Духовно-нравственное воспитание учащихся
(Новиков В. А.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 6)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В. А. НОВИКОВ
Новиков В. А., директор ГОУ НПО ПУ-97, соискатель степени кандидата педагогических наук, г. Можайск, Московская обл.
1
Когда я работал в учреждении закрытого типа с трудными подростками «Можайская воспитательная колония», ГОУ СОШ для детей с девиантным поведением «Шанс», то ясно увидел положительную тенденцию в жизни и поведении воспитанников при духовном окормлении священнослужителей Можайского благочиния вместе с благочинным. В своей работе они использовали как богослужения, так и беседы с ребятами. Ребята с удовольствием участвовали в строительстве Андреевского храма. Священнослужители неоднократно помогали вывести подростка из тяжелого душевного расстройства и обрести оптимистический взгляд в будущее. Причинами усиления духовно-нравственного воспитания в колонии являются:
— необходимость оказания помощи воспитанникам в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социально-культурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;
— воссоздание лучших отечественных культурных и образовательных традиций. К примеру, восприятие воспитанниками поэтического и изобразительного языка все более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов;
— расширение знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Во время работы в воспитательной колонии меня заинтересовала мысль о духовно-нравственном, патриотическом воспитании не только в закрытых заведениях, но и в наших образовательных школах, ПУ и других учреждениях. По большому счету считаю, что такую работу необходимо начинать с дошкольных заведений, чтобы, придя домой, ребенок мог сказать родителям, что сквернословие — большой грех.
Чем раньше ребенку прививается духовное воспитание, тем выше его нравственная планка. Он более ответствен и послушен.
2
На новом месте, работая директором (ГОУ НПО ПУ N 97 г. Можайск), я столкнулся с проблемой отсутствия у наших учащихся правильного взгляда на жизнь, на свое будущее. Духовная составляющая была утрачена в начале прошлого столетия, коммунистическая мораль ушла вместе с распадом СССР, и безыдейность дала свои отрицательные результаты. Отсутствие послушания, патриотизма, сознания своего долга и места в жизни может привести к деградации общества.
Имея положительный опыт ранее, мы с благочинным церквей Можайских отцом Даниилом продолжили сотрудничество на новом месте. Основными направлениями образовательного и психолого-адаптационного курса выбрали:
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарем;
— знакомство с агиографией;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с православным богослужением, с мировой религией и сектами, с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
— формирование целостного восприятия мира, культуры общения;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека, волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— возрождение православных основ семьи;
— оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни училища, города, России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
3
Отец Даниил выделил миссионеров для преподавания в учреждении духовных дисциплин. Совместно была разработана программа на учебный год, а также введена должность преподавателя дополнительного образования. Мы совместно проводим как церковные праздники, так и светские государственные праздники и мероприятия.
Предпочтительными методами обучения были выбраны:
— небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных педагогом или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
— беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством преподавателя;
— урок-беседа;
— короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
— чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением на этом же уроке и творческим заданием;
— анализ поэтического текста с раскрытием идеи, темы, сюжетов и образов религиозного содержания;
— работа с текстами, картами;
— выезды на экскурсии, посещение монастырей, церквей, соборов Можайского района.
Конечно, в последующем хотелось бы иметь на территории училища свою часовню как символ духовного воспитания.
——————————————————————