных и муниципальных органов признавались судами неправомерными по 60% дел. Если такой Кодекс будет принят, граждане получат более широкие возможности для защиты своих прав в спорах с органами госвласти и местного самоуправления.
Совершенствование системы правосудия — общая задача
На съезде в ходе обсуждения стоящих перед государством задач совершенствования системы правосудия выявился ряд проблем, которые требуют безотлагательного решения.
В. Зорькин отметил, что недопустимы ситуации, когда акты ВС РФ и ВАС РФ, касающиеся разъяснения вопросов судебной практики, оказываются несогласованными между собой. Расхождения и противоречия в трактовках базовых норм законодательства приводят к неопределенности закона и создают возможность его противоречивого и произвольного применения. Тем самым нарушается фундаментальный конституционный принцип равенства как необходимое условие реализации прав и свобод.
Председатель КС РФ считает, что во избежание указанных неблагоприятных последствий необходимо практиковать взаимные консультации высших судов и принятие совместных постановлений.
Председатель ВС РФ В. Лебедев обратил внимание, что в ходе обсуждения и принятия законов Государственной Думой нередко нарушается регламент, в результате чего не учитываются правила подведомственности (подсудности) судебных дел, конституционная компетенция федеральных органов государственной власти. Это влечет за собой правовую неопределенность в правоприменительной практике и, как следствие, ограничение прав и свобод граждан. В этой связи, отметил В. Лебедев, представляется, что процедура принятия законов должна быть основана не на регламенте, а на федеральном законе, несоблюдение которого повлечет предсказуемые правовые последствия.
Председатель ВАС РФ А. Иванов, говоря о путях совершенствования судебной системы, упомянул о необходимости дать судам возможность запрашивать у высших судов правовую позицию до принятия решения. По мнению А. Иванова, если бы институт преюдициального запроса уже был введен в судебную практику, это бы позволило судам учитывать правовые позиции высших судов в тех случаях, когда выявлена неопределенность в толковании нормы права, и правильное решение было бы принято всего за несколько месяцев, а не лет. Председатель ВАС РФ подчеркнул, что необходимо перейти к управлению судебной системой посредством формирования правовых позиций. При этом каждый судья имеет право, изучив правовую позицию высшего суда и аргументировав, почему в этом деле она неприменима, отказаться от нее и сформулировать свою. Такая свобода научного мышления должна послужить укреплению судебной системы страны, считает А. Иванов.
Новый Кодекс судейской этики
Делегаты съезда приняли новый Кодекс судейской этики — основной документ, определяющий обязательные для каждого судьи начала осуществления профессиональной деятельности и внеслужебного поведения.
Данный Кодекс не только больше по объему аналогичного документа, принятого VI Всероссийским съездом судей в декабре 2004 года. В свете новых задач, стоящих перед судейским сообществом страны, в нем подробнее описаны правила поведения судей.
В принятом съездом документе изложены принципы профессиональной этики судьи. К основам надлежащего исполнения правосудия отнесены принципы независимости, объективности и беспристрастности, равенства, компетентности и добросовестности.
В новом Кодексе подчеркнуто, что эффективность судебной деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений. В связи с этим определены основы взаимодействия судей со средствами массовой информации, освещения работы суда и судей. Судьи должны проявлять сдержанность, корректность и осмотрительность при работе со средствами массовой информации, однако не исключается право судьи давать информацию о процессуальных стадиях рассмотрения дела. По рассмотренному делу судья вправе в устной или письменной форме разъяснить принятый судебный акт.
Касаясь внесудебной деятельности судьи, новый Кодекс судейской этики устанавливает, что необходимо избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости. Данный документ установил ряд ограничений для судей, связанных с осуществлением юридической практики, участием в общественной, политической и предпринимательской деятельности.
Изложенные в новом Кодексе нормы призваны обеспечить компетентное и независимое правосудие, осуществляемое на началах справедливости и беспристрастности. Соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти должны послужить дальнейшему укреплению защиты прав и свобод, достоинства и собственности граждан Российской Федерации.
——————————————————————