Маркировка во спасение

(Лякишева Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 19)

МАРКИРОВКА ВО СПАСЕНИЕ

Ю. ЛЯКИШЕВА

Лякишева Юлия, ведущий юрист ЗАО «Холдинг «Спецкомплектресурс».

На современном этапе с развитием высоких технологий, в том числе биотехнологий, человек становится уже не субъектом, а объектом экспериментирования в долгосрочном периоде, своего рода подопытным кроликом. Эксперименты с употреблением в пищу генетически модифицированных продуктов могут оказаться вполне удачными. А если нет?

Стандарты для ГМО

Сегодня все большую злободневность приобретает как международно-правовая, так и национально-правовая политика относительно требований маркировки продуктов питания и лекарственных средств, произведенных с помощью биотехнологий.

В международной практике в отношении маркировки генетически модифицированной продукции применяются два основных подхода:

диспозитивная маркировка, обусловленная сугубо рыночными механизмами в условиях отсутствия законодательно определенных требований маркировать продукты питания и лекарственные средства, полученные с использованием генетически модифицированных компонентов;

императивная маркировка, обусловленная законодательными требованиями соответствующим образом маркировать продукцию, произведенную с использованием генно-инженерных биотехнологий, и/или указывать характеристики, приобретенные продуктом в связи с применением генно-инженерных биотехнологий при его производстве (см. подробнее: Скурко Е. В. Генно-инженерные биотехнологии. Вопросы правового и экономического регулирования. М.: Ось-89, 2007. С. 54).

В России первые шаги по законодательному закреплению требований обязательной маркировки генетически модифицированных продуктов были предприняты еще в 1999 году. Однако эта норма действовала недолго и была заменена на необязательную маркировку под предлогом нехватки лабораторий для экспертизы продуктов питания.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2000 N 13 «О нанесении информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» были утверждены рекомендуемые формы нанесения информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников.

Норма о пяти процентах

В феврале 2001 года Межведомственный совет по защите прав потребителей акцентировал внимание на решении проблемы обеспечения выпуска новой и модифицированной продукции только по нормативным документам (стандартам), приведения положения стандартов и санитарных правил и норм, определяющих требование к качеству и безопасности продукции, в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимости разработки и пересмотра стандартов на пищевую продукцию и медицинские препараты, полученные на основе генетически модифицированных источников.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 «О введении в действие Санитарных правил» была введена норма об обязательной маркировке продуктов, содержащих более 5% компонентов ГМИ (генетически модифицированные источники).

Однако норма о маркировке продукции, содержащей более 5% компонентов генетически модифицированных источников, вызвала недоумение и протест со стороны как правозащитных организаций, так и общественности. Следует отметить, что в государствах Европейского союза все изготовленные из генетически модифицированного сырья пищевые продукты без различия между теми, которые содержат ДНК или генетические модификации в хромосомах, и теми, которые содержат белки, полученные из генетически модифицированных организмов, генетически модифицированные корма, а также продукция, содержащая генетически модифицированные компоненты, составляющие более 0,9% от общей массы каждого ингредиента, подлежат обязательной маркировке.

Кроме того, операторы, размещающие на рынке предпакетированную продукцию, содержащую (состоящую из) генетически модифицированные компоненты, на всех стадиях производства и распределения должны гарантировать, что слова «этот продукт содержит генетически измененные организмы» или «этот продукт произведен из ГМО» появляются на ярлыке, прикрепленном к продукту. В случае если большинство продуктов не пакетированы и прикрепление ярлыка невозможно, соответствующая информация передается с продуктом, например, в форме сопроводительной документации.

Первые попытки привести российское законодательство, касающееся маркировки генетически модифицированной продукции, в соответствие с европейскими стандартами были предприняты в изменениях к Закону РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей», вступивших в силу с 1 января 2005 года и обязавших производителей маркировать генетически модифицированные продукты. Однако данные законодательные изменения не устанавливали порог содержания генетически модифицированных компонентов. Буквальное толкование Закона N 2300-1 позволяло делать вывод о том, что обязательной маркировке подлежала вся продукция, содержащая любое количество генетически модифицированных компонентов.

С 5 до 0,9%

Однако Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в своем письме от 24.01.2006 N 0100/446-06-32 разъяснила, что согласно Директиве Европейского парламента и Совета (ЕС) от 22.09.2003 N 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах этикетированию подлежит вся пищевая продукция при содержании компонентов ГМО более 0,9%. Содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО, и не подлежат этикетированию.

Новые изменения к Закону N 2300-1 внесли ясность относительно маркировки продукции, содержащей генетически модифицированные компоненты (Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»). В соответствии с этими новшествами информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%.

Таким образом, указанное процентное содержание считается от каждого ингредиента, входящего в состав продукта (например, от содержащегося в выпечке генетически модифицированного крахмала).

Идентификация продуктов на наличие в них генетически модифицированных источников осуществляется в аккредитованных Роспотребнадзором лабораториях.

Добровольно или обязательно?

С 1 июля 2007 года в городе Москве в добровольном порядке применяется маркировка продуктов питания на отсутствие в их составе генно-инженерно-модифицированных организмов. Добровольная маркировка осуществляется знаком «не содержит ГМО», представляющим собой круг бледно-зеленого цвета с надписью ярко-зеленого цвета. Данный знак наносится на упаковку пищевых продуктов, а также на ценники, накладные и иные сопроводительные документы.

Кроме этого, производителям, поставщикам и розничным продавцам рекомендовано воздержаться от производства поставок и реализации продуктов питания, содержащих ГМО, на территории города Москвы. В связи с этим крупные столичные торговые сети отказываются заключать и пролонгировать соответствующие договоры на поставку продукции, если на поставляемых товарах отсутствует маркировка «не содержит ГМО».

Тем не менее большинство продуктов питания содержат генетически модифицированные компоненты и не маркируются, если содержание их составляет менее 0,9%. Потребитель, приобретая тот или иной продукт, даже и не догадывается, что этот товар генетически модифицированный. К сведению: японские врачи столкнулись со случаями отравления модифицированной соей. В Китае пытаются связать неожиданные случаи суицидов с употреблением некоторых сортов рисовой водки, приготовленной из трансгенного зерна.

В Канаде несколько лет Мэри Уолт Брайтли судилась с производящей искусственное молоко фирмой. Истцом было доказано, что детское питание создано с применением трансгенных технологий. В результате употребления модифицированного молока дочь Мэри лишилась волос на голове, ресниц и бровей (см. подробнее: Дегтярев Н. Генная инженерия: спасение или гибель человечества? СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. С. 63 — 65). Таким образом, отсутствие информации о продукции, в которой присутствуют примеси или следы ГМО, вводит в заблуждение потребителей.

Кроме этого, даже если упаковка товара маркирована как «генетически модифицированный» либо «на основе генетически модифицированных источников», либо «содержащие компоненты, полученные из генетически модифицированных источников», подобная информация нечитабельна (используется очень мелкий шрифт и иные «тонкости»).

Каждый потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о приобретаемой продукции, а также право выбора: покупать генетически модифицированные товары или отказаться от их покупки. В связи с этим российскому законодателю необходимо последовать опыту Греции, Франции и Италии, где обязательной маркировке подлежит вся продукция, содержащая любое количество генетически модифицированных компонентов.

——————————————————————