О необходимости нормативного регулирования деятельности медицинских работников

(Риффель А. В.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 2)

О НЕОБХОДИМОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

А. В. РИФФЕЛЬ

Риффель А. В., кандидат медицинских наук, Электростальский филиал Российского государственного социального университета, доцент кафедры профессиональных и специальных дисциплин, ведущий юрисконсульт ООО «Бытпласт», г. Москва.

Обсуждаемая тема затрагивает интересы не только медицинских работников, но и всех граждан России как возможных пациентов. Каждый из нас когда-нибудь сталкивался с деятельностью медицинских работников и может привести как положительные, так и отрицательные примеры их работы. 41 статья Конституции РФ закрепила право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений <1>. Механизм реализации прав граждан закреплен в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <2>. Однако законодатель не определил правового положения медицинских работников, от деятельности которых зависит самое ценное, что у нас есть, — человеческая жизнь. Правовой вакуум, в котором осуществляется их работа, косвенно нарушает конституционный принцип запрета нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 17 Конституции РФ). ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237. <2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

В соответствии с Уложением о наказаниях 1885 г., в Российском государстве медицинский персонал, и в частности врачи, не мог быть вообще привлечен к ответственности, в том числе уголовной, даже при грубых дефектах лечения, повлекших смерть пациента. По ст. 870 Уложения о наказаниях: «Когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делает явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный здоровью вред, то виновный, буде он христианин, передается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства» <3>. Именно в силу специфики своей профессиональной деятельности и гуманности профессии медицинские работники не привлекались в то время к уголовной ответственности. В сегодняшней жизни все изменилось и этому есть закономерное объяснение. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в нашей стране. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан государство признает основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждает ответственность РФ за сохранение и укрепление здоровья граждан России, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Наряду с законодательным закреплением прав пациентов растет и их правовая культура, что привело к увеличению обращений за судебной защитой лиц, недовольных объемом и качеством оказанной медицинской помощи (услуг). Хоть в этом случае ответственность перед пациентом несет работодатель (медицинское учреждение), но участие лечащего врача (оперирующей бригады) в судебном разбирательстве становится неизбежным. Оперировать, зная, что за твоей спиной стоит следователь или прокурор, морально тяжело и не оказывает положительного влияния на лечебный процесс и дальнейшую профессиональную деятельность. Кроме этого, в самой медицинской среде еще до принятия решения судом и установления (неустановления) вины медицинского работника в отношении его будут предприняты меры «карательного» характера (персональный разбор на врачебных конференциях, лишение категории, увольнение и т. д.). Утверждения о высокой корпоративности врачебного персонала в настоящий момент ввиду высокой конкуренции среди них (экономическая составляющая) не имеют под собою основы. В этой связи наряду с другими проблемами сегодняшнего здравоохранения в РФ стала остро ощущаться законодательная незащищенность медицинского персонала, в частности врачей, при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей. К сожалению, изменилось и отношение в обществе к медицинским работникам. Негативный фон в основном создается путем публикаций и демонстрации маргинальных событий и фактов из их работы в средствах массовой информации <4>. В результате падения престижности профессии мы можем оказаться в ситуации, когда нас некому будет лечить, так как пройти законодательно установленный путь (ст. 54 Основ), в среднем 8 лет для врача лечебного профиля, согласится не каждый абитуриент, зная, что он получает «социально незащищенную» профессию <5>. ——————————— <3> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. С.-Петербург, 1915. С. 128. <4> Смотри, например: Врачи-убийцы // http://gazeta. aif. ru/online/aif/1174/05_02 или «Врачи-убийцы дотянут до победы» http://www. gazeta. ru/2005/03/01/oa_149733.shtml; Врачи-убийцы заплатят жизнью за содеянное // http://www. utro. ru/articles/2007/07/11/662470.shtml. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. В. Риффеля «О юридическом статусе врача в Российской Федерации» включена в информационный банк согласно публикации — Адвокат, 2007, N 11. —————————————————————— <5> Риффель А. В. Юридический статус российского врача // Финансы, экономика, безопасность. М., 2006. N 11(28). С. 43 — 44.

В настоящее время в соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 медицинские работники в Российской Федерации имеют право на: 1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; 2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом; 3) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки; 5) совершенствование профессиональных знаний; 6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; 8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни. Таким образом, только одна статья в Законе посвящена правовому положению медицинских работников. Вышеперечисленные права носят больше общедекларативный характер (так как нет разработанного механизма их реализации), не отражают весь уровень ответственности, лежащий на плечах медицинского персонала и не соответствуют нынешней экономической обстановке в России. Правовой вакуум в регулировании работы медицинского персонала требует законодательного установления статуса врачей, среднего и младшего медицинского персонала по аналогии со статусом следователя, прокурора, судьи. Для этого необходимы новые Федеральные законы «О статусе медицинских работников», «О медицинской помощи» или изменение действующего Закона — Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, в частности раздела X «Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников», где будут закреплены реальные права и обязанности медицинского персонала. По мнению заведующего кафедрой медицинского права Московской медицинской академии, члена-корр. РАМН, заслуженного юриста РФ, доктора медицинских наук, профессора Ю. Д. Сергеева, необходимо в силу специфики медицинской деятельности введение специального медицинского законодательства, в котором следует не сводить к минимуму или иным образом ограничивать ответственность медиков, а закрепить дополнительные основания освобождения от ответственности исполнителя медицинских услуг. В первую очередь потому, что реальный риск причинения вреда жизни и здоровью в результате медицинского вмешательства (даже при условии абсолютно добросовестного и надлежащего исполнения) действительно чрезвычайно высок <6>. Кандидат юридических наук С. В. Егизарова считает, что оказание медицинских услуг носит рисковый характер, поскольку даже вследствие надлежащего оказания медицинских услуг может быть причинен вред жизни и здоровью гражданина-пациента, а также моральный вред. Поэтому с целью возмещения вреда жизни и здоровью гражданина-пациента, а также морального вреда, причиненного вследствие оказания медицинских услуг, необходимо введение обязательного страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников <7>. ——————————— <6> Сергеев Ю. Д., Ломакина И. Г., Канунникова Л. В. Гражданско-правовая ответственность при медицинском вмешательстве // Медицинское право. М., 2005. N 4. С. 8. <7> Егизарова С. В. Автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 28.

В 90-х годах прошлого столетия доктор юридических наук Гладун З. С. предлагал для установления правового статуса советского врача ввести три группы прав и обязанностей: основные, специальные и должностные <8>. При этом предполагалось закрепить основные права и обязанности в федеральном законе, специальные — в приказах Минздрава СССР, должностные — в должностных инструкциях медицинского персонала. Представляется, что в настоящее время необходимо закрепление всех прав и обязанностей именно в федеральном законе, так как только это сразу позволит разрешить проблему правового вакуума врачебной деятельности, а не делегировать решение этого вопроса на ведомственный уровень. Эти права и обязанности можно разделить на основные и дополнительные. К основным правам в будущем федеральном законе следует отнести право на независимость, несменяемость при осуществлении профессиональной деятельности, право на льготную пенсию при непрерывном трудовом стаже 20 лет и более, право на защиту и страхование от врачебных ошибок (с разработкой механизма реализации) и работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени с разработанным механизмом их реализации. К числу основных обязанностей следует отнести оказание медицинской помощи везде и всегда лицам, нуждающимся в этом вне зависимости от их гражданства и социального статуса, ведомственной принадлежности, обязанность хранить врачебную тайну, принимать участие в освидетельствованиях и экспертизах, проводимых по требованию компетентных государственных органов, в частности органов следствия и дознания, суда. Дополнительные права должны быть установлены в зависимости от профессиональной принадлежности медицинских работников (для лиц хирургического и терапевтического профиля, лиц, осуществление деятельности которых связано с работой с профессиональными вредностями и особым контингентом больных), такие как право на досрочную (при непрерывном профессиональном стаже 15 лет и получении профессионального заболевания) пенсию, льготное санаторно-курортное лечение, отпуск в удобное для них время. Дополнительные обязанности также должны быть связаны с профессиональной деятельностью работников, такие как соблюдение правил асептики и антисептики, санитарно-эпидемиологического режима, прохождение медицинских осмотров в установленные сроки, повышение квалификации 1 раз в 2 года за счет средств работодателя. ——————————— <8> Гладун З. С. Правовое положение советского врача // Известия высших учебных заведений. Правоведение. С.-Петербург, 1991. N 5. С. 83.

Конечно, возможно, будут возражения, а зачем вообще устанавливать статус для медицинских работников, если всю ответственность за их действия несет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Но в этом случае законодательная защищенность частнопрактикующих врачей еще более зыбка, нежели положение персонала государственных и муниципальных учреждений, и все же, если человеческая жизнь — это высшая ценность для нашего государства и самое дорогое, что у каждого из нас есть, то почему же нормативная защищенность лиц, деятельность которых направлена на сохранение и продление жизни человека и гражданина, в РФ не должна быть должным образом определена, в том числе и федеральным законом. Является очевидным, что без реализации своего права на жизнь мы не сможем реализовать ни одного своего права (право на труд, образование, вероисповедание и т. д.). Выразителями права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ сегодня являются именно медицинские работники, которые первыми встречают нас при рождении и последними провожают в момент смерти. Законодательно закрепляя их правовой статус, Российская Федерация создает действенную правовую основу реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Подводя итог, необходимо отметить, что, развивая законодательную базу осуществления деятельности медицинских работников, РФ обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека на ее территории, поддерживает его долголетнюю активную жизнь путем нормативного закрепления и реализации прав и свобод.

——————————————————————