Социально-правовая защита детства в России

(Пронин А. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2009, N 6)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РОССИИ

А. А. ПРОНИН

Пронин А. А., член Российской академии юридических наук и Российской ассоциации политической науки, доцент кафедры правового и документационного обеспечения управления РГППУ, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург.

Пятнадцать лет назад, 12 декабря 1993 г., всенародным голосованием была принята Конституция РФ. В этом документе дважды — в ст. 7 и 38 — зафиксирована обязанность Российского государства защищать и поддерживать семью, материнство, отцовство и детство. Несколькими годами ранее, 20 ноября 1989 г., Генеральной Ассамблеей ООН в качестве основы для самого широкого спектра вопросов защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировало абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью <1>. Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <2> за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд «недетские» права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права — для ребенка. ——————————— <1> См.: Конвенция о правах ребенка [одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.] // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46. <2> См.: Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.

После распада в 1991 г. Советского Союза в стране начались огромные экономические, политические и социальные перемены, которые имели серьезные последствия для благополучия детей. Даже улучшение социально-экономической ситуации, наблюдаемое в последние годы, на положении детей отразилось пока слабо. Значительное число детей в России все еще живут в бедности, лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Однако положительные экономические тенденции 2005 — 2007 гг. предоставили уникальную возможность для ускорения темпов реформы в социальном секторе и увеличения объема капиталовложений в приоритетные области на благо детей. На встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета, проходившей 5 сентября 2005 г., Президент РФ обнародовал четыре национальных проекта (в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем и сельского хозяйства), направленных на улучшение условий жизни тех граждан, которые находятся в наиболее неблагополучном положении. Эти проекты дают возможность улучшить и социальное обеспечение детей. Представляя свой третий периодический доклад Комитету по правам ребенка в сентябре 2005 г., российское Правительство выделило национальный проект в области здравоохранения как одну из своих ключевых стратегий по улучшению здоровья детей и молодежи. В этой программе по модернизации системы отечественного здравоохранения делается упор на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи и улучшению ее качества. Согласно этому проекту Правительство обязалось создать шесть крупных федеральных медицинских центров, специализирующихся на лечении сердечно-сосудистых проблем у детей, и провести всеобщую вакцинацию детей от гепатита B. В Федеральную целевую программу «Дети России» также в качестве одного из ключевых компонентов, касающихся здоровья, входит раздел «Здоровое поколение», где предусмотрены обеспечение охраны материнства и нормальных родов, охраны здоровья детей и подростков, включая их репродуктивное здоровье, а также профилактические меры, направленные на сокращение заболеваний, инвалидности и смертей среди детей и подростков <3>. ——————————— <3> См.: Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 годы: распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р // Рос. газ. 2007. 2 фев.

Кроме того, российское Правительство активизировало работу по принятию более решительных мер, направленных на улучшение критической демографической ситуации в стране. В ежегодном Послании Федеральному Собранию в мае 2006 г. Президент РФ В. Путин предложил увеличить пособия на детей в возрасте до полутора лет; предоставить матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отпуска по уходу за ребенком с оплатой в размере 40% от предыдущего заработка; компенсировать расходы семей на оплату пребывания ребенка в дошкольном учреждении и обеспечить реализацию мер социальной помощи в виде материнского капитала в размере 250 000 руб. для семей, где рождается второй ребенок <4>. С целью реализации предложений главы государства вскоре был принят ряд федеральных законов <5>. Помощь, оказываемая в рамках вышеупомянутых мер, может оказаться жизненно важной для некоторых семей с маленькими детьми. ——————————— <4> См.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2006. 11 мая. <5> См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: Федер. закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ // Рос. газ. 2006. 12 дек.; О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федер. закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ // Рос. газ. 2006. 31 дек. и др.

Начиная с 2006 г. российское Правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. В Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент РФ объявил 2008 г. Годом семьи, тем самым еще раз обратив приоритетное внимание на важность института семьи и необходимость расширения помощи и поддержки российским семьям <6>. ——————————— <6> См.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Рос. газ. 2007. 27 апр.

Неотъемлемым правом каждого человека является доступ к качественному образованию. Образование влияет на все виды развития человека. Будучи не просто источником знаний, образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми. Важность образования как основного средства развития общества провозглашена во многих международных документах, начиная с Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В 2006 г. Россия начала реализацию приоритетного национального проекта в области образования, направленного на создание благоприятных условий для совершенствования системы образования с сохранением ее лучших традиций. Первоочередными мерами в российской сфере образования, которые включены в политическую повестку дня, являются: 1) восстановление роли общедоступного дошкольного образования (обеспечение всех детей равными стартовыми возможностями для получения образования является важнейшей задачей, особенно учитывая рост социального неравенства, происходящего по всей России); 2) постепенное увеличение финансирования образования; 3) вовлечение социально уязвимых групп детей в образовательный процесс, снижение неравенства в доступе к образованию детей в городах и сельской местности; 4) адаптация содержания образования к текущим потребностям российского общества и экономики, а также разработка долгосрочной стратегии приведения образования в соответствие с требованиями рынка труда. Россия сможет создать конкурентоспособную экономику, только перестроив систему образования в целом и обеспечив всеобщий доступ к образовательному процессу. Несмотря на порождающие умеренный оптимизм перечисленные меры, один из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка — приоритетность интересов детей перед обществом — в России остается скорее далеким от реальности благим пожеланием, нежели четко поставленной целью. Этому можно найти немало оправданий. Однако очень многое зависит от гражданской позиции и правильного понимания своего профессионального долга тех специалистов, которые работают с детьми. Никто не выполнит за них то, что они могут и должны сделать. В связи с вышеизложенным нами в изданной Российским государственным профессионально-педагогическим университетом в 2007 г. монографии «Социально-правовая защита детства в России» предпринята попытка актуализировать проблемы в сфере социально-правовой защиты детства, а также очертить известные на сегодня возможные пути постепенного их решения <7>. ——————————— <7> См.: Пронин А. А. Социально-правовая защита детства в России. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007.

В последние годы подготовлено немало диссертаций, посвященных анализу проблем жестокого обращения с детьми, социального сиротства, истории детской беспризорности, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на разных этапах существования Российского (Советского) государства, правовым и теоретическим основам развития ювенальной юстиции в России <8> и т. п. Социально-правовой защите детства в России посвящено большое число научно-практических конференций и круглых столов с участием представителей всех заинтересованных государственных и общественных институтов. Массив публицистики по данным вопросам стал буквально «обвальным». ——————————— <8> См.: Новикова Т. Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск: Хабар. гос. техн. ун-т, 2003; Предеина И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД РФ, 2005 и др.

В то же время сколько-нибудь серьезной учебной литературы по правам ребенка пока практически нет. Нам известен только один учебник по этой инновационной правовой дисциплине — ювенальному праву, подготовленный по заданию Министерства образования и науки РФ сотрудниками Воронежского института МВД <9>, а также посвященные отдельным аспектам работы с несовершеннолетними учебные пособия под редакцией Л. М. Карнозовой <10> и Э. Б. Мельниковой <11>. При этом, на наш взгляд, серьезными недостатками вышеназванного учебника «Ювенальное право» являются следующие методологические «недочеты»: назидательность, нормативность в изложении материала, сводящаяся к сухому, практически лишенному комментариев воспроизведению положений нормативных актов, и полное отсутствие примеров из практики. Такой учебник, откровенно говоря, повергает читателя в скуку. ——————————— <9> См.: Ювенальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. <10> См.: Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа: Учеб. пособие / В. Ф. Абрамкин [и др.]; Под ред. Л. М. Карнозовой. М.: Центр «Судеб.-правовая реформа», 2002. <11> См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.

В нашей монографии рассматриваются актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения, включая их неизбежное следствие — социальное сиротство; социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних; вопросы ювенального судопроизводства и ювенальной юстиции (понятие и нормативные основы введения, отечественный и зарубежный опыт, законодательные инициативы и первые практические шаги, детская адвокатура). Особое внимание уделяется теме восстановительного правосудия и развития общественных инициатив в сфере уголовной юстиции, попыткам привлечь самого ребенка, его внутренние ресурсы к активной работе по преодолению собственных проблем. Библиографический список и приводимый в качестве приложения к книге перечень основных нормативно-правовых и судебных документов по защите детства в Российской Федерации (по состоянию на 31 декабря 2006 г.), вобравший в себя действующие в нашей стране международно-правовые акты, федеральные законы, указы Верховного Совета РСФСР, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты Конституционного и Верховного Судов РФ, Генеральной прокуратуры, будут представлять интерес и значимость как для лиц, осуществляющих научные изыскания по схожей проблематике, так и для практикующих специалистов, работающих с детьми. Книга «Социально-правовая защита детства в России» рекомендована Фондом развития отечественного образования для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом.

——————————————————————