Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Соболевская С. Ю.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 276

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ

Статья 276 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Таким образом, ответственность по статье 276 Таможенного кодекса Российской Федерации может наступить в двух случаях: при перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенными органами мест и при перемещении товаров и транспортных средств вне установленного времени производства таможенного оформления.

По сути рассматриваемой статьей сужено понятие таможенного контроля, закрепленное в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации. К таким мерам относятся: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр; учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, в которых могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за ведением которой возложен на таможенные органы (ст. 180 ТК РФ).

Исходя же из смысла статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации, непредставление для производства таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, в местах, определенных таможенным органом, и во время производства таможенного оформления не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

Несмотря на то, что в диспозиции данной статьи употреблен термин «перемещение», при применении статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации правонарушителю всегда вменяется противоправное пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации. Даже при вывозе товаров и транспортных средств с территории Российской Федерации рассматриваемое правонарушение выражается именно в противоправном пересечении таможенной границы Российской Федерации, так как после оформления товара в таможне отправления в транспортное средство, перемещающее товары, могут быть помещены посторонние, неоформленные товары либо товары, запрещенные к вывозу из Российской Федерации. В том случае, если посторонние вложения будут помещены в такое транспортное средство до или во время таможенного оформления во внутренней таможне и не будут декларированы либо предъявлены для таможенного контроля, то лицо будет нести ответственность по части 1 статьи 279 или статье 277 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Места пересечения таможенной границы

Российской Федерации

Согласно статье 27 Таможенного кодекса Российской Федерации пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. Под местами пересечения таможенной границы Российской Федерации понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации (ст. 181 ТК РФ). Таможенное законодательство допускает возможность пересечения таможенной границы Российской Федерации в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия.

Нормативными правовыми актами по таможенному делу может быть установлено, что пересечение таможенной границы Российской Федерации отдельными видами товаров и транспортных средств может производиться только в определенных местах. Так, Приказом ГТК России от 5 апреля 2000 года N 280 «Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы автомобильным видом транспорта» определен перечень таможенных органов, через которые может осуществляться ввоз указанной категории товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Однако с учетом положений статьи 27 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность пересечения таможенной границы Российской Федерации в иных местах, кроме установленных, по согласованию с таможенным органом ввоз мяса птицы через иные пункты пропуска с представлением их для таможенного контроля не влечет за собой ответственность ни по статье 276 Таможенного кодекса Российской Федерации, ни по какой-либо иной статье Таможенного кодекса Российской Федерации.

В каждом таможенном органе определены конкретные места, где должен происходить таможенный контроль (например, досмотровые комнаты или залы). Соответственно, объективная сторона рассматриваемого нарушения таможенных правил выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации не только вне места расположения таможенного органа, но и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.

Так, нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации, будут являться случаи перебрасывания ввезенных из иностранных государств товаров через ограждение режимной территории по пути следования в места производства таможенного контроля; передачи в открытом море неоформленных товаров на суда, не подлежащие таможенному оформлению; сброса в море товаров с целью их последующего подъема после прохождения судном таможенного оформления.

Время производства таможенного оформления

Время производства таможенного оформления согласно статье 127 Таможенного кодекса Российской Федерации определено как время работы таможенного органа. Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации, может образовывать пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления.

Статья 276 Таможенного кодекса Российской Федерации может применяться только при отсутствии в действиях лица признаков контрабанды (об уголовной ответственности за контрабанду см. анализ статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Противоправные действия лица, выразившиеся в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, влекут за собой наложение одной из следующих комбинаций взысканий:

1) штраф в размере от 100 до 300 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией этих предметов или взысканием их стоимости;

2) конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией транспортных средств, на которых перевозились такие товары;

3) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией транспортных средств, на которых перевозились такие товары.

——————————————————————