Судьба особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО
(Граве О. И., Серебрякова А. А.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 2)
СУДЬБА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФОНЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
О. И. ГРАВЕ, А. А. СЕРЕБРЯКОВА
Граве Ольга Ивановна, доцент кафедры мировой экономики Калининградского филиала Российского университета кооперации.
Серебрякова Алла Аркадьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.
В статье представлены этапы становления особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. Рассмотрены требования ВТО к ОЭЗ. Отмечены отдельные проблемные вопросы ОЭЗ в Калининградской области на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию.
Ключевые слова: ВТО; Россия; Калининградская область; особая экономическая зона.
The fate of the special economic zone in Kaliningradskaya oblast’ in the light of Russia entering the WTO O. I. Grave, A. A. Serebryakova
Grave Olga Ivanovna, associate professor of the world economy department of Kaliningrad branch of russian university of cooperation.
Serebryakova Alla Arkadyevna, candidate of laws, associate professor, associate professor of the entrepreneurial law Department of Immanuel Kant Baltic federal university.
The article presents stages of formation special economic zone (SEZ) in the Kaliningrad region. The basic requirements of the WTO to the SEZ. Noted some problem questions the special economic zone in the Kaliningrad region on the background of Russia’s accession to the World Trade Organization.
Key words: WTO; Russia; Kaliningrad region; special economic zone.
Неотъемлемой частью международных экономических отношений являются сегодня особые (специальные, свободные) экономические зоны (далее — ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны являются трамплином ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов <1>. ——————————— <1> См.: Белоусов В. И., Иванов С. В. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы современной экономики. 2011. N 1(37).
Со времени подписания Киотской конвенции в 1973 г. <2>, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах мира. Транснациональные корпорации в поисках комфортных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. ——————————— <2> Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810.
В России Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» <3> закрепил концепцию правового регулирования экономической деятельности на территории особых экономических зон. Согласно ФЗ об ОЭЗ особые экономические зоны сегодня создаются в целях развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. ——————————— <3> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127 (далее — ФЗ об ОЭЗ).
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава <4>. Из Калининградской области невозможно попасть в другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств (кроме как по Балтийскому морю). Это обстоятельство и некоторые другие факторы создают определенные сложности для развития экономики Калининградской области. Для компенсации положения региона в 1991 г. в Калининградской области была создана Свободная экономическая зона «Янтарь» на основании распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1991 г. N 1356-1. В тот период, когда разрушались старые хозяйственные связи, а область оказалась отрезанной от других регионов России, режим Особой экономической зоны позволил обеспечить социальную стабильность в регионе. Создание Особого экономического режима преследовало две основные цели: ——————————— <4> Отдельная часть территории, географически изолированная от основной части своего государства и окруженная чужой территорией // http:www. inslov. ru/html.
1. Компенсация эксклавного положения Калининградской области. 2. Создание условий для устойчивого и динамичного развития региона <5>. ——————————— <5> http://status-expert. ru/oez
В 1996 г. статус Особой экономической зоны в Калининградской области был закреплен Федеральным законом от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» <6>. ——————————— <6> Документ утратил силу с 1 июля 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (далее — Федеральный закон N 13-ФЗ).
К середине двухтысячных годов произошедшие в области, в стране и в мире изменения диктовали необходимость приведения существовавшего режима особой экономической зоны в соответствие с экономическими реалиями. Результатом стал Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <7>. Этот Закон вступил в действие 1 апреля 2006 г. Особая экономическая зона в Калининградской области (далее — Калининградская ОЭЗ) была создана сроком на 25 лет. ——————————— <7> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 280 (далее — Федеральный закон N 16-ФЗ).
Калининградская ОЭЗ — территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны. Резидентами ОЭЗ в Калининградской области с включением в реестр могут быть юридические лица при соответствии следующим требованиям: 1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области; 3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области; 4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области; 5) инвестиционный проект отвечает установленным требованиям. Объем капитальных вложений по инвестиционному проекту должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей и должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Резидентами ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, установленный ст. 288.1 и ст. 385.1 Налогового кодекса РФ: в течение шести календарных лет со дня включения организации в реестр резидентов указанные налоги уплачиваются по ставке 0%; с седьмого по двенадцатый календарные годы указанные налоги уплачиваются в размере 50% от ставки, установленной законодательством. Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. С принятием Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых производств. За время действия Закона по состоянию на 1 октября 2012 г. были достигнуты следующие результаты: 1) 117 организаций зарегистрированы как резиденты ОЭЗ, из них действующими являются 93; 2) создано около 16 000 новых рабочих мест; 3) привлечено более 76,5 млрд. руб. инвестиций <8>. ——————————— <8> http://minprom. gov39.ru/ oez/index. php
С 6 декабря 2011 г. <9> Федеральный закон N 16-ФЗ претерпел изменения, был приведен в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации <10> и Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. <11>. ——————————— <9> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7351. <10> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. <11> Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) // Бюллетень международных договоров. 2012. N 7 (далее — Соглашение о СЭЗ).
На территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Глава третья Федерального закона N 16-ФЗ и Соглашение о СЭЗ определяют основные положения процедуры. В соответствии со ст. 10 Соглашения о СЭЗ свободная таможенная зона — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза. Процедура свободной таможенной зоны может быть заявлена резидентами ОЭЗ и юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области. При ввозе на территорию Калининградской области импортных товаров и помещении их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на основании ст. 9 Соглашения о СЭЗ предоставляется освобождение от уплаты ввозных пошлин и НДС, уплачиваемого при импорте товаров. Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования экономического характера. Товары помещаются резидентами под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях реализации ими инвестиционных проектов в Особой экономической зоне. Иными юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые не являются резидентами ОЭЗ, товары помещаются под процедуру свободной таможенной зоны для их размещения и использования в целях, установленных Федеральным законом N 16-ФЗ. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены: 1) подакцизные товары; 2) товары в соответствии с Перечнем, установленным Правительством РФ, в том числе по предложению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области <12>. ——————————— <12> Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 186 «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области» // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1618.
Что касается товаров, подвергшихся достаточной переработке на территории ОЭЗ и получивших статус товаров Таможенного союза, то до 1 апреля 2016 г. они могут вывозиться из ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть территории Таможенного союза без уплаты ввозных пошлин и НДС юридическими лицами, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность на основании Федерального закона N 13-ФЗ. В соответствии со ст. 19 Соглашения о СЭЗ определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей производится в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, которые могут выражаться в: 1) изменении классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков; 2) выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара товаром Таможенного союза; 3) изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли). Благодаря, прежде всего, действию режима Особой экономической зоны в Калининградской области за последние несколько лет отмечается рост индекса промышленного производства за счет обрабатывающих отраслей промышленности, динамичный рост жилищного строительства, денежных доходов населения, оборота розничной торговли <13>. ——————————— <13> http://minprom. gov39.ru/ oez/index. php
22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). В многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях показано, что ВТО в современных условиях играет ключевую роль в регулировании мирохозяйственных связей и оказывает растущее влияние на глобальную экономику и экономику отдельных стран <14>. Несмотря на то что в названии ВТО отражена только одна сфера деятельности — международная торговля, на самом деле ВТО — это очень сложная и развернутая система регламентации не только торговли, но также инвестиций и государственной экономической политики. Принципы ВТО, ее структуры и механизмы нацелены на последовательную и масштабную либерализацию торговых и инвестиционных режимов. Они нацелены на устранение нетарифных барьеров, а это предполагает сокращение государственной регламентации частнопредпринимательской деятельности и в целом уменьшение вмешательства государства в хозяйственные процессы и социальную сферу <15>. ——————————— <14> См., например: Козловский Е. А. Россия в ВТО и последствия для ее минерально-сырьевого комплекса // Промышленные ведомости. 2012. N 5 — 6; Сурнин А. Вступление России в ВТО // http://www. marketolog. biz/ reviews-2.html и др. <15> См.: Немова Л. А. Вступление России в ВТО и Канада // http://www. rusus. ru/?act=read&id;=297.
Государство, присоединяющееся к ВТО, должно привести национальное законодательство в соответствие с нормами и правилами этой организации. Например, Китай и Камбоджа, где действуют свободные экономические зоны, приняли на себя обязательство, что с момента присоединения к ВТО произведенные там товары станут предметом обычных таможенных формальностей при вывозе их на остальную территорию страны <16>. ——————————— <16> См.: Неучева М. Ю. Всемирная торговая организация и особые экономические зоны: проблемы институционального согласования // Проблемы современной экономики. 2010. N 2(34).
В Калининградской области новые бизнес-структуры создавались преимущественно под режим ОЭЗ и имеют сейчас ряд преференций и льгот, которые обеспечивают определенный уровень их конкурентоспособности по сравнению с другими компаниями, действующими на территории России. Согласно правилам ВТО товары, экспортируемые из ОЭЗ на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в ОЭЗ товаров должны подпадать под нормальный таможенный режим, т. е. в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами (ст. I, режим наибольшего благоприятствования, и ст. III ГАТТ-1994) <17>. ——————————— <17> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (заключено 30 октября 1947 г.) // Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. Санкт-Петербург, 1994.
Именно последнее требование входит в противоречие с исторически сложившейся экономической моделью импортозамещения, которая была сформирована в Калининградской области после принятия Закона N 13-ФЗ и до настоящего времени характерна для деятельности многих калининградских производителей. Действительно, имеющиеся у участников ОЭЗ в Калининградской области льготы не соответствуют базовому принципу ВТО — применению ее членами режима наибольшего благоприятствования («ни одна страна не может получать лучших условий для доступа на рынок, чем имеют другие страны») и, таким образом, могут рассматриваться как дискриминация прав других членов Всемирной торговой организации. Как отмечает генеральный директор ОАО «ОЭЗ» О. А. Костин, по условиям присоединения России к ВТО использование таможенных пошлин в качестве мер протекционизма запрещено. Но поддержка российских компаний и предприятий может быть реализована не только через таможенные пошлины, которые недоступны для членов ВТО, но и с помощью налогово-бюджетного регулирования, которое не регулируется условиями присоединения к Всемирной торговой организации <18>. ——————————— <18> http://tpp-inform. ru/ analytic_journal/ 2353.html
По мнению Министра по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Д. Чемакина, с учетом членства России в ВТО и окончанием в 2016 г. таможенных преференций для участников ОЭЗ стратегическим приоритетом становится экспортоориентированное развитие региональной экономики. В этой связи необходимо определить дополнительные меры поддержки, в частности: мотивирование компании к переориентации на внешние рынки; создание систем подготовки и переподготовки менеджеров в сфере внешнеэкономической деятельности с использованием опыта стран-соседей и региональных особенностей; изменение (упрощение) режима транзита грузов из Калининградской области, включая таможенное оформление. Не противоречит правилам ВТО и возможность косвенного субсидирования, когда предприятиям-экспортерам компенсируется ряд затрат, например на сертификацию продукции, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, регистрацию и правовую охрану за рубежом. Предполагается, что облегчит жизнь экспортерам и упрощение административных и фискальных процедур, которые будут полностью соответствовать международным стандартам <19>. ——————————— <19> http://kaliningrad. bezformata. ru/ listnews/ eksport-iz-kaliningradskoj/ 6148204
Эксперты <20> высказывают и другие предложения, в частности: создать специальный Фонд развития Калининградской области в виде акционерной компании с российским и иностранным участием; либерализировать законодательство о продаже земли; разработать график перехода области на европейские хозяйственные стандарты. Калининград должен стать гигантским производственным офшором. Тем более, что экспортоориентированные индустриальные зоны не запрещены требованиями ВТО. Ни одна из них не была закрыта в Китае после его вступления в ВТО в 2002 г., свободные экономические зоны появились в последнее время в Мексике. Переосмысливать нужно само содержание свободной зоны. Это должна быть свободная зона для промышленников и экспортеров, а не для торговцев и импортеров. ——————————— <20> См.: Иноземцев В. Прогноз экономиста: Что ждет Калининград — крах или процветание // http://inozemtsev. net/ 2012/05.
Таким образом, судьба ОЭЗ в Калининградской области является сегодня далеко не бесспорной. Ясно одно — ОЭЗ не закроют, а лишь приведут с законодательной точки зрения в соответствие с правилами ВТО, а переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской области льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных законодательством. Приведенное выше мнение не носит исчерпывающего характера, а лишь дает представление об отдельных, на наш взгляд, наиболее важных аспектах последствий вступления России в ВТО для Калининградской области.
Библиографический список
1. Белоусов В. И., Иванов С. В. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы современной экономики. 2011. N 1(37). 2. Козловский Е. А. Россия в ВТО и последствия для ее минерально-сырьевого комплекса // Промышленные ведомости. 2012. N 5 — 6. 3. Кунаков Д. А., Кархова И. Ю. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. N 9. 4. Немова Л. А. Вступление России в ВТО и Канада // http://www. rusus. ru/?act=read&id;=297. 5. Неучева М. Ю. Всемирная торговая организация и особые экономические зоны: проблемы институционального согласования // Проблемы современной экономики. 2010. N 2(34). 6. Сурнин А. Вступление России в ВТО // http://www. marketolog. biz/ reviews-2.html.
——————————————————————