Закурить не найдется

(Стрельников В.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 27)

ЗАКУРИТЬ НЕ НАЙДЕТСЯ

В. СТРЕЛЬНИКОВ

Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1-е место в мире по числу курящих граждан. В России насчитывается 44 млн. курильщиков. Это почти треть всего населения страны и большая часть взрослого населения. Заставят ли запреты, установленные антитабачным Законом, отказаться этих людей от курения?

Правда на стороне меньшинства?

Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — антитабачный Закон) с 1 июня в России запрещено курить во многих местах: в офисах, образовательных учреждениях, фитнес-центрах и санаториях, на открытых и закрытых стадионах, в организациях, оказывающих лечебные и лечебно-профилактические услуги населению, во всех помещениях, занимаемых органами государственного либо муниципального управления, на всех видах транспорта и внутри вокзалов, портов и аэропортов. Эти ограничения коснулись и территорий пляжей, детских площадок и внутридомовых территорий общего пользования в многоквартирных домах. Роспотребнадзор подчеркнул, что в настоящее время в России курит большинство трудоспособного населения, и число курильщиков ежегодно стабильно увеличивается. Эти данные позволяют взглянуть на рассматриваемую проблему под другим углом. Поддерживаемые табачными компаниями общественные организации (к примеру, Общероссийское движение за права курильщиков) высказывают заслуживающее внимания мнение, согласно которому получается, что курильщиков большинство, а антитабачный Закон защищает права и интересы меньшинства — граждан, которые не курят. При таком подходе социальная справедливость отсутствует, законодатель загоняет курильщиков в угол и делает их нежелательными для общества. Получается, что те, кто курит, вынуждены скрываться и прятаться от некурящих граждан и органов, надзирающих за исполнением законодательства о борьбе с курением. Но ведь курильщики — это такие же члены нашего общества, имеющие гражданство РФ. Они, согласно Конституции РФ, имеют равные права с гражданами, не имеющими никотиновой зависимости. Означает ли это, что конституционные нормы искажаются и появляется предлог для наделения дополнительными привилегиями и преимуществами некурящих граждан? Ответа на данный вопрос в современном законодательстве нет.

Детские площадки…

При более детальном рассмотрении запретов, обозначенных в ст. 12 антитабачного Закона, можно увидеть, что некоторые из них иррациональны и нелогичны. В частности, п. 11 ч. 1 указанной статьи вводит запрет на курение на детских площадках и территориях, занятых пляжами. Термин «детская площадка» всем понятен и представляет собой (или по крайней мере должен представлять) специально огороженную или обозначенную на местности иным способом территорию, предназначенную для игрового пребывания детей определенного возраста. Однако это наша интерпретация данного понятия, которую многие могут оспорить. При этом ни в федеральных законах, ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства РФ, ни в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ и иных нормативных актах правовая трактовка того, что же входит в дефиницию «детская площадка», не содержится. Несмотря на то что неясно, что же называть детской площадкой, представляется совершенно очевидным, что это место, предназначенное для пребывания детей в светлое время суток. Если же родители будут нарушать режим дня несовершеннолетних и заставлять их гулять ночью, то это однозначно можно расценить как неисполнение родительских обязанностей. Вывод о том, что детские площадки в ночное время суток пустуют, на наш взгляд, выглядит разумно. Выкуривая сигарету ночью в границах детской площадки, когда рядом нет детей, их родителей (законных представителей) и иных лиц, гражданин никого не подвергает вредоносному воздействию табачного дыма и не нарушает законных прав и интересов кого-либо. Но антитабачный Закон устанавливает запрет на курение на детской площадке независимо от времени суток. Кроме того, актуальным является вопрос о границах этих площадок, точнее, о том, кем они должны быть установлены (утверждены) и как обозначены на местности.

…пляжи…

Аналогичная ситуация складывается и с пляжами. Понятие «пляж» в законодательстве не определено. Специализированный документ <1> в п. 2.1 характеризует лишь особую категорию, именуемую лечебными пляжами. Это участки побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованные и пригодные по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала. ——————————— <1> Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 26.12.1985 N 4060-85.

Однако под данную трактовку не подпадают иные муниципальные городские или частные пляжи, на которых население привыкло отдыхать летом. Не определены в Законе места вблизи водоемов, которые примыкают к водным объектам, но официально не предназначены для купания и нахождения на них людей. В связи с этим непонятно, считать ли их пляжами в контексте анализируемого Закона и можно ли курить в этих зонах. Как известно, граждане пребывают на пляжах преимущественно летом, в холодное время года в этих местах никого нет. Один на пляже, зимой курильщик (который, к примеру, решил совершить обыкновенную прогулку, полюбоваться зимним пейзажем и подышать свежим воздухом) никого не потревожит. Но, несмотря на это, исследуемый нормативный акт полностью запрещает курение на пляжах вне зависимости от времени года. Таким же образом можно интерпретировать запрет на курение на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении, содержащийся в п. 12 ч. 1 ст. 12 антитабачного Закона. В контексте данной нормы остается необозначенным соотношение перевозок, осуществляемых поездами дальнего следования, согласно расписанию которых предусмотрены остановки в пригородных населенных пунктах, и поездами, осуществляющими исключительно пригородные перевозки. Из приведенного пункта непонятно: курить нельзя на платформах, на которых останавливаются поезда только пригородного сообщения, или курить запрещено на любых станциях и остановочных пунктах, оборудованных платформами для посадки и высадки пассажиров? При этом необходимо указать, что расписание движения поездов в течение года может неоднократно меняться и пригородные поезда могут не останавливаться в определенных пунктах, в которых совершают остановку поезда дальнего следования. Россия, как известно, самое большое в мире государство. В нашей стране имеется более 20 тысяч малонаселенных пунктов, расположенных рядом с железной дорогой и оборудованных остановочными платформами. Согласно графику движения пассажирских составов их остановка в таких местах может быть предусмотрена раз в сутки на несколько минут, в остальное время платформы, разумеется, пустуют. В этом аспекте остается непонятным замысел законодателя установить запрет на курение на всех без исключения пассажирских платформах вне зависимости от пребывания на них некурящих граждан и периодичности остановки поездов.

…и АЗС

Юридическое закрепление запрета на курение на автозаправочных станциях в п. 13 ч. 1 ст. 12 антитабачного Закона представляется излишним. Автозаправочные комплексы (АЗК) и станции (АЗС) относятся к категории особых пожароопасных объектов, повышенные требования к их строительству и эксплуатации отражены в ст. 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и главе XVI Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее — Правила). Таким образом, законодатель уже ввел ограничения и запреты на использование источников пламени в границах этих сооружений. В соответствии с п. 754 Правил на АЗС курение запрещается. Согласно этому же пункту на территории АЗК могут быть отведены специально оборудованные места для курения в зданиях и помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров. Антитабачный Закон, однако, говорит о полном запрете курения на АЗС, про АЗК в нем речи вообще не идет. В связи с этим неясно, уравнивает ли законодатель АЗС и АЗК или же по отношению к АЗК возможно применять нормы ППБ 01-03, разрешающие курение на этих сооружениях в специально отведенных местах. Думается, что единственной причиной закрепления этой нормы в антитабачном Законе является придание ему большей общественной значимости, которая будет способствовать обращению внимания граждан на общий круг установленных запретов на курение в тех или иных местах и необходимость их соблюдения. Мы полностью поддерживаем стремление высших органов власти защитить права и интересы некурящих граждан, ограничить распространение и потребление табачной продукции. Мы также полностью солидарны с необходимостью введения соответствующих запретов и ограничений курения табака. Но эти запреты, в случае их закрепления на уровне федерального закона, должны быть логичными и обоснованными не только с юридической точки зрения, но и с позиций их социальной востребованности, общественной важности и целесообразности, в противном случае никто их соблюдать не будет.

Запреты и пропаганда

Принятие антитабачного Закона стало очередным этапом противодействия никотиновой зависимости в новейшей истории. До этого было создание Координационного центра Минздрава России по преодолению курения (Приказ Минздрава России от 13.07.1998 N 213), введение в действие Отраслевой программы по преодолению курения табака в РФ на 1998 — 2000 годы (Приказ Минздрава России от 08.10.1998 N 295) и принятие Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Минздрав России сформировал систему учреждений по борьбе с курением федерального подчинения в субъектах РФ. Координационный центр был создан в целях координации деятельности вышеуказанных учреждений и организации их взаимодействия по преодолению курения с другими ведомствами, сотрудничества с международными организациями и своевременного информирования субъектов РФ о проводимых мероприятиях по снижению распространенности курения и связанных с ним заболеваний в РФ. К основным задачам и функциям Центра были отнесены: — снижение распространенности курения и связанных с ним заболеваний; — координация деятельности федеральных и региональных центров, занимающихся проблемами курения; — подготовка ежегодного плана действий по преодолению курения среди населения; — организация и проведение мероприятий, направленных на уменьшение распространенности курения; — анализ результатов деятельности центров мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава России, лечения табачной зависимости Минздрава России, Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России, центров медицинской профилактики субъектов РФ; — оказание методической помощи в организации работы по преодолению курения органам управления здравоохранением субъектов РФ; — участие в создании пособий, руководств по проблемам курения; — организация и проведение российских и международных конференций, семинаров и широкое информирование населения о проблемах курения. Краткосрочная Отраслевая программа по преодолению курения табака в РФ на 1998 — 2000 годы содержала перечень конкретных фундаментальных мероприятий, направленных на минимизацию потребления табачной продукции. Обращает на себя внимание исключительно методико-профилактический подход к решению проблемы курения табака. Разработчики отмеченной Программы признают право курильщика на курение, но при этом стремятся сделать все возможное для того, чтобы он отказался от этой вредной привычки. Заслуживает поддержки детальная проработка мер информационного воздействия в целях предупреждения распространения курения. В пункте 2.2 Программы были отражены следующие социальные мероприятия: — подготовка, тиражирование и распространение видео — и аудиоклипов и организация демонстрации их по каналам местного телевидения и трансляций по радиоканалам; — разработка, издание и распространение санитарно-просветительских материалов для различных групп населения; — организация и проведение массовых акций, приуроченных к международным дням борьбы с курением; — привлечение средств массовой информации к широкой пропаганде среди населения основ здорового образа жизни и искоренения вредных привычек; — усиление, совершенствование, разнообразие рекламной деятельности антитабачной направленности; — создание современных сценариев, клипов, программ для детской и молодежной аудитории, развенчивающих имидж «сильного курящего человека»; — расширение объема и качества радио — и телепередач по пропаганде здорового образа жизни.

Намек на борьбу?

Как видим, в данном случае разработчики Программы стремились искоренить курение не путем установления каких-либо ограничений и запретов, а только лишь организационными средствами, способствующими ориентации каждого гражданина на жизнь без сигарет. К сожалению, новый антитабачный Закон не содержит даже намека на борьбу с табакокурением в подобном ракурсе. Отметим, что борьба с этой вредной привычкой только силами Минздрава России была заранее обречена на неудачу. В этот процесс должны быть вовлечены иные государственные органы. В части 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ была зафиксирована обязанность федеральных органов исполнительной власти по здравоохранению, образованию и культуре через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака. Отметим, что запреты и ограничения курения табака, обозначенные в ст. 12 антитабачного Закона, не являются новыми для современного общества. Они представляют собой лишь несколько расширенный перечень, ранее отраженный в ч. 1 ст. 6 Закона N 87-ФЗ. Об этих запретах общественность заговорила лишь сейчас и только потому, что за их неисполнение будет введена административная ответственность. Как известно, более 10 лет основная их часть никем не соблюдалась.

——————————————————————