Воздействие на сферу оказания платных юридических услуг как одна из задач ВТО и ГАТС
(Муранов А. И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СФЕРУ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ВТО И ГАТС
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2008 года
А. И. МУРАНОВ
Муранов А. И., канд. юрид. наук, президент коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».
1. Воздействие на сферу оказания платных юридических услуг как одна из задач ВТО и ГАТС
1.1. Для кого-то в России ее вступление в ВТО будет желанным событием, а для кого-то — нет. А к какой группе будут относиться юристы в России вообще и лица, оказывающие в России платные юридические услуги, в частности? Отметим, что в России, по различным оценкам, насчитывается от 150 000 до 300 000 юристов, профессионально занимающихся оказанием платных юридических услуг <1>, тогда как общее количество лиц, работающих юристами в России, может достигать 900 000 человек или даже большей цифры (к сожалению, эти сведения очень приблизительны: официальных и надежных статистических данных в этом отношении в России не существует). ——————————— <1> Цифру в 300 000 человек приводят сотрудники LegalStudies. ru. На взгляд автора, она несколько оптимистична. С другой стороны, она может быть вполне верной, если учитывать то, что, «по данным Минобрнауки, производство юристов сейчас в три раза превышает потребности в представителях этой профессии. В государственных вузах учатся 472 000 будущих юристов, еще 253 000 — в негосударственных заведениях» (Корня А. Юристы строят школу // Ведомости. 2008. 22 марта. N 56). Более половины из этих лиц получают юридическое образование в качестве второго высшего (Там же).
Очевидно, что если руководствоваться здравым смыслом и исходить из стремления юристов к профессиональному самосовершенствованию, то на первый взгляд юристы должны относиться исключительно к той группе, для кого вступление России в ВТО — событие желанное. В самом деле после вступления России в ВТО правила последней, воплощенные в соответствующих международных договорах, станут составной частью правовой системы России (п. 4 ст. 15 Конституции России) и будут применимы как к деятельности лиц, занимающихся импортом товаров в Россию и их экспортом из России, так и к оказанию разнообразных услуг лицами из государств — членов ВТО <1> российским лицам и соответственно наоборот. Между тем, чем объемнее правовое регулирование такой деятельности, тем для юристов, включая тех, которые оказывают платные юридические услуги, лучше: их хлеб и основа для профессионального роста — истолкование и использование данного регулирования. ——————————— <1> Хотя членом ВТО может быть не только любое государство, но и отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в осуществлении своих внешнеторговых отношений и в отношении некоторых других вопросов (например, Палестина), далее для удобства будет использоваться понятие «государство — член ВТО» или ему подобные.
Сказанное тем более верно с точки зрения роли юридических услуг в международном торговом обороте: «Юридические услуги играют ключевую роль в содействии бизнесу и являются жизненно важной частью инфраструктуры, на которой держится всемирная торговля. Невозможно представить проведение коммерческих сделок, особенно транснационального характера, без вклада юристов. Юридические фирмы во многих странах выходят на международный уровень, так как их клиенты ищут возможности на рынке, подверженном стремительной глобализации, и нуждаются в соответствующем уровне обслуживания в различных юрисдикциях. Если такое обслуживание не доступно внутри страны, то тогда большая часть юридической работы, сопровождающей любую транснациональную коммерческую деятельность, будет выполняться за рубежом» <1>. ——————————— <1> Managing request-offer negotiations under the GATS: the case of legal services. Working Party of the Trade Committee. TD/TC/WP(2003)40/FINAL. OECD Trade Policy Working Paper N 2 by Massimo Geloso Grosso / Organisation for Economic Cooperation and Development, Trade Committee. 14-Jun-2004. P. 7.
1.2. Соответственно в целом юристы (особенно те, кто вовлечен в предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг, а также адвокаты) могут оказаться в России в первых рядах тех, кто в материальном плане от вступления России в ВТО выиграет, причем как в краткосрочном плане, так и в долгосрочном. При этом многие другие субъекты если и выиграют от вступления России в ВТО, то только в перспективе. Для тех, кто юристов не любит, это известие может звучать угрожающе. Не исключено, что если бы в России имелось четкое понимание этого момента, то в ней, возможно, количество противников вступления в ВТО могло бы в какой-то мере увеличиться. При этом весьма любопытно еще и то, что в случае отказа России от вступления в ВТО российские юристы ничего по меньшей мере не потеряют, в отличие от многих других субъектов, которые нуждаются в выходе на зарубежные рынки: российские юристы такой нужды в целом не испытывают. Более того, определенные группы юристов в России (прежде всего, иностранные адвокаты и юристы, работающие в иностранных юридических фирмах) еще и выиграют от того, что Россия членом ВТО не станет: из-за многих сохраняющихся юридических барьеров российским субъектам международного торгового оборота придется прибегать к услугам таких юристов достаточно часто: «В результате дискриминационных действий в отношении российских компаний со стороны Европейского союза (ЕС) сорвано 13 сделок по слияниям и поглощениям на общую сумму 50 млрд. долл. Об этом сообщил Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на юбилейной конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Он отметил, что ЕС рассматривает Россию как серьезного конкурента. В связи с этим необходимо скорейшее заключение нового базового договора, который заменит соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС <1>». ——————————— <1> http:// pda. top. rbc. ru/ policy/ 2007/ 02/ 07/ 20070207122128.shtml
Российские инвесторы сталкиваются с большими проблемами при реализации проектов на европейском рынке. Российский бизнес с каждым годом «сталкивается все с большим количеством проблем при реализации инвестиционных проектов на европейском рынке». На это обратил внимание заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИДа РФ Михаил Евдокимов, выступая на конференции, организованной Ассоциацией европейского бизнеса в РФ. «По некоторым данным, около 10 процентов российского экспорта в Европу заблокировано благодаря искусственным барьерам, — сказал он. — Нынешнее состояние дел не может удовлетворить российскую сторону». По подсчетам экспертов, в последнее время российские инвесторы не смогли реализовать совместные проекты на сумму около 100 млрд. долларов <1>. ——————————— <1> Юридический мир. 2007. N 12. С. 5.
1.3. Однако нельзя забывать еще и о том, что ВТО, равно как и ГАТС, один из ее основополагающих документов, занимается в том числе определением того, по каким правилам должно иметь место оказание платных юридических услуг (или, по их терминологии, торговля такими услугами) субъектами из одного члена ВТО субъектам из другого члена ВТО. Кстати, в ходе разработки ГАТС высказывались предложения не включать юридические услуги в число тех, на которые ГАТС распространяется, или же вынести их в отдельный протокол к ГАТС для лучшего учета их специфики. Однако и первый, и второй подходы были отвергнуты <1>. ——————————— <1> GATS. General Agreement on Trade in Services. A Handbook for International Bar Association Member Bars. — International Bar Association, 2002. P. 7 (http:// www. personal. psu. edu/ faculty/ l/ s/ lst3/ IBA%20GATS%20Handbook%20final. pdf).
2. ГАТС: широкий подход к сфере юридических услуг и возникающие из этого для юристов в России вопросы
2.1. ВТО и ГАТС трактуют оказание платных юридических услуг максимально широко: для них таковыми является не только профессиональная деятельность адвокатов или консультирование по вопросам права со стороны индивидуальных предпринимателей и коммерческих или некоммерческих организаций, но и профессиональная деятельность нотариусов и патентных поверенных. Кстати, даже деятельность судей государственных судов в свете ГАТС является не чем иным, как оказанием услуг (хотя и не платных, т. е. не торговлей ими <1>, и не юридических в том смысле, в каком понятие «юридические услуги» используется в ВТО)! ——————————— <1> Однако многие российские судьи, как известно, такой подход в своей практической деятельности считают, вероятно, «узким» и его не придерживаются, успешно подобной торговлей занимаясь, хотя и в нарушение закона.
2.2. Именно поэтому тогда, когда юристы начинают осознавать, что ГАТС не только является международным актом, истолкование которого по просьбе других лиц входит в их задачу (за гонорар ли, как у адвокатов, или же за зарплату, как у наемных юристов или судей), но и оказывается сводом правил, непосредственно влияющим именно на профессиональную деятельность многих из них, эти юристы не могут не задаться вопросом: «А в чем состоит такое влияние и не ухудшит ли ГАТС наше положение?». При этом многие юристы a priori могут счесть (возможно, руководствуясь интуицией или своими знаниями о ВТО), что их профессия относится к той, для которой членство России в ВТО повлечет, скорее, минусы: «Действующее законодательство делает адвокатов неконкурентоспособными, когда речь идет об оказании помощи бизнесу, да и любым юридическим лицам и ведении гражданских дел в судах и арбитражах. Иностранные компании придут в Россию и, пользуясь правилами ВТО, вытеснят адвокатов с этого большого, перспективного и наиболее платежеспособного сектора» <*>. ——————————— <*> На пороге перемен. Мнение Г. Шарова // Российский адвокат. 2007. N 4. С. 12.
29 января в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялось заседание Экспертно-консультативного совета по вопросам оказания правовой помощи и юридических услуг гражданам, предприятиям и организациям. <…> Основным вопросом повестки дня стал доклад члена Совета ФПА РФ, президента Адвокатской палаты Москвы Генри Резника, посвященный ситуации, складывающейся на рынке юридических услуг в преддверии вступления России в ВТО. В абсолютно проигрышном положении, по мнению адвоката, окажется российская адвокатура. В настоящее время она представляет собой единственный сегмент рынка юридических услуг, участники которого несут обременения и обязанности, которые не распространяются на обычных юристов, имеющих возможность создавать свои фирмы и оказывать юридические услуги, пользуясь всеми правами, предусмотренными законодательством для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Иностранные юридические компании, которые придут в Россию, пользуясь правилами ВТО, также, несомненно, окажутся в более выигрышном положении, чем российские адвокаты, которые в силу установленных Законом об адвокатской деятельности обременений просто не смогут конкурировать на равных с западными партнерами <1>. ——————————— <1> Крохмалюк А. Адвокаты в Совете Федерации: продолжение диалога // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2007. N 1(15). С. 18. См. тот же материал: Крохмалюк А. Генри Резник предложил способ защиты юридического рынка // http:// www. advpalata. ru/ index. phtml? aid= 50020739.
2.3. Однако адвокатам следует помнить о том, что подобные минусы, даже если они и будут вытекать для них из членства России в ВТО, могут быть сглажены плюсами, следующими из того расширения их профессиональной деятельности, которое неизбежно обусловливается действием ГАТС. При этом в приведенных выше цитатах описана картина не очень вероятная хотя бы потому, что российские адвокаты и так уже много лет более или менее нормально живут и более или менее успешно ведут деятельность (в том числе оказывают услуги бизнесу) в условиях, которые даже с текущих позиций ВТО следует признать сверхлиберальными и сверхблагоприятными для иностранных лиц. Впрочем, другим вопросом является то, смогут ли российские адвокаты и иные российские лица, оказывающие юридические услуги, выстоять в той конкуренции с иностранными субъектами, которая после вступления России в ВТО может усилиться. 2.4. Но чтобы точно и полноценно ответить на вопрос в п. 2.2 и понять, имеет ли настороженное или негативное отношение многих юристов к ВТО под собой основание, нужны не гадания, не интуиция и не первая импульсивная радостная или печальная реакция на слова «ВТО» и «ГАТС», а строго правовой подход: необходим научный и практически-ориентированный юридический анализ последствий вступления России в ВТО именно для юристов в России и российской сферы оказания платных юридических услуг.
3. ГАТС: новая для юристов в России тема
Для российских юристов анализ таких последствий не что иное, как terra incognita. 3.1. Во-первых, среди них нет укоренившейся традиции иметь дело, прежде всего, не с регулированием, относящимся к другим лицам, а с правилами, применимым к ним самим. Казалось бы, знатоки права, занимающиеся разработкой, применением и истолкованием правил для других, должны являться образцом в вопросе составления, использования и трактовки положений, касающихся их статуса и деятельности. Но нет — сапожник остается без сапог, и этому есть свои серьезные причины. 3.2. Во-первых, прошло еще слишком мало времени с момента получения юристами в России возможности оказывать юридические услуги независимо, и поэтому еще слишком сильно стремление таких юристов к свободе, ввиду чего заниматься какими бы то ни было правилами, которые по определению ставят те или иные пределы такой свободе, у них желания нет. По этой же причине еще очень сильны разногласия между представителями даже одного и того же вида юридической профессии <1>, не говоря уж о разобщенности в юридической профессии в России как таковой <2>. Недаром на разработку, например, совсем небольшого Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» понадобилось почти 12 лет <3>. Долгие разговоры о необходимости принять новое регулирование статуса и деятельности нотариусов пока еще ни к чему не привели. Не случайно и то, что любая попытка внести изменения в регулирование правового положения судей вызывает с их стороны в первую очередь настороженность, а то и большее. ——————————— <1> Факты серьезного противостояния в среде адвокатов, нотариусов и даже судей в России тайной не являются. <2> Чего стоит один только негласный запрет допускать в судьи адвокатов. <3> «Закон об адвокатуре — объект сшибки самых различных интересов» (Резник Г. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов // Российская юстиция. 1998. N 3. С. 22).
Еще одной причиной является деформация юридического самосознания, этот недостаток, являющейся продолжением профессиональных достоинств: хороший юрист пытлив, не желает признавать авторитетов и имеет привычку сомневаться. Обратная сторона этих профессиональных плюсов нередко мешает юристам договориться между собой и стать образцом в вопросе составления, использования и трактовки положений, касающихся их статуса и деятельности. Именно поэтому современные Кодексы этики российских судей, адвокатов и нотариусов, к сожалению, лапидарны и чересчур просты с юридико-технической точки зрения. 3.3. Во-вторых, в случае с ГАТС многие российские юристы столкнутся с теми применимыми к ним самим правилами, которые уже давно выработаны и содержание которых уже не изменить. При этом они выработаны без учета российской действительности. Все это не может не вызывать у российских юристов дискомфорт. 3.4. В-третьих, в случае с ГАТС российские юристы будут иметь дело с нормами, применимыми к ним самим и глобальными как по сфере действия, так и по содержанию. В их отношении говорить о лапидарности и элементарности с юридико-технической точки зрения уже не приходится. 3.5. В такой ситуации соответствующие категории российских юристов невольно окажутся клиентами самих себя <1>. Ввиду непривычности и сложности подобной ситуации многие из них могут начать испытывать если и не культурный шок, то ее неприятие. Данная ситуация непроста еще и с той точки зрения, что среди российских юристов знания о международном и даже внутринациональном регулировании отношений с иностранными элементами по оказанию услуг распространены очень и очень слабо. ——————————— <1> В данном случае американская присказка «Если ты сам себе адвокат, то твой клиент идиот» работать не должна.
3.6. Но коль скоро вступление России в ВТО неизбежно, то нужно учиться действовать в такой новой ситуации. По меньшей мере со стороны юристов, оказывающих услуги за плату, не изучать ГАТС как применимое к ним самим регулирование было бы непрофессионально, недальновидно и чревато закреплением за собой статуса сапожников без сапог. Им необходимость думать о своих интересах с учетом перспективы вступления России в ВТО, которая, как опять-таки было емко замечено, является «надвигающейся» <1>. ——————————— <1> Лукьянова Е. Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М.: Норма, 2006. С. 77.
3.7. При этом российским юристам не следует быть самонадеянными и считать, что заранее, до вступления России в ВТО, заботиться ни о чем не стоит и что имеющиеся у них знания и опыт позволят быстро разобраться в правилах функционирования ВТО и в ГАТС: недооценивать сложность и специфичность правил ВТО, включая ГАТС, нельзя.
——————————————————————