Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 261 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Соболевская С. Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 261
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Статья 261 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств идентификации, примененных таможенным органом Российской Федерации.
Предмет и цели идентификации
Идентификация является одним из видов таможенного контроля. В соответствии с частью 1 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации она может быть применена в отношении:
— транспортных средств, помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
— мест, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
— товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
По решению должностного лица таможенного органа идентифицироваться могут также отдельные грузовые места. К примеру, идентификация товаров, перевозимых воздушными транспортными средствами, осуществляется путем наложения таможенных печатей и пломб на капроновые страховочные сети, крепящие грузовые места на борту воздушных судов, тросовую обвязку и т. п. (письмо ГТК России от 11 сентября 1995 года N 01-13/12992 «О применении положения о таможенном перевозчике»).
Идентификация осуществляется, во-первых, с целью обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в частности, во избежание их утраты, уничтожения, повреждения. К примеру, при перевозке товаров железнодорожным транспортом средства идентификации применяются таким образом, чтобы из грузового отсека, на который наложены таможенные печати и пломбы, нельзя было извлечь предметы или поместить их туда, не оставляя видимых следов и не повреждая таможенных печатей и пломб (Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденные приказом ГТК России от 19 августа 1994 года N 426).
Во-вторых, идентификация производиться для предотвращения осуществления с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, действий, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов (в том числе выдачи, перегрузки, выгрузки товаров, формирования из них новых товарных партий и пр.).
В-третьих, идентификация применяется для предотвращения нарушения порядка осуществления деятельности, подлежащей таможенному контролю. Например, таможенными органами могут быть опечатаны помещения, в которых производится переработка товаров, с целью недопущения вовлечения в процесс переработки ненадлежащих товаров.
И наконец, идентификация производится в целях собственно идентификации. Посредством идентификации закрепляются некоторые отличительные признаки товаров и транспортных средств, позволяющие в любое время выделить идентифицированный товар среди подобных ему. Так, при применении процедуры доставки под таможенным контролем сопоставление товаров таможенным органом назначения производится, в частности, путем проверки средств идентификации (Приказ ГТК России от 20 мая 1996 года N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем»).
Средства идентификации
В соответствии с частью 2 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации идентификация производится посредством наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации (в нормативных правовых актах по таможенному делу и на практике употребляется также термин «таможенное обеспечение»).
Данный перечень не является исчерпывающим, что оставляет возможность для использования таможенными органами средств идентификации, не упомянутых в Таможенном кодексе Российской Федерации. Так, совместным письмом ГТК России от 24 июня 1996 года N 01-15/11257 и МПС России 25 июня 1996 года N М-5615 «Об особенностях таможенного оформления разрядных грузов» к средствам таможенной идентификации отнесены также личная номерная печать должностного лица таможенного органа и номер грузовой таможенной декларации.
Применяемые в качестве средств идентификации чертежи, изображения, фотографии, иллюстрации и прочая документация должны заверяться должностным лицом таможенного органа. Данное требование установлено рядом нормативных правовых документов (в частности, упоминавшимся выше Приказом ГТК России N 304), а также следует из того положения, что идентификация осуществляется таможенным органом.
Действующее таможенное законодательство не содержит понятия средств идентификации, что нередко создает проблемы при применении статьи 261 Таможенного кодекса Российской Федерации. Так, в свое время определенную трудность вызывали вопросы: является ли марка акцизного сбора средством идентификации и может ли лицо быть привлечено к ответственности по таможенному законодательству за ее изменение, уничтожение, повреждение либо утрату.
Исходя из целей применения средств идентификации — обеспечение сохранности товаров и транспортных средств, предотвращение незаконных операций с ними и неправомерного осуществления деятельности, подлежащей таможенному контролю, а также отождествление товаров и транспортных средств, можно ответить на вышеназванные вопросы отрицательно, так как марка акцизного сбора не отвечает ни одной из этих целей.
Объективная сторона нарушения таможенных правил
Объективная сторона нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 261 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражается только в изменении, уничтожении, повреждении либо утрате средств идентификации. Иные операции с таможенным обеспечением не образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей.
Таможенным законодательством определены случаи, при которых уничтожение или изменение средств идентификации не влечет за собой ответственности. Речь идет о ситуациях, когда средства идентификации изменяются либо уничтожаются таможенным органом или с его разрешения, а также о ситуациях, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. В последнем случае ближайшему таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы (ч. 3 ст. 185 ТК РФ). Таким доказательством может быть акт произвольной формы о снятии или нарушении средств таможенной идентификации, составленный в присутствии свидетелей, с указанием в нем причин таких действий, либо подтверждение официальными органами власти того, что, действительно имела место ситуация, при которой для сохранности товара, находящегося под таможенным контролем, необходимо было нарушить средство идентификации (к примеру, дорожно — транспортное происшествие).
Диспозиция статьи 261 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств идентификации, примененных только таможенным органом. Данное условие вполне обоснованно, так как многие перевозчики, а также иные юридические лица — участники внешнеэкономической деятельности используют свои собственные средства идентификации для сохранности находящихся в их владении или собственности товаров. Естественно, что таможенное законодательство не устанавливает обязанности сохранения в неизменном состоянии таких средств идентификации. За их изменение, уничтожение, повреждение либо утрату лицо будет нести ответственность только в том случае, если таможенный орган признает примененные третьими лицами средства идентификации средствами таможенной идентификации.
Такое полномочие вытекает из анализа нормативно — правовой базы. Так, при доставке товаров под таможенным контролем, в тех случаях, когда в таможенном органе отправления идентификационный досмотр (таможенный досмотр, проводимый в упрощенном порядке с целью установления фактического соответствия товаров их описанию и количеству, заявляемому декларантом товаров в грузовой таможенной декларации, определения страны происхождения товаров) не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей груза (Правила доставки товаров под таможенным контролем, утвержденные приказом ГТК России от 20 мая 1996 года N 304). Также 23 декабря 1993 года в г. Ашхабаде подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. В соответствии со статьей 3 данного Соглашения таможенные службы принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенного оформления в целях облегчения и ускорения пассажирского и грузового сообщения между двумя государствами и признают таможенные обеспечения друг друга (указание ГТК России от 14 марта 1994 года N 01-13/2561).
Соотношение статей 261 и 278
Таможенного кодекса Российской Федерации
В случаях, когда товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации с использованием поддельного средства идентификации, полученного путем внесения изменений в подлинное средство идентификации, такое деяние также дополнительно квалифицируется по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации. При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с использованием полностью изготовленного фальшивого средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, подобные действия квалифицируются только по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации, примененных таможенным органом Российской Федерации, влечет наложение штрафа в размере от 10-кратного до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
——————————————————————