К вопросу о правовом регулировании курения табака в Российской Федерации

(Боговская Е. А., Биксолт А. М., Иванова М. В., Лунева И. Е.) («Медицинское право», 2013, N 3)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. БОГОВСКАЯ, А. М. БИКСОЛТ, М. В. ИВАНОВА, И. Е. ЛУНЕВА

Боговская Елизавета Алексеевна, кандидат медицинских наук, юрист, старший преподаватель кафедры медицинского права Первого МГМУ имени И. М. Сеченова. Биксолт Александра Моисеевна, аспирант кафедры основ законодательства в здравоохранении Первого МГМУ имени И. М. Сеченова. Иванова Марина Викторовна, студентка 4-го курса лечебного факультета Первого МГМУ имени И. М. Сеченова. Лунева Ирина Евгеньевна, студентка 4-го курса лечебного факультета Первого МГМУ имени И. М. Сеченова.

В статье освещается один из актуальных аспектов — нормативно-правовое регулирование курения в РФ.

Ключевые слова: здоровье, табак, курение, законодательство, нормативно-правовые акты.

On the issue of legal regulation of tobacco smoking in the Russian Federation E. A. Bogovskaya, A. M. Biksolt, M. V. Ivanova, I. E. Luneva

The article highlights one of the important aspects — legal regulation of smoking in Russia.

Key words: health, tobacco, smoking, legislation, legal acts.

В свете обсуждения проекта Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» имеет значение анализ тех нормативно-правовых актов, которые действуют в настоящее время в Российской Федерации по данному вопросу. Проблема курения в нашей стране поражает масштабом и правовым вакуумом регулирования данного вопроса. «Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь. Ежегодно курение становится причиной смерти 5,4 миллиона человек. Если не предпринять решительных мер, то к 2030 г. эта цифра вырастет до 8 миллионов. В XXI столетии от табака может умереть почти миллиард людей, не сумевших побороть свое пристрастие к сигаретам, нюхательному табаку, кальянам, сигарам и курительным трубкам. Курение во всех его формах остается главной предотвратимой причиной смертности во всем мире. Табак убивает от одной трети до половины людей, которые его регулярно употребляют на протяжении 15 лет» <1>. ——————————— <1> Исследование: каждые 6 секунд табак уносит одну жизнь. URL: http://ne-kurim. ru/articles/stat/issledovanie_kazhdye_6_sekund_tabak_unosit_odnu_zhizn (дата запроса: 14.06.2012).

В Российской Федерации ограничение курения табака подразумевает не полный запрет его курения, но снижение его употребления путем установления запрета на курение на определенных территориях, утверждения специальных требований к рекламе табачных изделий, установления обязательной маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, запрета реализации табачных изделий в определенных местах и определенным категориям лиц. Данные государственные меры обоснованы и имеют законодательное закрепление на самом высоком государственном уровне, так как основной документ страны указывает, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). А также связаны с медико-социальными показателями, которые указывают, что курение табака ухудшает здоровье человека и может наносить вред окружающим. В настоящее время базовым нормативным актом, регулирующим данный аспект, является Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Учитывая ст. 3 данного документа, устанавливается регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий; запрещаются производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Дается четкое указание, что каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака — основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты. В РФ запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также, в отличие от многих стран, запрещается продажа табачных изделий с использованием автоматов. Учитывая данный нормативный акт, запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий образовательных организаций. Одним из важных вопросов, затронутых Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ, является запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, нарушение данного положения влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака. Нарушение данных положений влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. Стоит указать, что федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака. В целях реализации положений данного Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации (ст. 7). Федеральный закон «Об ограничении курения табака» определяет, что Правительство Российской Федерации должно разрабатывать меры по ограничению курения табака и обеспечивать их реализацию. Более детальную трактовку дает Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р), которая во введении констатирует ошеломляющие факты: в Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тыс. до 500 тыс. граждан. Потребление табака увеличивает риск развития тяжелых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, желудочно-кишечных, эндокринных и онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной системы и других заболеваний. Распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации в различных регионах страны составляет 53 — 80% среди мужчин и 13 — 47% — среди женщин. Распространенность потребления табака среди юношей и девушек составляет соответственно 28 — 67% и 15 — 55%. Наибольший рост потребления табака за последние пять лет (в три раза) отмечен среди женщин, детей и подростков. Во время беременности более 40% курящих женщин продолжают курить, что приводит к увеличению числа детей, родившихся больными, росту недоношенности и раннему прерыванию беременности. Около 80% населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению табака. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, обладают токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами. Важным является, что на уровне законодателя констатируется причина продвижения табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшего увеличения числа ее потребителей — низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака. Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах: главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма; приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности; системный подход при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака; международное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными компаниями; информационная открытость и независимость оценки результатов реализации Концепции (в том числе с участием представителей гражданского общества и международных организаций); непрерывность и последовательность в реализации мероприятий, направленных на снижение потребления табака, с учетом достигнутых результатов. Концепция формирует меры, направленные на снижение потребления табака: повышение цен на сигареты и другие табачные изделия (для предотвращения или сокращения потребления табака среди детей, подростков и малоимущих граждан); поэтапное повышение акцизов на табачные изделия (обеспечение в Российской Федерации среднего уровня налогообложения табачных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения и др.). Принципиальным Концепция считает вопрос защиты от воздействия табачного дыма, которая может быть реализована за счет организации зон, свободных от табачного дыма; введения полного запрета на курение табака в определенных местах (в помещениях образовательных учреждений; транспорте и др.); проведения информационных и обучающих кампаний о вредном воздействии курения; запрещения продажи табачных изделий, состав которых не соответствует нормативным требованиям. Так, немаловажным является введение полного запрета на классификацию табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья и использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей, знаков, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, вызывают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом или лекарственным средством, включая лекарственные травы, в том числе того, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая лекарственные травы (путем использования таких слов и словосочетаний, как, например, «вишня», «клубника», «яблоко», «шоколад», «мята» и др.). Учитывая нормативные документы, действующие на данный момент, существует актуальная необходимость в дальнейшем совершенствовании законодательства, которое должно детально проработать и более четко урегулировать: — проводимое средствами массовой информации просвещение граждан относительно рисков и опасностей для здоровья, связанных с потреблением табака; — повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах; — повышение ответственности за реализацию табака несовершеннолетним (в том числе при дистанционной реализации (включая интернет-магазины); — повышение осведомленности граждан о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака; — меры по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями; — подготовку работников здравоохранения, образования, социальной сферы для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье; — организацию доступной медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, снижение уровня распространенности потребления табака среди населения. Меры по организации медицинской помощи населению, направленные на отказ от потребления табака, и лечения табачной зависимости должны включать: — оказание медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, различным категориям населения, в том числе детям, подросткам и беременным женщинам; — создание бесплатной доступной консультативной телефонной линии по оказанию помощи, направленной на отказ от потребления табака; — включение методов отказа от потребления табака в стандарты и протоколы лечения заболеваний, для которых табак является фактором риска; — разработку и внедрение программ и технологий мотивирования лиц к отказу от потребления табака; — разработку и включение в образовательные стандарты и программы медицинских средних специальных и высших учебных заведений разделов, включающих сведения о влиянии потребления табака на здоровье человека, развитии и течении заболеваний, диагностике и профилактике заболеваний, вызванных потреблением табака, а также об оказании медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака; — организацию постоянного последипломного обучения медицинских работников современным методам оказания медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака; — проведение научных исследований в области изучения воздействия табака на организм человека и повышения эффективности лечебно-профилактических программ, предусматривающих отказ от потребления табака, оценку их эффективности; — организацию деятельности по сбору и анализу данных о потреблении табака; — обязательное отражение в медицинской документации записей об отношении пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности. Резюмируя вышеизложенное и проанализировав основные действующие нормативные документы, а также учитывая рост в Российской Федерации потребления табака, кальяна, сигар и трубок (состав табака которых не регулируется), существует необходимость формирования законодательства, регулирующего данный аспект и создание «общества, в котором граждане будут защищены от потерь многих лет продуктивной жизни, снижения производительности труда, расходов на лечение тяжелых заболеваний, связанных с потреблением» <2>. ——————————— <2> Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.10.2010. N 40. Ст. 5118.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) 2. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». 4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». 5. Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р «О концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. N 163 «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака». 6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 137 «О введении в действие ГН 2.3.2.1377-03».

——————————————————————