Практика надзора за исполнением законодательства в сфере оборота водных биологических ресурсов

(Рябов Н. А.)

(«Законность», 2014, N 5)

ПРАКТИКА НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ОБОРОТА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Н. А. РЯБОВ

Рябов Николай Александрович, прокурор Сахалинской области, государственный советник юстиции 3 класса.

В статье проанализированы состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборота водных биологических ресурсов в Сахалинской области.

Ключевые слова: водные биологические ресурсы, незаконная добыча (вылов), пресечение нарушений, прокурорский надзор.

The practice of supervision over implementation of legislation in the sphere of trafficking in water biological resources

N. A. Ryabov

The article analyzes status and supervision of public prosecutors over implementation of laws in the sphere of water biological resources bay Sakhalin region.

Key words: water biological resources, illegal catch (fishing), prevention of violations, prosecutorial supervision.

Руководством страны неоднократно подчеркивалась необходимость использования природных богатств России, включая водные биоресурсы, с максимальной выгодой для государства и будущих поколений. В качестве первоочередных задач выделялась разработка системы мер, обеспечивающих эффективный государственный контроль и пресечение их незаконной добычи.

Надзор в сфере экологической безопасности отнесен Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности.

Для островного региона вылов, переработка и воспроизводство водных биологических ресурсов — важный аспект экономической деятельности, сопряженный с уплатой налогов, обеспечением населения рабочими местами, решением вопросов продовольственной безопасности.

В настоящее время рыбохозяйственной деятельностью в Сахалинской области занимается 1267 организаций и предприятий различных форм собственности, эксплуатируется 637 единиц судов рыбопромыслового флота.

По данным Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, в прошедшем году добыто 836,1 тыс. тонн биоресурсов, что является рекордным результатом за весь постсоветский период.

Поэтому обеспечение законности в сфере оборота водных биоресурсов — объективно одно из ключевых, приоритетных направлений работы не только прокуратуры, но и всей системы правоохранительных и контрольно-надзорных органов области.

Решения межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов России от 28 июня 2010 г. «О реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере лесопользования, рыболовства и добычи водных биологических ресурсов, топливно-энергетического комплекса» и Дальневосточного федерального округа от 29 апреля 2013 г. «О ходе реализации мероприятий правоохранительных органов по декриминализации сферы добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе», исполнение Плана декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011 — 2013 годы послужили руководством к позитивным изменениям состояния законности в сфере противодействия незаконному обороту водных биоресурсов.

Прокуратурой области принят комплекс мер, направленных на улучшение организации работы, обеспечение углубленного изучения актуальных проблем надзора.

Действует несколько организационно-распорядительных документов, налажено систематическое поступление информации, характеризующей ситуацию, и ее анализ. Вопросы состояния законности регулярно рассматриваются на итоговых и тематических коллегиях, межведомственных и координационных совещаниях. Продолжают работу межведомственные рабочие группы, созданные в аппарате прокуратуры области и на местах. Регулярно осуществляются совместные с правоохранительными и контролирующими органами выезды в районы, наиболее подверженные браконьерству.

Обеспечена законность регионального нормотворчества. Последовательное осуществление системного надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов областных органов государственной власти позволило исключить издание ими незаконных норм, регулирующих отношения в сфере рыболовства.

В формировании действующей областной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2014 — 2020 годы», с объемом финансирования 6,4 млрд. руб., прокуратура принимала самое активное участие путем внесения замечаний и предложений к проекту этого нормативного правового акта.

В результате принятых организационных мер возросла эффективность прокурорского надзора. В 2013 г. прокурорами выявлено и пресечено 667 нарушений, в целях устранения которых принято свыше 350 актов реагирования. Почти в 4 раза к уровню 2012 г. увеличилось количество лиц, по инициативе прокуроров наказанных в административном порядке и в полтора раза — в дисциплинарном. Сумма выявленного ущерба, причиненного природным ресурсам, за взысканием которого прокуроры в 2013 г. обращались в суд, в 6 с половиной раз превысила аналогичный показатель 2012 г. и составила 119,2 млн. руб.

Однако, несмотря на принимаемые меры, количество выявляемых нарушений не снижается.

И в море, и на внутренних водоемах ежегодно фиксируются факты незаконного вылова водных биоресурсов, ставящие под угрозу процесс их естественного воспроизводства (вылов запрещенных видов, лов в закрытых для промысла районах, незаконными снастями и способами).

К примеру, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено, что из одиннадцати владельцев морских рыбопромысловых участков в Анивском заливе только четверо исполнили решение Комиссии по добыче анадромных видов рыб Сахалинской области, разрешившей пользователям осуществлять добычу горбуши ставными и закидными неводами длиной центрального крыла не более 500 м и не более чем с одной ловушкой.

Обследование района промысла показало, что неводы предприятий-нарушителей были оборудованы 2 — 4 ловушками, длина неводов составляла 1200 м и более.

Отдельный аспект — установка рыбоучетных заграждений в реках. Возможность их применения предусмотрена Правилами рыболовства в целях предотвращения заморных явлений, но зачастую рыбодобытчики, получившие разрешение на установку, пользуясь отсутствием в Правилах прямого запрета, полностью перегораживали реки.

Ежегодно в период лососевой путины прокуроры обнаруживают промышленные ловушки, целиком перекрывающие русла нерестовых рек.

Только в 2013 г. в результате проведенных прокурорских проверок по фактам нарушений было возбуждено 28 уголовных дел, 20 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности.

О проблеме установки рыбоучетных заграждений мы информировали Генеральную прокуратуру РФ. В результате Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2013 г. приняты новые Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, запрещающие устанавливать заграждения на реках, где нет рыбоводных заводов и рыбопромысловых участков, и перекрывать реки от берега до берега.

В деятельности контролирующих и правоохранительных органов также выявляется значительное количество нарушений.

В работе Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не единичны случаи непринятия мер по взысканию причиненного ущерба, несоблюдения законов в ходе административного производства, контрольной и разрешительной работы, решения вопросов не в интересах службы, а вопреки им.

Так, органами Следственного комитета РФ возбуждено и расследуется уголовное дело по факту получения взятки в размере 200 тыс. руб. государственным инспектором территориального подразделения Росрыболовства за непроведение в отношении коммерческой организации проверок в период путины.

Трое должностных лиц этого же государственного органа осуждены за присвоение незаконно добытых гражданами морепродуктов.

Прокуратурой инициирована процессуальная проверка в отношении государственного инспектора территориального управления Росрыболовства, который составил фиктивные документы о незаконном вылове водных биоресурсов подставным лицом.

Прокурорскими проверками в деятельности органов полиции вскрыты многочисленные нарушения при хранении вещественных доказательств по уголовным делам. Не соблюдались порядок и условия хранения водных биоресурсов и орудий лова, не принимались меры по возмещению в бюджет затрат на их хранение.

Установлены факты заключения договоров хранения водных биоресурсов с коммерческими организациями без соблюдения конкурсных процедур, что зачастую создавало предпосылки для хищения вещдоков.

Ярким примером является кража неустановленными лицами при пособничестве руководителя организации, на хранении которой находились вещественные доказательства, двух с половиной тонн икры рыночной стоимостью свыше 4 млн. руб. С целью сокрытия преступления в пластиковые контейнеры был засыпан песок. Уголовное дело расследуется.

После внесения руководителю Управления МВД России по Сахалинской области представления практика заключения незаконных договоров хранения прекращена.

Регистрация преступлений в сфере ВБР на протяжении последних лет остается значительной. Правоохранительные органы Сахалинской области в 2013 г. возбудили более 600 уголовных дел, в том числе 12 — о преступлениях, совершенных в составе организованных преступных групп.

Существенный вклад вносят прокуроры в достоверность регистрации сообщений о преступлениях. По требованиям прокуроров после отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел возбуждено 41 уголовное дело, ущерб по которым в отдельных случаях исчисляется сотнями тысяч рублей.

По-прежнему не обеспечена законность решений о приостановлении расследования. В результате недостаточного ведомственного контроля прокурорами отменено 100% постановлений о приостановлении уголовных дел.

Зачастую расследование приостанавливается при наличии данных о лице, совершившем преступление. Показателен пример приостановления производства по уголовному делу, возбужденному по факту обнаружения в автомашине 92 экземпляров рыбы горбуши вместе с орудиями лова, при наличии признания лица, их перевозившего, о своей причастности к преступлению. После отмены незаконного процессуального решения проводится дополнительное расследование.

По фактам нарушений уголовно-процессуального законодательства прокурорами внесено более полусотни актов реагирования, включая 31 требование и 23 представления, дисциплинарное наказание понесли 38 должностных лиц.

Возмещение причиненного водным биоресурсам ущерба — постоянный приоритет надзорной деятельности прокуроров.

При сопоставимом с аналогичным периодом 2012 г. количестве возбужденных уголовных дел установленный ущерб от незаконной добычи водных биоресурсов в 2013 г. составил 246 млн. руб. в сравнении с 175 в 2012 г.

Необходимо отметить активизацию деятельности Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области, дознаватели которого в истекшем году направили в суд почти в 3 раза больше уголовных дел, чем в 2012 г. (45 против 18). И это уголовные дела, ущерб по которым составляет миллионы рублей (всего — 150 млн. руб.).

По-прежнему низка возмещаемость причиненного преступлениями ущерба.

Причинами этого, наряду с отсутствием имущества у должников, являются непринятие органами предварительного расследования своевременных и полных мер обеспечительного характера и слабая работа оперативных подразделений.

Судебные приставы-исполнители допускают волокиту при взыскании сумм ущерба. В течение 2013 г. судом удовлетворено 27 заявлений прокуроров о признании бездействия приставов незаконным.

Не способствовала возмещению ущерба и ранее сложившаяся судебная практика по оставлению без рассмотрения исков прокуроров о взыскании ущерба по уголовным делам с капитанов судов под иностранными флагами, осуществлявших незаконный вылов биоресурсов.

В 2012 — 2013 гг. судами области иски прокуроров, заявленные в рамках уголовного судопроизводства, оставлялись без рассмотрения. По мнению суда, ущерб подлежал взысканию не с капитанов судов, осужденных за браконьерство, а с юридических лиц, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

В результате нашей настойчивой последовательной работы, обсуждения указанных вопросов с Сахалинским областным судом эта практика изменена. С сентября прошлого года судами области при вынесении обвинительных приговоров удовлетворено 5 таких исков прокуроров на сумму свыше 30 млн. руб.

Явно недостаточны оперативные позиции органов правоохраны по выявлению организованной преступности в сфере ВБР и коррупционной составляющей. Уголовные дела в отношении чиновников, «крышующих» браконьеров, единичны.

На наш взгляд, повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности способствовало бы отнесение законодателем браконьерства в промышленных масштабах к тяжким преступлениям, что позволило бы проводить оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права нарушителей.

Полагаем, что повышение уровня межведомственного взаимодействия, своевременное и полное использование предоставленных контролирующим и правоохранительным органам полномочий, при координирующей роли прокуроров, окажет позитивное влияние на состояние законности и борьбы с преступностью в сфере оборота водных биоресурсов.

——————————————————————