К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Веретенников А. В.)
(«Законодательство и экономика», 2010, N 2)
К ВОПРОСУ О ФОРМАХ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
А. В. ВЕРЕТЕННИКОВ
Веретенников А. В., старший следователь следственного отдела по Боровскому следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Президент РФ Д. А. Медведев на совещании 16 марта 2009 г., посвященном вопросам борьбы с преступлениями против детей, обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей. Президент отметил: борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер — изменения законодательства, усиления профилактики, полноценной реабилитации пострадавших. Требуются скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, а также общественных объединений.
Данные вопросы обозначены и в Послании Президента к Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г.
В настоящее время в стране проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство еще в середине 90-х годов XX в. определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей.
Существующее положение — тенденция снижения рождаемости, рост уровня заболеваемости, алкоголизация и наркотизация среди несовершеннолетних, а отсюда — рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним — вызывает тревогу. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т. п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие — таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В связи с этим требуются новые подходы к анализу и решению проблем детства, семьи.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве» и связанный с ним Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» являются первостепенными по значимости в рамках данного плана. Практика применения положений гражданского и семейного законодательства в этой области за многие десятилетия показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Немногочисленные нормы Гражданского и Семейного кодексов РФ не позволяли разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и проч.
Кроме того, в настоящее время коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.
Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:
— обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
— защита прав и законных интересов подопечных;
— обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
— обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
— обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т. д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т. д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
На протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ними не теряют актуальности и злободневности. Не случайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей — граждан России иностранцами. И, как результат, возникший в обществе резонанс активизировал работу законодательных, исполнительных и правоприменительных органов государства в данной сфере: были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, наживающихся на несчастных детях.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:
— Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
— Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
— Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
— Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
— Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.
Представляется, что принятые меры будут способствовать улучшению положения. Однако считать их исчерпывающими не стоит. Необходимо проводить комплексную и системную работу, направленную на совершенствование действующего законодательства. Не вызывает сомнения важность глубокого и всестороннего анализа основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления в сложных социально-экономических условиях реформирования российского общества.
К сожалению, некоторые вопросы, касающиеся усыновления, пока остаются без ответа. Отмеченное обстоятельство требует активизации усилий по выявлению и более углубленному изучению условий и факторов, оказывающих значительное влияние на данные правоотношения и выступающих в качестве социальной среды их развития, по выработке новых теоретических положений, осуществлению анализа внутренней системы родительских правоотношений, возникающих на основании усыновления. В большинстве регионов нет служб по устройству детей-сирот и оказанию правовой, социальной и психолого-медико-педагогической помощи детям, перенесшим тяжелые эмоциональные и психические травмы.
Недостатки в обеспечении прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, неполная разработанность института усыновления в семейном законодательстве и связанных с ним процессуальных норм, неоднозначность теоретических взглядов на данный предмет исследования обозначенных проблем свидетельствуют об актуальности и целесообразности научного исследования данных проблем. При этом особое внимание необходимо уделить роли органов прокуратуры в защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
——————————————————————