Правовое положение адвокатского кабинета в гражданском обороте России

(Боголюбова В. В.)

(«Российская юстиция», 2008, N 12)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДВОКАТСКОГО КАБИНЕТА

В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ РОССИИ

В. В. БОГОЛЮБОВА

Боголюбова В. В., старший преподаватель МГУПИ (г. Москва).

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ввел такую важную новацию, как адвокатский кабинет. Подобной организационной формы гражданское право Российской Федерации еще не знало, но эта форма быстро завоевала популярность среди адвокатов. Адвокатский кабинет стал новым участником гражданского оборота России с присущими ему особенностями в правовом положении.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» адвокатский кабинет не является юридическим лицом. В то же время адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учредив адвокатский кабинет, не является и физическим лицом, так как согласно ст. 20 вышеуказанного Федерального закона адвокатский кабинет рассматривается в качестве особой формы организации адвокатских образований. Физическое лицо для участия в гражданском обороте не подлежит обязательной регистрации в органах юстиции с целью присвоения статуса адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Поэтому в «чистом виде» адвокатский кабинет не следует относить к таким участникам гражданского оборота, как юридическое или физическое лицо. Адвокатский кабинет относится к особой категории субъектов гражданского оборота, родственной физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Доказательством этому служат следующие факты.

Прежде всего, адвокатский кабинет выступает в качестве самостоятельного участника гражданского оборота. Исходя из смысла ст. 5 Гражданского кодекса РФ, гражданский оборот — это совокупность гражданско-правовых отношений имущественного характера между субъектами гражданского права, осуществляющими хозяйственную деятельность. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, оказывает индивидуально адвокатские услуги гражданам или юридическим лицам, выступая участником гражданского оборота страны. При этом между гражданами и юридическими лицами, с одной стороны, и адвокатом, с другой стороны, так называемыми субъектами гражданского права, возникают гражданские правоотношения, вытекающие из соглашения об оказании юридической помощи [2]. В адвокатуре адвоката, принявшего решение об учреждении адвокатского кабинета, называют индивидуальным адвокатом. С позиции гражданского права это новый субъект гражданского оборота РФ со свойственными ему особыми признаками.

Заметим, что адвокатские услуги гражданам оказываются адвокатским кабинетом как за денежное вознаграждение, так и бесплатно, в случаях, предусмотренных законом, например малоимущим гражданам России при определенных условиях (ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом считается, что адвокатский кабинет не извлекает прибыли из своей деятельности, так как оказывает юридическую помощь населению России, гарантированную ст. 48 Конституции Российской Федерации [1]. В ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Таким образом, адвокатский кабинет имеет особое правовое положение, отличное от статуса индивидуального предпринимателя в гражданском праве, обусловленное новой формой организации адвокатских образований.

Формы адвокатских образований — новый юридический термин, использованный законодателем в Федеральном законе от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» для регламентации организационных форм адвокатской деятельности. Формы адвокатских образований являются закономерным результатом всего предшествующего развития российской адвокатуры [1].

При анализе предпосылок возникновения многообразия форм организационной деятельности адвокатуры в РФ определенный интерес представляет совместное письмо Минюста России от 13 августа 1999 г. N 6495-СЮ и Генеральной прокуратуры РФ от 18 августа 1999 г. N 22-5/100-96 «О статусе коллегий адвокатов», согласно которому: «…органы прокуратуры в своей практике сталкиваются с различной трактовкой статуса объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность, это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства».

Следует отметить, что практика использования индивидуальной формы адвокатского образования существовала еще в дореволюционной России. Впервые адвокатский кабинет, размещенный в жилом помещении, был открыт в Петербурге в 1868 году. Образование адвокатских кабинетов было предусмотрено Судебными уставами 1864 года. С принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на современном этапе развития гражданского общества организация адвокатуры коренным образом преобразована. По мнению ученых-цивилистов, тенденции развития форм адвокатских образований в России полностью соответствуют, прежде всего, современному состоянию ее экономики. Либеральные рыночные преобразования вызвали рост партнерских адвокатских образований, уменьшили необходимость создания юридических консультаций. В этом случае российская адвокатура перешла в качественно новое состояние, сопоставимое с современным развитием адвокатуры в США и Западной Европе.

Итак, в соответствии со ст. 20 Закона об адвокатуре, формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (ст. 21 Закона). Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утвержденного учредителями (ст. 22 Закона). Адвокатское бюро учреждается двумя и более адвокатами, действующими на основе партнерского договора (ст. 23 Закона). Юридическая консультация создается только в форме учреждения в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью (ст. 24 Закона).

Отметим, что в отличие от коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций адвокатский кабинет позволяет реализовать адвокатскую деятельность не только в коллективных, но и в единоличных формах. Иными словами, если адвокат желает осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, а не в коллективе адвокатов, то он по собственной инициативе учреждает адвокатский кабинет.

В отличие от других форм адвокатских образований, адвокатский кабинет не приобретает статуса юридического лица. В отношении порядка ведения учета хозяйственных операций адвокат, создавший адвокатский кабинет, приравнивается к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23 февраля 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Особо следует отметить, что необходимо различать понятие «организационная форма адвокатских образований», используемое в адвокатуре для организации адвокатской деятельности, и понятие «организационно-правовая форма», используемое в гражданском праве. Организационно-правовая форма (в сокращении — ОПФ) предполагает участие юридического лица в определенной форме коллективного хозяйствования в гражданском обороте, чем и отличается от понятия организационной формы адвокатских образований, предполагающей участие в обороте не только юридических лиц, но и индивидуального адвоката.

Поскольку положение адвокатского кабинета в гражданском праве схоже с институтом предпринимателя без образования юридического лица, то вполне логично отсутствие адвокатского кабинета в перечне организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренном частью первой Гражданского кодекса РФ [3].

Учитывая вышеизложенное, адвокатский кабинет на сегодняшний день является единственной формой адвокатского образования, посредством которой осуществляется индивидуальная деятельность адвоката [4]. Кроме этого, для законодательства РФ об адвокатуре эта организационная форма является новеллой, поскольку ранее о существовании индивидуальной адвокатской деятельности известно было лишь дореволюционной стране. Новая форма адвокатского образования позволила индивидуальному адвокату, учредившему адвокатский кабинет, выступить в качестве самостоятельного участника гражданского оборота и субъекта гражданского права с присущими ему особенностями в правовом положении.

Литература

1. Галоганов А. И. Организация и принципы деятельности российских адвокатов: Дис. … канд. юр. наук. М., 2005.

2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1999 N 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» // Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.

3. Повышение роли адвокатуры в оказании юридической помощи гражданам // Советское государство и право. М., 1998. N 3.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении части 2 Гражданского кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 1.

——————————————————————