Правоспособность юридических лиц в сфере военно — технического сотрудничества
(Кудашкин В. В.) («Право и экономика», N 12, 1998; N 1, 1999)
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СФЕРЕ ВОЕННО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
/»Право и экономика», N 12, 1998/
В. В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич Специалист в области правового регулирования военно — технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Родился 27 апреля 1964 г. в Мордовской АССР. Окончил Ленинградское нахимовское военно — морское училище, 1981; Киевское высшее военно — морское политическое училище, 1985; Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, 1997 (в настоящее время — аспирант Академии). Слушатель Всероссийской академии внешней торговли с 1997 г. 1985 — 1995 гг. — служба в частях и на подводных лодках Тихоокеанского флота; 1995 — 1996 гг. — старший научный сотрудник управления Главного штаба ВМФ России; 1997 — 1998 гг. — зам. начальника отдела экспортно — импортных операций МВЭС России; с сентября 1998 г. — главный эксперт ФГУП «ГК «Росвооружение». Неоднократно публиковался в юридических журналах.
Основополагающим принципом военно — технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами является разрешительный порядок регулирования всех правоотношений в данной сфере <*>. Причем правомерность поведения субъектов правоотношений должна быть специально легитимирована, т. е. иметь основание в правовых актах в виде прямого указания на юридическую допустимость именно этого поведения. Так, в силу разрешительного характера правового режима внешнеторговой деятельности в сфере ВТС могут осуществляться только те виды деятельности, которые прямо разрешены. ——————————— <*> Введен Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно — техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Закон о ВТС). // Российская газета. 1998. 23 июля.
ВИДЫ РАЗРЕШЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды разрешенной внешнеэкономической деятельности определены Законом о ВТС (ст. 1), Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно — технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <*> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 года N 1658 «Вопросы государственных унитарных предприятий «Государственной компании «Росвооружение» и «Промэкспорт» <**>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955. <**> Российская газета. 1998. 31 января.
К ним относятся: — внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения; — государственная посредническая деятельность в отношении продукции военного назначения; — транспортировка экспортно — импортной продукции военного назначения; — страхование перевозимой продукции военного назначения; консалтинговые, юридические, информационные, агентские услуги в сфере внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; — маркетинговая деятельность в отношении продукции военного назначения; — производственная кооперация с предприятиями государств — участников СНГ для производства военной продукции. Все остальные виды деятельности в сфере внешнеэкономических отношений военно — технического сотрудничества Законом о ВТС и иными нормативными правовыми актами не разрешены, следовательно не могут осуществляться какими-либо лицами. Правовое установление в статье 1 Закона общедозволительного порядка при определении перечня оказываемых в сфере военно — технического сотрудничества услуг не соответствует введенному этим же Законом разрешительному порядку регулирования правоотношений и не имеет юридической силы.
СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъектами гражданско — правовых отношений во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения могут быть только юридические лица и только российского происхождения. Физические лица и иностранные организации лишены возможности выступать субъектами внешнеторговой деятельности в сфере военно — технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. На экспортно — оружейный рынок разрешен выход субъектам двух типов: — предприятиям — разработчикам и изготовителям вооружения и военной техники, получившим такое право в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (далее именуются предприятия — экспортеры); — и государственным посредникам — специализированным федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, которые образованы в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Институт государственных посредников не является новым для российского законодательства. В советское время в системе МВТ СССР и других министерств действовали внешнеторговые объединения, которым в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю предоставлялось исключительное право поставлять отечественную продукцию на внешний рынок, представляя интересы непосредственных производителей. Вместе с тем в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и предоставления права выхода на внешний рынок всем российским лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменилась юридическая природа института государственного посредника <*>. ——————————— <*> См. Экспортно — импортные операции: правовое регулирование. — М.: Международные отношения. 1970. С. 13 — 16; Международное частное право. — М.: Юридическая литература. 1984. С. 94 — 98; Богуславский М. М. Международное частное право. — М.: Международные отношения. 1994. С. 129.
Государственные посредники являются представителями государства, реализующими его исключительную компетенцию по фактическому обращению ограниченных в обороте объектов гражданских правоотношений в интересах национальной безопасности и суверенитета. Между двумя видами субъектов правоотношений внешнеторговой деятельности в сфере военно — технического сотрудничества существуют определенные различия. Прежде всего, это касается порядка наделения юридических лиц специальной правоспособностью. Организационно — правовая форма государственных посредников — федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Они специально создаются в соответствии с указом Президента Российской Федерации для осуществления государственно — посреднических функций в сфере экономических отношений военно — технического сотрудничества. В пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 определено: «Установить, что государственными посредниками по экспорту (импорту) продукции военного назначения являются федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии» <*>. Государственный посредник считается созданным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц Московской регистрационной палаты. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955.
Названные предприятия находятся в ведении Правительства Российской Федерации, которое утверждает их устав. Генеральные директора предприятий назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации. Право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения могут получить также российские предприятия — разработчики и изготовители военной продукции любых организационно — правовых форм в специально установленном порядке. Для хозяйствующих обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) установлено ограничение на участие во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Субъектами указанной деятельности могут быть только те общества, в которых не менее 51% собственных акций (долей) закреплено в федеральной собственности, а остальные акции (доли) размещены среди российских юридических и физических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим и юридическим лицам, а равно российским юридическим и физическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются. Данное требование — элемент государственной монополии, установленной Законом о ВТС, на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (п. 2 ст. 12). Российские организации — производители продукции военного назначения должны иметь производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения и получить лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Российские разработчики продукции военного назначения (научно — исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, должны иметь для этого научно — технические кадры, экспериментальную базу и получить лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Координационный межведомственный совет по военно — техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (КМС) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти о предоставлении конкретному оборонному предприятию права на внешнеторговую деятельность <*>. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КМС при участии в голосовании не менее двух третей общего числа его членов. Решение КМС направляется на утверждение в Правительство Российской Федерации. Предприятие получает право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, в котором указывается, с какого момента появляется у предприятия это право <**>. Предприятия, прошедшие названную процедуру, включаются в реестр <***> российских организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, который ведет Минторговли России. Выданное им соответствующее свидетельство запрещено передавать другому юридическому или физическому лицу. При изменении названия предприятия обязательно переоформление этого свидетельства. Право осуществления предприятием — экспортером внешнеторговой деятельности не переходит к другим субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в случае ее реорганизации. ——————————— <*> См.: Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 327 «Об утверждении Положения о порядке представления в Координационный межведомственный совет по военно — техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами материалов, необходимых для подготовки к рассмотрению вопросов о предоставлении организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения». <**> Процедура наделения правоспособностью определена Положением о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденным Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 907. // СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955. <***> Постановление Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244 «Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения».
ОСНОВАНИЯ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Особенность внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в том, что она может осуществляться только в рамках правоспособности на этот вид деятельности, специально установленной нормативными правовыми актами и актами индивидуального правоприменения — распоряжениями Правительства Российской Федерации. Общим основанием правоспособности всех субъектов правоотношений в этой сфере деятельности являются правовые нормы Положения о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907. Особенным основанием специальной правоспособности государственных посредников являются нормы Гражданского кодекса, определяющие порядок использования закрепленного на праве хозяйственного ведения федерального имущества, отчисление части прибыли от пользования этим имуществом, общий порядок наделения предприятия специальной правоспособностью и ряд других вопросов, а также указы Президента Российской Федерации о создании госпосредников <*> и их уставы, утверждаемые Правительством Российской Федерации <**>. Уставы государственных посредников — это нормативные правовые акты, которые содержат правила, отличающиеся от общих норм, регламентирующих правовое положение юридических лиц в целом, и, в частности, предприятий — экспортеров, но не противоречащие законам и указам Президента Российской Федерации, регулирующим эту сферу правоотношений. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 910 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственная компания «Росвооружение». // СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3957; Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 908 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Промэкспорт». // СЗ РФ. 1997. Ст. 3956. <**> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. N 1658 «Вопросы федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение» и «Промэкспорт». // Российская газета. 1998. 31 января.
Особенным основанием правоспособности предприятий — экспортеров являются специальные распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении конкретному предприятию права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении военной продукции, прямо указанной в этом распоряжении. Предприятие — экспортер вправе осуществлять экспорт только той военной продукции, которая указана в данном распоряжении. Объем правомочий в рамках установленной правоспособности госпосредников и предприятий — экспортеров значительно отличается. Предмет внешнеторговой деятельности госпосредников гораздо шире, чем у предприятий — экспортеров. Государственным посредникам разрешается экспортировать любую военную продукцию, включенную в список N 1 <*> или разрешенную к вывозу специальным указом Президента Российской Федерации. Так, в уставе «ГК «Росвооружение» записано, что «предприятие осуществляет функции государственного посредника во внешнеэкономической деятельности в отношении вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, работ (услуг) военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно — технической области в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в интересах реализации экспортного потенциала Российской Федерации, а также осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом в целях получения прибыли». Предприятиям — экспортерам же разрешено осуществлять экспортные операции только в отношении военной продукции, являющейся предметом их производственной деятельности. ——————————— <*> Единый список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, утвержденный указом Президента РФ.
Таким образом, уставом «ГК «Росвооружение» установлена специальная правоспособность осуществлять все виды разрешенной внешнеэкономической деятельности в сфере военно — технического сотрудничества, включая чисто посредническую, в отношении любой номенклатуры, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, военной продукции. Содержание специальной правоспособности госпосредника совпадает с правом на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, что соответствует его юридической природе и закрепленным за ним государством целям деятельности. Содержание специальной правоспособности осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения предприятий — экспортеров существенно отличается от общей, для хозяйственных обществ, и специальной, для государственных предприятий, правоспособности. Специальная правоспособность указанных субъектов значительно уже специальной правоспособности государственных посредников. Предметом внешнеторговой деятельности предприятий — разработчиков и производителей военной продукции, получивших на это право, может быть только военная продукция, которую они производят. Нормативно это требование было закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 479 <*> «О предоставлении предприятиям права участия в военно — техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами», которое определило, что предприятия аттестовываются на право осуществления военно — технического сотрудничества по номенклатуре вооружения и военной техники, разработка и изготовление которых являются предметом их деятельности. Допускалась поставка на экспорт продукции военно — технического назначения, произведенной другими предприятиями, если в соответствии с нормативно — технической документацией указанная продукция поставляется в составе системы или комплекса вооружения, производимого предприятием — экспортером <**>. ——————————— <*> Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1602. <**> Пункт 4 Положения об аттестации и регистрации предприятий на право осуществления экспорта вооружения и военной техники, работ и услуг военного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 479. // СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 364.
В Указе Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 нормативное закрепление этого требования отсутствует. Но исходя из того, что экспорт военной продукции, не являющейся предметом собственной производственной деятельности, будет считаться посредничеством, а эта деятельность разрешена только трем государственным посредникам, можно сделать вывод о предмете внешнеторговой деятельности предприятий — экспортеров. Необходимо в правовой норме четко формулировать цели законодателя с тем, чтобы не допустить многозначного толкования правовых установлений. Возможны ситуации, когда предмет деятельности в уставе предприятия — экспортера будет сформулирован более широко в отношении номенклатуры экспортируемой военной продукции и видов внешнеэкономической деятельности, чем это предоставлено соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации. Данный предмет деятельности в части, противоречащей правоспособности, установленной правительственным распоряжением, будет ничтожен (ст. 168 ГК РФ). Общим выводом в отношении видов внешнеэкономической деятельности, которые могут осуществлять предприятия — экспортеры, является то, что их правоспособность также значительно сужена по сравнению с государственными посредниками. Они могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, транспортировочную деятельность в отношении производимой военной продукции и в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, если получат соответствующую лицензию, могут принимать участие в межзаводской кооперации оборонных предприятий государств — участников, если будут включены в согласованные перечни, утвержденные министерствами экономики государств СНГ и имеют право осуществлять маркетинговую деятельность в отношении производимой военной продукции. Специальная правоспособность государственных посредников и предприятий — экспортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется не только целями и предметом, закрепленными в уставах и специальных распоряжениях Президента и Правительства Российской Федерации, но также Положением о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения <*>, в котором определены общие основания специальной правоспособности для всех субъектов указанных правоотношений. ——————————— <*> См. пункты 8 и 9 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Кроме названных общих оснований специальной правоспособности для всех экспортеров указанным Положением для государственных посредников определены особенные основания. К ним относятся ограничения по использованию размеров комиссионных вознаграждений государственных посредников, предельных цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ими <*>, а также банков, в которых они открывают счета при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Эти элементы специальной правоспособности государственных посредников устанавливаются решением Правительства Российской Федерации. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 14 марта 1998 г. N 316 «Об установлении предельных цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными государственными унитарными предприятиями». // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1448.
Жесткое правовое регулирование правоспособности юридических лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении военной продукции, является характерным для ведущих стран — экспортеров оружия. В США в соответствии с «Правилами <*> международных перевозок вооружений» (1993) все юридические и физические лица, занятые (или планирующие участвовать) в производстве и экспорте оружия, военной техники, технологий и предоставлении военных услуг, должны пройти регистрацию в Отделе по контролю за торговлей оборонного значения Государственного департамента США. Официально зарегистрированные компании должны неукоснительно выполнять ряд принятых на себя обязательств: представление в пятидневный срок Госдепартаменту исчерпывающих сведений об изменении статуса компании производителя и кадрового состава руководства фирмы в связи с возможной сменой регистрационных данных и нарушениями законодательства США; уведомление Госдепартамента за 60 дней в случае перехода фирмы под контроль иностранного юридического или физического лица; строгое соблюдение установленных квот и номенклатуры экспортируемой продукции и их соответствие лицензии; обязательство по возвращению образцов военной продукции при временном вывозе или сдаче в аренду; запрет на реэкспорт вооружения без предварительного разрешения Госдепартамента США и согласования с Министерством обороны; незамедлительное представление по требованию Госдепартамента импортной лицензии конечного получателя и необходимых сведений о нем; соблюдение военной и государственной тайны. ——————————— <*> Часть 122 Свода федеральных постановлений (СФП). 22 // Federal register. 1993. Thursday. 22 July.
Обращает на себя внимание тот факт, что регистрация фирм — производителей или поставщиков продукции военного назначения не дает им права на свободный экспорт вооружений и военной техники за границу. Регистрация компаний является необходимым условием для обращения в соответствующие компетентные органы за получением лицензии на экспорт вооружения и военной техники в соответствии с требованиями Закона о контроле за экспортом вооружений (1976). В Италии при кабинете генерального секретаря — директора Национального директората по вооружению Министерства обороны учрежден Национальный промышленный регистр фирм, предприятий и консорциумов, занятых производством вооружения, боевой техники и материалов стратегического назначения. Это учреждение по согласованию с МИД, МВД, министерством промышленности, министерством торговли и ремесел определяет списки фирм, учреждений, консорциумов, имеющих право заниматься вопросами торговли вооружением и боеприпасами. Только учреждениям, которые значатся в списках Национального промышленного регистра, может быть разрешено проведение внешнеторговых сделок в отношении вооружения и военной техники. Получившие такое право фирмы обязаны постоянно информировать регистр о своей деятельности, всех структурных изменениях, смене мест размещения и т. д. Не подлежат регистрации либо исключаются из списка регистра фирмы, которые были связаны или подозреваются в связях с мафией и другими неофициальными организациями, замешанными в нелегальной торговле оружием.
/»Право и экономика», N 1, 1999/
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или правовыми актами. Иным правовым актом, устанавливающим порядок лишения российских организаций права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, является Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907. Указом предусмотрено, что если экспортеры нарушают требования, указанные в пункте 8 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (общие обязанности экспортеров военной продукции), то федеральные органы исполнительной власти, представленные в КМС, а также Центральный банк Российской Федерации, Минфин России и Госналогслужба России направляют в КМС соответствующие представления. КМС рассматривает эти представления на своем заседании и принимает решение о лишении российской организации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, которое оформляется, соответственно, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, и информирует об этом Минторговли России. То, в свою очередь, немедленно уведомляет экспортера и другие заинтересованные российские иностранные организации о принятом решении; принимает меры к прекращению осуществления этим экспортером внешнеторговых операций, в отношении которых было представление, послужившее основанием для принятия решения о лишении права осуществления указанной внешнеторговой деятельности; исключает экспортера из реестра и сообщает об этом в федеральные органы исполнительной власти, представленные в КМС, в Центробанк и Госналогслужбу России. Прекращение осуществления внешнеторговых операций экспортерами в этом случае производится без компенсации их убытков и потерь. Изложенный порядок, определенный пунктом 9 названного Положения, вызывает ряд вопросов. Существенно ограничен набор санкций, применяемых к экспортеру, за нарушение этого Положения, который включает всего лишь одну меру — лишение экспортера права на указанную внешнеторговую деятельность. Вряд ли подобная ограниченность в средствах государственно — управляющего воздействия на юридическое лицо оправданна с точки зрения интересов и государства, и юридического лица. К средствам административного воздействия на нарушителя вполне можно было бы отнести и другие санкции, например: предупреждение о недопустимости подобных действий, приостановление права на осуществление внешнеторговой деятельности, ограничение на осуществление отдельных операций или отдельных видов внешнеэкономической деятельности, наконец, установление системы штрафов со значительной дифференциацией в размере штрафа в зависимости от причиненного вреда. Слишком упрощена и сама процедура лишения экспортера правоспособности, которая не призвана в полной мере защитить права юридического лица. В США процедура лишения юридического лица права на экспорт оружия определена разделом 38 Закона о контроле за экспортом вооружений (1976) и Правилами международных перевозок вооружений (1993) <*>. Лишение права на экспорт военной продукции — компетенция помощника Государственного секретаря по военно — политическим вопросам, который самостоятельно принимает решение о лишении права на экспорт, если лицо было осуждено за нарушение Закона о контроле за экспортом вооружений, а в остальных случаях на основании административного производства. ——————————— <*> Части 127 и 128 Свода федеральных постановлений. 22.
В американском законодательстве детально прописана процедура административного производства по лишению лица права на экспорт военной продукции, максимально учитывающая права экспортеров и интересы национальной безопасности, возможности досудебного разбирательства и достижения договоренности о согласии. Председательствующий судебного разбирательства, назначаемый из должностных лиц Международной торговой администрации Министерства торговли, после рассмотрения всех обстоятельств дела готовит письменный доклад, в который включает данные о фактах, выводы, заключение о том, был ли нарушен закон или предписание, а также рекомендации. Доклад передается помощнику Секретаря Госдепартамента по военно — политическим вопросам, который изучает доклад и принимает соответствующее решение. На основании этого решения руководитель отдела по контролю за военным снаряжением издает приказ о лишении прав или ограничении в правах ответчика в экспортировании оборонных изделий. Приказ вместе с копией доклада Председательствующего судебного разбирательства вручается ответчику. Срок лишения прав обычно равен трем годам. Предусмотрено апелляционное производство. Апелляция подается на имя заместителя Госсекретаря по безопасности, науке и технологии в течение 30 дней после получения копии приказа и должна исходить из следующих оснований: 1) решения о нарушении не подкрепляются убедительными свидетельствами; 2) была совершена правовая ошибка, касающаяся судебного прецедента; 3) положения приказа произвольны и причудливы или представляют собой злоупотребление дискреционным правом. Апелляция рассматривается в рамках разумного времени после ее вручения. Может быть принята, или отклонена в целом или по частям, или аннулирована по просьбе подавшего. Решение заместителя Госсекретаря по вопросам безопасности, науки и технологии является окончательным. Актуальным остается вопрос о возмещении убытков юридическому лицу в результате принятия административного акта уполномоченного органа государственного управления, в соответствии с которым становится невозможным реализация уже заключенн ых внешнеторговых сделок с иностранными заказчиками. В статьях 13 и 16 ГК РФ регламентирована процедура имущественной ответственности государства в случае признания судом действий (или бездействия) государства незаконными. Говорить о незаконности действий государства, которые являются сферой его исключительной компетенции и могут быть направлены на соблюдение интересов национальной безопасности и суверенитета, не приходится. Соответственно это основание имущественной ответственности применимо быть не может. Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 235 «О порядке введения эмбарго на поставку вооружения и военной техники, оказание услуг военно — технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ» <*> предусмотрено, что в случае введения эмбарго Минторговли России, МИД России и Минобороны России вносят в Правительство Российской Федерации предложения по реализации эмбарго на осуществление военно — технического сотрудничества. В них предусматривается возмещение предприятиям и организациям Российской Федерации расходов, связанных с приостановлением действия соответствующих межправительственных соглашений, а также контрактов, заключенных с целью реализации этих соглашений с государствами, в отношении которых введено эмбарго. ——————————— <*> САПП РФ. 1993. N 8. Ст. 658.
Названным Указом не вводится обязательная имущественная ответственность государства в случае введения эмбарго, а предусмотрена процедура внесения предложений о возможной ответственности и только в отношении контрактов, заключенных в рамках межправительственных соглашений, к которым не относится значительная часть так называемых коммерческих контрактов, т. е. всех остальных. Принятие решения об имущественной ответственности государства отдано на усмотрение государственных органов. Пункт 9 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения предусматривает, что прекращение осуществления внешнеторговых операций экспортерами вследствие лишения их права на внешнеторговую деятельность в этой сфере за нарушение обязанностей, определенных этим Положением, производится без компенсаций их убытков и потерь. Из этого можно заключить, что прекращение осуществления таких операций в случае издания административного акта органа государственного управления при добросовестном соблюдении всех правил экспортерами предполагает такую компенсацию. Однако отсутствие прямого указания в Указе Президента Российской Федерации на имущественную ответственность государства в случае принятия решения государственными органами о приостановлении экспортно — импортных операций с продукцией военного назначения в отношении какого-либо государства не создает в данном случае никаких обязательств государства. В статье 10 Закона о ВТС закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций) субъектам внешнеторговой деятельности в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно — технического сотрудничества с иностранными государствами. На сегодняшний день данный порядок не определен. Соответственно, в случае возникновения такой ситуации вопросы возмещения ущерба будут решаться в индивидуальном порядке по усмотрению Правительства Российской Федерации. Иностранными субъектами внешнеторговых сделок в отношении российской продукции военного назначения могут быть только иностранные государства и уполномоченные государственные органы, юридические и физические лица, имеющие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в соответствии с законодательством своего государства. При рассмотрении вопросов правоспособности иностранных субъектов осуществлять указанные внешнеторговые сделки важное значение имеет личный закон (статут) юридического лица, определяющий его правосубъектность. Личный закон юридического лица определяется его национальностью. В международном частном праве выработано несколько критериев определения национальности юридического лица: — в праве Великобритании и США господствующим критерием определения принадлежности юридического лица является место его учреждения, т. е. закон того государства, где юридическое лицо создано и утвержден его устав (принцип инкорпорации); — в континентальных государствах Западной Европы — место нахождения юридического лица. Под местом нахождения юридического лица понимается место, где находится правление этого юридического лица; — третьим критерием определения национальности юридического лица является место его деятельности; — еще одним критерием является применение «теории контроля», позволяющей установить, кому в действительности принадлежит юридическое лицо, кто его контролирует <*>. ——————————— <*> Богуславский М. М. Международное частное право. — М.: Международные отношения. 1994. С. 117 — 124.
В сфере внешнеторговой деятельности в отношении российской продукции военного назначения вопрос национальной принадлежности иностранных субъектов решен однозначно — при определении национальной принадлежности и соответственно правоспособности иностранных субъектов указанной деятельности применяется принцип инкорпорации, т. е. по закону страны, где они зарегистрированы <*>. ——————————— <*> Пункт 2 Положения о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и пункт 8 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Утверждены Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 907.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И СИСТЕМЫ ПОСЛЕДУЮЩИХ РАЗРЕШЕНИЙ
Суть проблемы заключается в том, что правоспособности юридического лица на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения недостаточно для заключения внешнеторговой сделки в этой сфере и последующей реализации контрактных прав и обязанностей. Разрешением на заключение сделки является распоряжение Правительства Российской Федерации, предоставляющее право субъекту правоотношений провести переговоры с иностранным заказчиком и на их основе заключить внешнеторговый контракт. Вместе с тем это право также носит ограниченный характер и не предоставляет экспортеру права на реализацию контрактных обязательств. При заключении внешнеторговой сделки экспортер становится субъективно обязанным как сторона по сделке. Но для исполнения своей обязанности он должен получить право от уполномоченного государственного органа на реализацию своих субъективных прав и обязанностей. Контрактные права и обязанности юридического лица ограничиваются на основании закона абсолютным правом государства разрешать или нет все юридически значимые действия по движению специфичного объекта гражданских правоотношений, каковым является вооружение и военная техника. Необходимым условием реализации субъективных прав и обязанностей по внешнеторговой сделке в отношении продукции военного назначения является получение экспортной лицензии, которая наделяет экспортера необходимым правом на осуществление этих действий. Различие в юридической природе лицензирования внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (разрешением этой деятельности путем выдачи свидетельства) и системы последующих разрешений уполномоченных государственных органов заключается в том, что первое является элементом механизма наделения юридического лица правом на осуществление этого вида деятельности, а предоставленные лицензией права — элементом его специальной правоспособности; вторая же является необходимым условием и одним из элементов системы реализации установленной правоспособности в рамках отдельной экспортно — импортной операции. При издании распоряжения Правительства Российской Федерации, разрешающего заключение внешнеторговой сделки, выдаче экспортно — импортной лицензии, разрешающей осуществление экспортно — импортной операции, юридическое лицо получает субъективное право на реализацию имеющейся специальной правоспособности в рамках существующего общего запрета. Права, предоставленные системой последующих разрешений, характеризуются разовым характером, определенными рамками экспортно — импортной сделки, строго ограниченным кругом допустимых юридических действий, прямо указанных в этих разрешениях <*>. Для совершения аналогичных действий в рамках другой экспортно — импортной операции необходимо новое индивидуальное разрешение (распоряжение и лицензия) уполномоченного органа. Объем правомочий, предоставленных разрешениями, неоднороден по содержанию и неустойчив по характеру. Вследствие этого они являются элементом не правоспособности юридического лица, а элементом (содержанием) его субъективного права при осуществлении внешнеторговой сделки в сфере военно — технического сотрудничества. По определению С. Н. Братуся <**>, конкретные проявления правоспособности как правомочий, которые действительно могут быть реализованы лицом, входят в содержание его субъективного права. ——————————— <*> Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности. // Закон. 1994. N 6. С. 16. <**> Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. — М.: Юридическая литература, 1950. С. 6.
Все вопросы, связанные с системой разрешений на осуществление экспортно — импортной операции в отношении продукции военного назначения, регулируются законодательством об экспортном контроле внешнеторговой деятельности в сфере военно — технического сотрудничества, а не гражданским законодательством. В то же время абстрактный характер прав, предоставленных лицензией на вид деятельности (право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения), позволяет идентифицировать их как элемент правоспособности юридического лица. Вместе с тем есть то общее, что объединяет субъективные права и специальную правоспособность, полученные юридическим лицом в установленном порядке в сфере действия общего запрета (внешнеторговая деятельность в сфере ВТС): любые действия, не соответствующие содержанию субъективного права и специальной правоспособности, являются ничтожными вследствие их несоответствия законам и иным нормативным правовым актам. Созданная система наделения юридических лиц правоспособностью на осуществление внешнеторговой деятельности в сфере военно — технического сотрудничества, с одной стороны, характеризуется жесткостью и подконтрольностью государству всех аспектов правового регулирования этих правоотношений; с другой, нормативно — правовая неоднозначность и неурегулированность многих сторон таких правоотношений, а также отсутствие детальных теоретических разработок в данной сфере будут неизбежно порождать серьезные проблемы в практической реализации этой системы.
——————————————————————