Анализ опыта взаимодействия ФСИН и системы постпенитенциарной адаптации РФ на примере ФГУ «Можайская воспитательная колония»
(Новиков В. А.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 1)
АНАЛИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФСИН И СИСТЕМЫ
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АДАПТАЦИИ РФ НА ПРИМЕРЕ
ФГУ «МОЖАЙСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ»
В. А. НОВИКОВ
Новиков В. А., начальник Можайской воспитательной колонии, полковник внутренней службы, депутат городского поселения г. Можайска.
Можайская воспитательная колония является исправительным учреждением, в котором отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также оставленные в воспитательной колонии до 21 года. Главной целью данного учреждения является исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Задачей учреждения является охрана прав осужденных, их интересов, оказание социальной помощи.
Анализ поступающих осужденных показал, что в основном попадают в колонию воспитанники из неблагополучных семей, интернатов и семей, где дети были предоставлены сами себе, не контролировались родителями. Зачастую дети не имеют даже 8-летнего образования, плохо читают и пишут. Поэтому одной из главных задач воспитательной колонии является обучение. В учреждении работает средняя школа: от 5-го (коррекционный класс) до 11-го выпускного класса, получают аттестат об окончании установленного государственного образца. Фактически многим воспитанникам только здесь удается получить полное образование, так как в колонии обучение обязательно для всех. Огромное значение в учебно-воспитательном процессе играет и профессионально-техническое обучение, многие воспитанники за время отбывания наказания получают по одной-две профессии, ПУ готовит плотников, автослесарей, слесарей механосборочных работ, что в дальнейшем при выходе из колонии дает им возможность трудоустроиться. Прекрасно оборудованная учебно-материальная база, подобранный коллектив мастеров и преподавателей дают большой положительный результат.
К воспитательному процессу с осужденными привлекаются представители общественных и религиозных организаций, члены родительского комитета. Приобщение воспитанников к религии, ее духовной культуре положительно влияет на состояние морально-психологического климата в колонии, и в отрядах в частности. Вся совместная работа строится в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов, а также методических рекомендаций ГУИН Минюста России.
Использование духовного потенциала религиозных организаций стало одним из направлений воспитательной работы с осужденными.
«В целях развития и углубления сотрудничества в сфере образования и духовно-нравственного просвещения сотрудников и осужденных, отбывающих наказание в колонии, укрепления правопорядка и законности; а также исправления несовершеннолетних, преступивших Закон божий и человеческий», подписано Соглашение о сотрудничестве между Можайской воспитательной колонией и Русской Православной Церковью, в лице благочинного церквей Можайского округа иеромонаха Даниила. Наиболее конструктивно осуществляется взаимодействие с духовенством Никольского собора и Ильинской православной церкви, считающим, что их работа — бороться за каждую возвращенную к свету душу. Людей, совершивших различные преступления и оказавшихся в колонии, нельзя лишать надежды, вычеркивать из жизни. Каждый четверг ими проводятся занятия в школе по изучению православия и организации досуга. На протяжении нескольких лет оказывается помощь сиротам. При содействии священников Можайского района продолжается работа по сооружению на территории колонии православного храма. 1 мая была проведена служба, посвященная Дню Пасхи, вручены пасхальные яйца и куличи. 22 мая в День святителя Николая — небесного покровителя Можайска, в гостях у воспитанников были священники с большой программой духовной музыки. В этот же день состоялось освящение строящегося храма. Ни один религиозный праздник не обходится без посещения колонии отцом Даниилом.
Можайская воспитательная колония взаимодействует с различными общественными и религиозными объединениями, которые принимают участие в процессе исправления осужденных.
Действенную помощь администрации оказывают представители Российского объединенного союза христиан веры евангельской, в частности служители Московской миссии христиан веры евангельской для служения в местах лишения свободы «Освобождение в Иисусе», во главе с Будиловым Алексеем Николаевичем. Ежемесячно происходят встречи с представителями миссии. Ежемесячно в гостях у воспитанников бывают сотрудники Центра содействия реформ уголовного правосудия, во главе с председателем В. Ф. Абрамкиным. Н. М. Дзядко отвечает за конкретные пункты соглашения и является координатором проекта «Человек и тюрьма», осуществляющим шефство над 3-м отрядом, оказывает помощь в обустройстве отряда.
Уже более двух лет совместно с Центром содействия правосудию, региональным общественным фондом «Информатика для демократии» («ИНДЕМ»), возглавляемым Г. А. Сатаровым, в колонии осуществляется проект по подготовке к освобождению несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях. В этом проекте активно принимают участие: старший инспектор по ТБУ, психологи и другие сотрудники колонии, для повышения преподавательского мастерства которых представителями Фонда «ИНДЕМ» проводятся занятия-тренинги. Занятия с воспитанниками в школе по освобождению проводятся каждый четверг. Вот лишь частичный перечень тем занятий:
— жилье и жилищные права несовершеннолетних;
— работа и трудоустройство;
— образование и право на образование;
— организации, оказывающие помощь;
— защита прав несовершеннолетних;
— семейные отношения, права и обязанности родителей и детей;
— здравоохранение;
— права детей, оставшихся без попечения родителей, возможности их устройства;
— воинская обязанность и служба в армии.
В работе школы освобождения принимает активное участие Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). Основной задачей является создание комплексной системы помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Еженедельно приезжают представители христиан-баптистов «на Лосинке» (пресвитер С. Н. Даниленко), шефствующих над воспитанниками 3-го отряда.
В соответствии с предварительной договоренностью между администрацией Можайской воспитательной колонии, писателем Калединым Сергеем Евгеньевичем и руководителем культурно-просветительных проектов «Открытая Россия» Ясиной Ириной Евгеньевной 19 января 2005 г. состоялась презентация компьютерного класса в общеобразовательной школе колонии, на которой присутствовал руководитель гуманитарных программ РОО «Открытая Россия» В. Н. Пиков.
На сегодняшний день в школе функционируют два компьютерных класса, продолжает работать компьютерный кружок.
5 февраля 2005 г. в колонию были приглашены артисты цирка Красноярской общественной организации инвалидов МВД, и для осужденных была показана цирковая программа «Одесский цирк». 15 октября в гостях у воспитанников были артисты цирка вместе с животными.
В марте были проведены мероприятия «День отряда», были приглашены родители воспитанников, обсуждены проблемы бытового обустройства отряда, проблемы, возникающие с трудными подростками. Избраны родительские комитеты. Цель проведения мероприятий — привлечение к воспитательному процессу родителей.
2005 г. — юбилейный, поэтому все мероприятия в апреле-мае были посвящены 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Прошли встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла нашего учреждения по отрядам. Прошел смотр художественной самодеятельности, подведены итоги по смотру-конкурсу стенгазет и рисунков. Были организованы коллективные просмотры и обсуждения кино — и видеофильмов о героизме и мужестве советского народа в годы войны. Тематика воскресного лектория включала поэзию — «Строки, опаленные войной», исполнение песен — «Долгие версты Победы», выставку художественных произведений о войне. Большую работу по патриотическому воспитанию проводят педагоги школы.
9 мая была проведена торжественная линейка, выступали воспитанники. Состоялось открытие спортивного зала после ремонта и большой Праздник Спорта, где никто не остался без призов и наград. На праздник были приглашены члены родительского комитета отрядов.
23 мая состоялся вечер, посвященный памяти А. Ахматовой, в котором приняли участие воспитанники колонии, сотрудники воспитательного отдела и психологи. Воспитанники и сотрудники читали стихи А. Ахматовой, исполняли песни не только на стихи Ахматовой, но и свое творчество. По итогам первого этапа отборочного конкурса, проведенного в колонии оргкомитетом, отобраны произведения шести воспитанников и направлены в воспитательный отдел.
В рамках школьной программы был проведен конкурс на «Лучшего ученика года», в котором победил Прохоров Дмитрий. На Всероссийском конкурсе Дмитрий вошел в десятку лучших.
С 1 июня был объявлен фестиваль под названием «Фабрика звезд», который включал в себя следующие конкурсы:
— музыкальный (песни, исполнение произведений на музыкальных инструментах);
— танцевальный (танцы, гимнастика, аэробика, спортивная хореография);
— оригинальный (фокусы, пародии);
— театральный (сценки, постановки, анекдоты в лицах);
— художественный (рисунки, поделки);
— модельно-кукольный (пошив и моделирование одежды, кукол и т. д.).
4 августа состоялось подведение итогов по фестивалю. В конкурсе приняли участие 35 осужденных. Всем участникам были вручены книги.
С 1 по 22 июня в колонии проходил I этап Всероссийских соревнований «Звезда надежды», в соревнованиях приняли участие 174 воспитанника. 24 июля на торжественной линейке были вручены призы победителям.
Большое значение в воспитательном процессе имеет спортивно-массовая работа. 18 июня согласно единому календарному плану физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий на 2005 г. был организован спортивный праздник по пяти видам спорта: легкая атлетика, мини-футбол, волейбол, стритбол, армспорт. Судьями выступали представители комитета по физической культуре и спорту Московской области. В конце праздника были подведены итоги соревнований между отрядами. В соревнованиях приняли участие 127 воспитанников. Были воспитанники, которые принимали участие в нескольких видах спорта. По окончании соревнований победители, занявшие первые места, были награждены грамотами и ценными подарками (спортивными костюмами).
В январе этого года футбольная команда воспитанников приняла участие в турнире на кубок «Освобождение Можайска». Соревнования проходили в спортзале одного из предприятий г. Можайска. Болельщики очень тепло приветствовали нашу команду.
19 июня прошел выпускной вечер 9-х и 11-го классов с участием родителей. Была подготовлена концертная программа силами воспитанников выпускных классов. Аттестаты получили 23 ученика 11-го класса и 28 учеников 9-х классов.
20 воспитанников изъявили желание продолжить обучение в Российском государственном социальном университете. Решен вопрос об открытии на базе Можайской воспитательной колонии филиала вышеназванного учебного заведения. На основании приказа РГСУ 14 воспитанников зачислены студентами университета на федеральной основе. 2 декабря состоялись первые занятия. Освободившись, бывшие воспитанники продолжают обучение в университете бесплатно.
В период с 29 августа по 1 сентября Можайскую воспитательную колонию посетила делегация Норвегии в рамках программы Совета Европы «Тюрьмы-побратимы». Для участников делегации силами воспитанников был подготовлен кукольный театр, а также концертная программа. 31 августа состоялся просмотр театральной постановки М. Горького «Девушка и смерть».
14, 21 и 28 августа, перед началом учебного года, прошли родительские конференции, которые стали традицией учреждения. Силами воспитанников отрядов для родителей были подготовлены концертные программы. Участие в концертных программах приняли 57 осужденных. 1 сентября прошла общешкольная линейка, посвященная началу учебного года и Дню знаний. Настоятель церквей Можайского района отец Даниил отслужил молебен, на котором присутствовали норвежские гости из тюрьмы Улерсмо. Силами воспитанников был подготовлен небольшой концерт-поздравление. Была и минута молчания в память о погибших в Беслане.
9 сентября состоялся выезд воспитанников кукольного театра в учреждение УУ-163/5 с новой программой.
22 сентября подвели итоги смотра-конкурса на лучшую отрядную стенгазету. 1-е место занял 4-й отряд, старший воспитатель-начальник отряда майор внутренней службы Кравченко В. Н.
3 октября у воспитанников были гости из Рузского района с концертной программой, ансамбль «Ружаночка» и казачий ансамбль.
С 3 по 10 октября в школе прошли литературные чтения памяти Марины Цветаевой. 13 октября к 110-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина была подготовлена и проведена литературно-музыкальная композиция «Есенинская осень».
13 октября 20 воспитанников посетили Лужецкий монастырь и Государственный Бородинский военно-исторический музей.
16 октября прошел народный праздник «Лето красное, осень щедрая».
22 октября состоялся концерт коллектива молодежного центра «Спектор» при поддержке комитета по делам молодежи Можайского района.
2 ноября и 1 декабря 40 воспитанников посетили музей им. Пушкина в пос. Голицыно.
Получено разрешение на выезд на 7 декабря 20 воспитанникам в г. Москву на Поклонную гору в Военно-исторический музей.
3 ноября состоялась благотворительная акция ко Дню народного единства.
В период осенних каникул прошли спортивные мероприятия под названием «Веселые старты» под руководством воспитателей и заведующей клубом. 10 ноября были подведены итоги спортивных соревнований (призы, грамоты и дипломы).
28 ноября состоялась презентация выставки «Осторожно, тюрьма!».
7 декабря 20 воспитанников посетили военно-исторический музей на Поклонной горе в г. Москве.
С 13 по 15 декабря состоялся тренинг-семинар на тему «Межведомственное и междисциплинарное взаимодействие по подготовке к освобождению и постпенитенциарное сопровождение в Можайской ВК». В семинаре участвовали общественные воспитатели префектур г. Москвы, сотрудники Социально-реабилитационного центра «Отрадное», социальные педагоги Центра медико-социальной помощи семье и детям ЮВАО, психологи из Рязанской ВК и Можайской ВК, старший научный сотрудник Академии права и управления ФСИН России г. Рязани, представители Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия, сотрудники фонда «ИНДЕМ», сотрудники воспитательного отдела и педагоги.
22 декабря воспитанников посетили и поздравили с Новым годом представители компании «Общество помощи русским детям Инк.» из США. Зарубежные гости вместе с представителями Тушинской церкви во главе с Будиловым Алексеем Николаевичем вручили новогодние подарки каждому осужденному, состоялся праздничный концерт.
24 декабря в гостях у воспитанников с концертом были представители организации «Фонд имени Нирмалы Шриваставы».
25 декабря прошла предновогодняя родительская конференция 2-го отряда. Силами воспитанников и сотрудников для родителей была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Свеча горела…».
26 декабря колонию посетил молодежный центр «Клуб творческой молодежи», состоялся творческий вечер под названием «Давай с тобой поговорим».
27 декабря в гостях у ребят был Международный союз «Мужество и Гуманизм» с российско-белорусской программой «Рука Друга», которая направлена на оказание моральной поддержки и благотворительной помощи воспитанникам детских колоний.
Говоря о воспитательной работе, хочется отметить и такое направление, как трудовая адаптация осужденных. Порядка 80 осужденных успешно работают на предприятии колонии. Производят пожарное оборудование, строительные материалы, швейные изделия.
Дополнительно в этом году планируется более широкое вовлечение воспитанников в творческую работу, организация выпуска своей газеты. Для расширения кругозора — открытие Интернета в компьютерных классах «Программы просвещения». Планируется привлечение воспитанников к сельскохозяйственным работам, открытие теплицы, выращивание овощей и зелени своими руками для столовой. Ожидается также открытие летнего кафе, где помимо обеспечения отдыха воспитанников будет проходить обучение правилам поведения в общественных местах.
Анализируя проделанную за истекший год работу, хочется отметить, что коллективом колонии, государственными и общественными организациями прилагаются колоссальные усилия, дающие положительный результат. У воспитанников появляется интерес к жизни, миру прекрасного, многие просто раскрывают свои таланты, стремление к учебе, спорту, работе. Факт, что для устройства на работу на предприятии существует очередь воспитанников, свидетельствует сам за себя. Зачастую инициатива организации и проведения культурных программ исходит от самих воспитанников.
Но всю эту работу можно свести на нет, если, выйдя из колонии и столкнувшись с реальной жизнью, воспитанник останется один на один со своими проблемами или опять попадет в неблагоприятную среду. Во время пребывания воспитанников в колонии ведется постоянная социальная работа, направленная на успешную адаптацию подростков на свободе. За полгода до предполагаемого условно-досрочного освобождения и освобождения по окончании срока в органы опеки и попечительства, в ОВД, центр занятости населения тех районов, откуда прибыли воспитанники, рассылаются запросы, где мы просим проверить возможность проживания по указанному адресу, по которому ранее проживал подросток, оказать содействие в трудоустройстве и т. д.
Огромной проблемой является тот факт, что далеко не все подростки попадают в колонию из полноценных, нормальных семей, многие вообще не имеют семьи или имеют одного или двух родителей, злоупотребляющих алкоголем и воспитанием детей не занимающихся; многие из таких родителей лишены родительских прав. В этом случае сотрудники колонии связываются с отделом опеки того района, откуда поступил подросток, определяя возможность его проживания в учреждении, где он ранее воспитывался. По закону несовершеннолетнего обязаны принять в детский дом после освобождения. Но, как правило, директора детских домов и интернатов отвечают, что им такой ребенок не нужен, т. к. он совершил преступление и будет подстрекать других к совершению преступлений. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта». В реальной жизни органы опеки и попечительства, увы, принимают очевидно недостаточное участие в определении дальнейшей судьбы своих подопечных.
А что делать подростку, если за время отбывания наказания ему исполнилось 18 лет? Хотелось бы подчеркнуть, что в этом случае он остается воспитанником колонии лишь при условии нормального поведения. К нему применяются, таким образом, меры поощрения, имеющие очевидную педагогическую направленность. Однако к моменту освобождения оказывается, что он не нужен никому. В частности, не в полную силу заработал принятый еще в 2003 г. Закон Московской области N 77/2003-ОЗ «О патронате», тогда как при успешном его применении могли бы разрешаться, в частности, ситуации, когда во время пребывания воспитанника в колонии родители умерли, за квартиру никто не платил, накоплены долги, и когда подросток освобождается, он может потерять свое жилье (конкретный случай воспитанника Задонских Алексея). У некоторых подростков жилья вообще нет, так как до осуждения они воспитывались в детском доме или интернате.
Некоторые воспитанники после освобождения хотят продолжить свое образование в школе или в училище, где они ранее обучались. Но и здесь возникает та же самая проблема — их отказываются принимать. Нарушается право на образование, но ребята, у которых нет никакой поддержки, не идут доказывать свои права.
Отдельной проблемой является работа с зарубежными гражданами и лицами без гражданства. В колонии на сегодняшний день достаточно много граждан СНГ, а именно: Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины, Кыргызстана. Вот как описывает сложившуюся ситуацию сотрудник фонда «ИНДЕМ» Н. Курбатова, принимающая непосредственное участие в работе: «Зачастую у них нет никаких документов, удостоверяющих личность и принадлежность к гражданству, все записывается со слов подростков. Единственный способ подтвердить гражданство — это запрос в посольство о подтверждении принадлежности именно к этому государству. Но посольства еще ни разу не ответили на наши запросы. Приведу небольшой пример: гражданин Кыргызстана отбывал наказание в нашем учреждении по ст. 111, ч. 3, конец срока 16 ноября 2005 г. За полгода до освобождения нами был направлен запрос в посольство об определении гражданской принадлежности мальчика и какие действия необходимо предпринять для оформления (восстановления) документов, удостоверяющих личность, чтобы он смог после освобождения вернуться на родину. Ответ так и не пришел. Мы неоднократно звонили в посольство, напоминали, что ответ нужен в срочном порядке, но сотрудники посольства напрямую отказались это сделать, т. к. у них 400 человек народу ждут приема, а вот мы звоним и отвлекаем их от работы. Наши сотрудники разыскали и установили связь с родителями мальчика, которые выслали свидетельство о рождении. На основании этого документа было сделано свидетельство о возвращении в Кыргызстан, которое удостоверяет личность гражданина Киргизской Республики и дает право на въезд в Кыргызстан. Однако, несмотря на наличие этого документа, мальчика пытались высадить из поезда на границе сотрудники таможни. Но все закончилось для него благополучно, он доехал до дома и уже оттуда звонил и благодарил за оказанную ему помощь».
Сама жизнь подсказывает, что необходимо создание и активизация работы имеющихся государственных и общественных институтов оказания помощи освобождающимся, действующих на протяжении 3 — 5 лет, независимо от того, достиг подросток совершеннолетия или нет. Очевидно, что вне зависимости от биологического возраста он нуждается в помощи государства и общества.
Хочется сделать вывод, что в колонию попадают в своем большинстве нормальные дети, по какой-то причине оказавшиеся не в поле зрения семьи и государственных организаций, и винить их в такой судьбе, считаю, просто неправильно. Развитие ювенальной юстиции в России, повышение заботы о детях до попадания в колонию, решение проблем социальной и психологической адаптации освободившихся во много раз снизили бы процент попадания в колонии и совершения повторных преступлений.
——————————————————————