Психолого-правовые аспекты процесса усыновления в Российской Федерации

(Прудникова Л. Б.) («Российская юстиция», 2008, N 1)

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Б. ПРУДНИКОВА

Прудникова Л. Б., кандидат юридических наук, доцент Волгодонского института экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университета.

Семья — это та минимальная часть среды существования человека, в которой закладываются основы его полноценного физического, духовного, интеллектуального, психического развития. С учетом этого фактора и руководствуясь ч. 2 ст. 38 Конституции, в которой говорится о том, что «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей», можно утверждать, что законодатель возводит права и обязанности родителей и детей в ранг конституционных. Он соотносит их как меру возможного и как меру должного поведения. Указанная особенность отражается на правовом регулировании семейных отношений, которое основано на равенстве прав и обязанностей родителей, преимущественном праве на их осуществление, на установлении ответственности за «порочное осуществление родителями своих прав и исполнение обязанностей» <1>. ——————————— <1> Николаев М. Н. Споры о воспитании детей // Юрист. 1998. N 5. С. 23.

При этом роль права в регулировании личных семейных отношений ограничивается пределами их осуществления, тогда как само их содержание находится вне сферы правового регулирования. В основном она сводится к определению границ, в пределах которых осуществляются семейные отношения. В этих условиях процесс разработки новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, идет постоянно. В последнее время в юридической литературе констатируется факт отхода от традиционного отношения к детям как к несамостоятельным «объектам родительской заботы» <2> при условии, что таковая имеется. Характерной чертой семейной политики становится новое отношение к ребенку — превращение его из «пассивного объекта патронажных мероприятий в активного субъекта ювенальной политики» <3>. Произошло это в результате не только признания факта, что у детей есть права, провозглашенные Конвенцией 20 ноября 1989 г., но и конкретизации этих прав Семейным кодексом России. ——————————— <2> Кабышев О. А. Права родителей и детей: Комментарий к Семейному кодексу. М.: ПРИОР, 1998. С. 47. <3> Кузнецова Е. Сироты России — право ребенка на семью // Защити меня! 2001. N 1. С. 47.

Усыновление в России на сегодняшний день является вопросом значимым не только с правовой точки зрения, но и социальной, нравственной, психологической и т. д. Рассматривая процесс усыновления в плоскости психологии, правоведы закономерно обращают внимание на проблему психологической совместимости потенциальных родителей и усыновляемых детей. В связи с этим представляется, что одной из немаловажных задач опекунских органов в процессе усыновления должна быть «реабилитация детей до такого состояния, чтобы их могли усыновить» <4>. ——————————— <4> Дуваров С. Особенности оценки нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка // Защити меня! 2001. N 4. С. 15.

В решении этой проблемы основную роль призваны сыграть психологи, педагоги-психологи. И хотя в «Заключении о возможности быть кандидатом (кандидатами) в усыновители» упоминаются такие характеристики, как опыт общения с детьми и характерологические особенности кандидатов, именно навыков родительского статуса они не отражают. Не совсем ясно, что означает опыт общения с детьми: должен ли он быть вообще либо он должен быть только положительным, что может зависеть от конкретных ситуаций. На самом деле трудно себе представить, чтобы гражданин, желающий усыновить малолетнего ребенка, выискивал возможности получить этот опыт. Это означает, что законодатель имел в виду общение с детьми кандидата в усыновители в своей семье, в семьях своих близких родственников. Но однозначен вывод — такой опыт слишком мал, чтобы дать полное представление об умении гражданина быть родителем. Нельзя забывать о том, что чаще всего это опыт общения с чужими детьми, которые не зависят от кандидата, не подконтрольны ему. Нет никакой предсказуемости его поведения в отношении ребенка, который попадет в сферу его «господства», потому что в данном случае это будет уже его ребенок, которого он выбрал среди многих других для того, чтобы в определенном смысле реализовать свои цели, замыслы. Для того чтобы выявить истинные цели усыновления и, может быть, раскрыть их самому гражданину и убедить его в действительном их содержании, необходимо прибегать к специальным познаниям в области психологии личности и смежных отраслях науки. Хотелось бы отметить, что в имеющихся на сегодняшний день формах медицинских заключений по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (желающей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемными родителями, отсутствует указание на такого специалиста, как психолог. В мировой практике для более полного знакомства с личностью и психологическими особенностями кандидатов психологи используют такие материалы, как тесты Кеттела, Люшера, рисуночный тест на определение степени привязанности к детям, тест на определение стиля семейных взаимоотношений, общения в семье, агрессивности и тревожности и многие другие. Результаты этих исследований необходимо использовать в каждом случае усыновления, а не только в особенно трудных случаях. Уже более 10 лет специалисты обращают внимание на подготовку приемных родителей <5>. Такая подготовка должна включать в себя: ——————————— <5> Семья Г. Социально-психологические аспекты международного усыновления // Защити меня! 2001. N 1. С. 29 — 39.

— внимательное изучение психологического, социального, физического, эмоционального состояния желающих усыновить ребенка, а также их ближайшего окружения; — оценку степени совмещения желаемого и возможного, установление соответствия супружеского и семейного положения усыновлению; — акцентирование внимания кандидатов на нуждах ребенка, а не на своих, в то же время слишком горячее желание усыновления — это чаще всего идеальные представления о его наличии, а не желание помочь ребенку; — родители должны пройти соответствующее обучение и даже после усыновления прибегать к квалифицированной помощи специалиста-психолога. В этом смысле показателен опыт г. Москвы, где действует школа приемных родителей <6>. Подобные школы, центры, консультативные кабинеты могут стать естественным элементом в структуре органов опеки и попечительства. Справка-заключение, выдаваемая ими, должна стать основанием для внесения записи психологами (педагогами) в вышеуказанное заключение о возможности гражданина быть кандидатом в усыновители. На органы опеки и попечительства следует возложить обязанность по оказанию кандидатам в усыновители консультативной помощи педагогов, психологов в организуемых Школах приемных родителей, на специализированных курсах по уходу за детьми в возрасте до 1 года и т. п. ——————————— <6> Машер Н. Школа приемных родителей, виртуальная и реальная // Семья и школа. 2003. N 3. С. 2 — 4.

Идеализирование ребенка часто приводит к тому, что ожидаемый результат не соответствует действительному, а идеальные представления о ребенке-ангеле приводят к неспособности родителей справиться с ним. Они попадают под его влияние, и цели усыновления становятся все более недосягаемы. Особой проблемой является психическое состояние здоровья усыновляемых детей. Не все родители достаточно терпеливы в борьбе с трудностями привыкания друг к другу, не все либеральны в предоставлении ребенку тех или иных свобод. Да и некоторые психические заболевания могут проявляться позже, что станет непреодолимым препятствием в общении. Американские средства массовой информации открыто распространяют материал об усыновлениях, что объясняется отсутствием в законодательстве института тайны усыновления и что, в свою очередь, упрощает возможность общественного контроля и быстроту реагирования соответствующих служб. На последствиях усыновления негативно сказывается прохождение самой процедуры, ее временные границы (около одного года), зависимость от каких-либо этапов, дат, сроков, условий. В этой гонке за желаемым они могут упустить важную мелочь, которая в итоге способна разрушить их семью, разбить надежды и смысл жизни. Исследования целевых установок кандидатов в усыновители при межгосударственном усыновлении показывают следующие результаты: — ребенок должен быть не старше двух лет; — желательно усыновить сразу двух детей — мальчика и девочку; — скорее всего, русское имя ребенку будет сохранено; — основные трудности видятся в языковом барьере и привыкании к новой культуре; — большинство будущих родителей хотели бы как можно лучше познакомить ребенка с Россией, ее культурой <7>. ——————————— <7> Семья Г. Указ. соч. С. 30.

Что касается мотивов усыновления, то они распределились следующим образом: — желание усыновить ребенка при невозможности иметь собственного по состоянию здоровья; — чувство милосердия к нуждающимся; — гибель близких родственников; — чувство одиночества; — желание иметь опору в старости; — религиозные мотивы <8>. ——————————— <8> Семья Г. Указ. соч. С. 30.

В целом подавляющее большинство стремится с помощью усыновления удовлетворить естественную потребность — иметь ребенка. Этот мотив общий у всех усыновителей, независимо от национальности. Вызывает интерес с практической точки зрения и желательности применения в России опыт наблюдения и поддержки ребенка в семье иностранного усыновителя в Америке. Основная масса агентств предоставляет семьям пакет услуг, включающий в себя занятия по проблемам воспитания для усыновителей, группы поддержки для молодых родителей и вмешательство психологов при необходимости, обучение и поддержку семьи в связи с незнанием особенностей и потребностей ребенка, его заболеванием. Специалисты-психологи выделяют ряд показателей адаптации ребенка: — речевая адаптация связана с расширением понятийного аппарата, пониманием обращенной речи и реакцией на нее, изучением языка и формированием произношения; — социальная адаптация проявляется в совместных играх с другими детьми и взрослыми, в самостоятельности, расширении круга общения, хорошем настроении; — семейная адаптация характеризуется взаимонаправленностью как со стороны ребенка, так и со стороны родителей; — эмоциональное привыкание видится в проявлении чувств любви, ласки к членам семьи, отсутствии плача; — физиологическая адаптация проявляется в том, что ребенок меньше болеет, быстро растет <9>. ——————————— <9> Семья Г. Указ. соч. С. 35.

Остается только сожалеть, что российские специалисты не имеют возможности регулярно наблюдать за адаптацией и развитием ребенка за рубежом. Массовое изучение социологического материала на предмет удачности (неудачности) усыновлений практически не проводится. В то же время очевидно, что при международном усыновлении ребенок попадает в неизвестную социально-культурную среду и испытывает своеобразный шок. Ребенку требуется время для адаптации, и это не один месяц, а то и год. В связи с этим органам опеки необходимо тщательно подбирать семью (а не позволять только семье подбирать ребенка), обеспечивать психолого-педагогическую помощь и подготовку, проводить диагностику семьи, обеспечивать психолого-педагогическую подготовку ребенка к жизни в новой семье, контролировать процесс адаптации. К тому же отчет — единственный способ отслеживать ситуацию с правами ребенка и оперативно на нее воздействовать. И если вопрос с отчетами вообще отдать на усмотрение должностных лиц после трех лет нахождения ребенка за рубежом, то можно вообще его «потерять». Существует настоятельная потребность исследования взаимоотношений ребенка и семьи. Семья без ребенка не является полной. Специалисты утверждают, что любое изменение поведения семьи вызывает соответствующее изменение в поведении ребенка. По мере эволюции семьи ребенок соответственно реагирует на этот процесс. Это означает, что адаптация ребенка не происходит одномоментно, а обладает протяженностью во времени, и семейное окружение имеет большое значение для процесса адаптации. Наследственность определяет такие качества, как физический тип, интеллектуальный потенциал, но ни в коем случае не социализацию и поведение в целом. Нужды ребенка формируются под влиянием внутрисемейных отношений <10>. ——————————— <10> См., напр.: Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. Семейная психотерапия. СПб.: Санкт-Петербург, 2000. С. 288.

Для предотвращения отрицательных последствий, связанных с вышеназванными причинами, специалист-психолог должен уяснить себе «внутреннюю картину семьи» <11>, т. е. представление своей семьи каждым ее членом. Изучение и понимание семейных отношений необходимо для обеспечения взаимопонимания с семьей, для диагностики нарушений в семье. Так, усыновители могут отказаться от идеи усыновления, когда представят себе споры о том, кто будет менять штанишки или гулять с ребенком. Либо, наоборот, будут испытывать гордость перед соседями за его успехи в школе, колледже. Потому, изучая будущую семью ребенка, специалист должен иметь максимум информации. ——————————— <11> Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Санкт-Петербург, 2000. С. 80 — 81.

На сегодняшний день практика социально-психологической работы с семьями в России почти не развита. В связи с этим можно было бы рекомендовать органам опеки и попечительства в рамках конкретного процесса по усыновлению следующее: — готовить ребенка к изменениям в семейном и предметно-природном мире (фотографии, письма будущих родителей, приготовление сувениров будущим членам семьи); — готовить ребенка к расставанию с детским домом; — по желанию ребенка дать ему с собой какие-либо личные вещи (альбом, подарки друзей); — привыкание к родителям надо начинать в привычной для ребенка обстановке в присутствии воспитателя. Что касается усыновителей, то анализ ст. 127 СК показал, что законодатель не сформулировал конкретный перечень положительных личностных характеристик усыновителя. Этот перечень может быть сформирован лишь приблизительно. В то же время, учитывая цели усыновления — воспитание и защиту, необходимо предъявлять к усыновителям вполне очевидное в этих условиях требование — наличие навыков воспитателя, которые возможно установить по итогам психолого-психиатрической экспертизы, проводимой в рамках медицинского обследования кандидата в усыновители. Место данной экспертизы в числе обстоятельств, имеющих значение для дела об усыновлении, определяется ее предметом. Как указывают специалисты, «предметом судебно-психиатрической экспертизы по делам, касающимся воспитания детей, является оценка психического состояния лица, способности его понимать значение своих действий или руководить ими, а также опасности для проживания с ним ребенка…» <12>. Ввиду того что речь может идти не только о недееспособных лицах, но и о вполне здоровых гражданах (ограниченно дееспособных, имеющих судимость, лишенных родительских прав или ограниченных в них, бывших усыновителях, опекунах и попечителях, отстраненных от обязанностей по их вине), то экспертиза может выявить «наступившие выраженные личностные изменения» <13>, а значит, определить способность таких лиц к воспитанию детей. Подобные исследования должны проводиться комплексно с участием не только психиатра, но и психолога, педагога. Эти специалисты должны быть включены в Перечень специалистов, указанный в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332. На основании их заключения будут заноситься сведения о характерологических особенностях кандидата в Заключение о возможности быть кандидатом(ами) в усыновители. Пока же им можно дать такие рекомендации: ——————————— <12> Качаева М., Черный В. Судебно-психиатрическая экспертиза по вопросам воспитания детей // Российская юстиция. 1998. N 9. С. 30. <13> Там же.

— по прибытии к месту постоянного проживания следует постараться общаться без посредников; — не оставлять ребенка одного; — включать его в игры, спорт; — соблюдать единые требования к ребенку со стороны обоих родителей; — привлекать к наблюдению за адаптацией специалистов. Таким образом, область усыновления требует пристального внимания не только юристов, но и психологов, педагогов. Самым лучшим решением этого вопроса было бы создание семейных судов с обязательным привлечением социальных работников, психологов, воспитателей, хорошо знающих особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако в условиях российской действительности, затянувшегося реформирования судебной системы, административной системы, изменений законодательства об усыновлении и еще множества объективных и субъективных факторов говорить о семейных судах, мягко говоря, рано. В то же время мысль о специализации института помощника судьи, в том числе и по вопросам семьи и детства, представляется достаточно здравой и зрелой. Пока же из сложившейся ситуации можно выходить с тем процессуальным материалом, который имеется в современном процессуальном законодательстве. А именно — привлекать в обязательном порядке в качестве специалиста педагога-психолога при рассмотрении дел об усыновлении детей. Широкое применение в процессе усыновления психологических тестов в рамках медицинских исследований должно быть закреплено в обязательном порядке. Кандидата в усыновители следует подвергать психологическому тестированию на предмет истинности мотивов, способности выполнять родительские обязанности, устойчивости желания иметь ребенка. Проводить следует поэтапное тестирование для получения результата, наиболее соответствующего действительности, максимально объективного. В отношении усыновляемого ребенка должно проводиться именно комплексное медицинское освидетельствование специалистами, перечень которых должен быть утвержден в нормативном порядке с включением в него педиатра, терапевта, инфекциониста, дерматовенеролога, фтизиатра, невропатолога, онколога, хирурга, психиатра, психолога (педагога-психолога).

——————————————————————