О гражданско-правовой природе признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости

(Бирюкова Н. В., Ефанов И. А.) («Российская юстиция», 2009, N 11)

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРИЗНАНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

Н. В. БИРЮКОВА, И. А. ЕФАНОВ

Бирюкова Н. В., главный специалист-эксперт Энгельсского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, государственный регистратор прав.

Ефанов И. А., заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Средне-Волжская газовая компания (СВГК)».

Широкий круг проблем, определяемых в связи с вовлечением в имущественный оборот природных ресурсов как объектов гражданских прав, обусловливает устойчивый интерес специалистов и предпринимателей к данной области научных изысканий. Однако исследование вопросов гражданско-правового регулирования признания и подтверждения вещных прав на земельные участки и иные объекты природы, причин гражданско-правового установления обременений и ограничений прав на данные объекты до сих пор не является предметом специального изучения в юридической науке.

В условиях постоянного использования природных объектов в развивающихся рыночных отношениях природные ресурсы становятся не только полноценными объектами гражданских отношений — объектами гражданского права, но и являются основными недвижимыми вещами. При этом возникающие имущественные отношения обладают особенной спецификой, обусловленной значением предмета этих отношений. Природные объекты недвижимости представляют особую социальную ценность для государства, так как остаются основой жизни и деятельности всего населения страны, поэтому их правовой оборот должен быть связан с обеспечением природоресурсных интересов и экологической безопасности в Российской Федерации. Закрепленные в Конституции РФ многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), введение земельных участков и иных объектов природы в гражданский оборот (ст. 36) сделали возможным регулировать правовые отношения с данными объектами нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ, включив в сферу гражданско-правового регулирования природные ресурсы (п. 3 ст. 129 ГК РФ), не только закрепляет их в качестве объектов гражданских прав, но и относит некоторые из них к объектам недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), распространяя эти правовые нормы и нормы, содержащие общие положения об основании возникновения и прекращения вещных прав, на данные объекты. Практика применения данных норм, а также земельного и иного природоресурсного законодательств, определяющих особенности имущественных прав на природные ресурсы как объекты гражданских прав, отражает взаимное несоответствие многих положений по признанию и подтверждению вещных прав на них, формированию обременений в их использовании и установлению ограничений прав на природные объекты недвижимости. Существующие коллизии норм права в гражданском, земельном и ином природоресурсном законодательстве России касаются оформления имущественных прав на природные ресурсы как объекты гражданских прав и регулирования режима рационального использования и сохранения природных ресурсов в имущественном обороте. Основными проблемами остаются: — вовлечение в имущественный оборот природного ресурса путем формирования и государственного учета — природного объекта недвижимости как категории гражданского права, обладающего индивидуально-определенными признаками (кадастровый учет и регистрация природного объекта недвижимости) <1>; ——————————— <1> См.: Бирюкова Н. В. Природные объекты недвижимости: обоснование выделения природных ресурсов как особых объектов гражданского права в составе недвижимого имущества // Российская юстиция. 2008. N 8. С. 19 — 22.

— юридическое оформление вещных прав посредством осуществления государственного признания и подтверждения вещных прав на сформированный природный объект недвижимости и сделок с ним (государственная регистрация прав на природные объекты недвижимости и сделок с ними) <2>; ——————————— <2> См.: Бирюкова Н. В. Государственная регистрация на природные ресурсы как объекты недвижимости: проблемы теории и практики // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. N 1. С. 161 — 164.

— формирование и учет режимообразующих обременений земельных участков и установление ограничений прав на них ввиду особой важности режима использования объектов недвижимости <3>. ——————————— <3> См.: Ефанов И. А. Ограничения и обременения прав на использование природных объектов в Российской Федерации // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации (юридические аспекты): Сборник научных трудов. 2008. С. 27 — 28.

Исследование правовой природы возникновения и развития системы признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости в Российской Федерации, анализ законодательства, регулирующего сферу данных правоотношений, показывают, что выявленные проблемы разрешаемы путем устранения правовых коллизий в действующем законодательстве и закрепления в Гражданском кодексе РФ правовых норм, регулирующих отношения по поводу всех имущественных прав на природные объекты недвижимости, правового признания и подтверждения возникающих и изменяющихся вещных прав на них. Это объясняется тем, что рассматриваемая сфера общественных отношений, несмотря на то, что содержание вещных прав на природные объекты недвижимости во многом обусловлено ограничениями и обременениями публично-правового характера в силу особых свойств данных объектов, имеет гражданско-правовую природу. Аргументация данного вывода находит подтверждение в работах ведущих ученых-цивилистов прошлого столетия <4>, которые подчеркивали общественную значимость объектов недвижимости и укрепления прав на них с гражданско-правовых позиций. Укрепление вещных прав в русском гражданском праве означало признание прав со стороны органов государственной власти. Отмечая важность для общества возможности «знать о вещной связи между лицом и объектом, о моменте установления вещного права, с которым соединяется общая обязанность», Г. Ф. Шершеневич указывал, что «особенно нуждаются в публичности и гласности вещные права на природные недвижимости, что обусловливается их наибольшей общественной и экономической важностью» <5>. Сформулированные в русском дореволюционном гражданском праве основные принципы укрепления прав легли в основу системы правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в действующем гражданском законодательстве РФ. С утверждением правовых норм ГК РФ <6>, получивших развитие в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <7>, исторически публичная власть РФ взяла на себя обязанность по укреплению прав на земельные участки и расположенные на них иные объекты природы. ——————————— <4> См.: Гантовер А. В. Залоговое право. СПБ., 1890; Мейер Д. И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.). Ч. 1. М., 1997; Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права (по изд. 1917 г.). М., 1998; Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. <5> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 158. <6> См. п. 2 ст. 8, п. 3 ст. 129, ст. ст. 130, 131, п. 2 ст. 223 ГК РФ; и др. <7> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

На современном этапе гражданское законодательство РФ не содержит четких положений о понятии и предмете правового признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости, тем не менее именно нормы Гражданского кодекса РФ устанавливают: а) объекты гражданских прав, к которым относятся земля и иные природные ресурсы (ст. ст. 128, 129 ГК РФ); б) виды недвижимого имущества, в состав которого входят участки недр, земельные участки и расположенные на них иные природные ресурсы, обособленные и сформированные как объекты гражданских прав (природные объекты недвижимости) (ст. 130 ГК РФ); в) государственную регистрацию объектов недвижимости и вещных прав на них с ограничениями (обременениями) (ст. 131, п. 2 ст. 223 и др.); г) основания возникновения, изменения и прекращения вещных прав на природные объекты недвижимости (гл. 17 ГК РФ и др.); д) правила разрешенного гражданского оборота и защиты прав на природные объекты недвижимости на основе правового режима использования и охраны данных объектов, определяемого нормами земельного и природоресурсного законодательства; е) порядок признания и подтверждения вещных прав с учетом действия административно-правовых норм, устанавливающих организационно-правовую процедуру деятельности специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих признание и подтверждение вещных прав на природные объекты недвижимости. В связи с тем, что правовой режим природных объектов недвижимости основан на необходимости установления строгого порядка пользования и распоряжения данными объектами, возникновение, переход, прекращение прав на них, а также установленные ограничения и обременения должны оформляться путем правового признания и подтверждения государством данных прав, их ограничений и обременений. Анализ отдельных правовых норм Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 8, ст. ст. 130, 131, п. 2 ст. 223 и др.) свидетельствует о том, что сущность правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество, в состав которого входят и природные объекты недвижимости, раскрывается через понятие «государственная регистрация». А в ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» так прямо и записано: «Государственная регистрация прав есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». Многочисленные споры в научной среде вызывает ст. 131 ГК РФ «Государственная регистрация недвижимости» <8>. Следует признать, что данная норма содержит элементы публично-правового регулирования, однако они находятся в сфере гражданского права: Гражданский кодекс РФ определяет момент возникновения вещных прав на природные объекты недвижимости государственной регистрацией этих прав или наступлением иных установленных законом юридических фактов, например признанием права в судебном порядке, которое, в соответствии с законом, также должно быть подтверждено государственной регистрацией специально уполномоченными государственными органами. Государственная регистрация прав на природные объекты недвижимости является необходимой основой частноправовых гражданских отношений на данные объекты. Содержание главного субъективного гражданского права — права собственности или иного вещного права на природные объекты недвижимости определяет гражданское законодательство, а оформление самих объектов, установление оснований ограничений и обременений на них регламентируется нормами земельного и иного природоресурсного законодательства. Вещное право всегда первично, государственная регистрация прав закрепляет его юридически посредством внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фиксирует за определенным субъектом индивидуально-определенный природный объект недвижимости и гражданское правоотношение. ——————————— <8> См.: Стенограмма слушания, посвященного обсуждению Концепции развития гражданского законодательства (Санкт-Петербург, 15 мая 2009 г.) // http://forum. yurclub. ru/index. php.

Исследование норм действующего законодательства, регулирующих имущественные отношения на земельные участки и иные объекты природы, показывает, что правовое признание и подтверждение вещных прав на сформированные природные объекты недвижимости — это сложное, многостороннее правовое явление с учетом всех его особенностей. Оно включает: а) закрепление вещного права с учетом правового режима, предусмотренного для природного объекта недвижимости, за конкретным субъектом гражданских правоотношений; б) установление несомненности существования субъективного гражданского права на данный объект; в) утверждение государством, в лице соответствующих исполнительных государственных органов, заявленного вещного права за определенным субъектом права (государственная регистрация прав). Основными его элементами являются: правила, закрепленные в соответствующих правовых нормах и определяющие особенности, порядок правового признания и подтверждения вещных прав, субъективные права и обязанности участников гражданских правоотношений; непосредственно правовые отношения, складывающиеся при юридическом оформлении гражданских прав на данные объекты; документы-основания, удостоверяющие правовое признание государством и подтверждение возникновения, перехода или прекращения права на объекты недвижимости за определенным субъектом имущественных отношений. С правовым признанием и подтверждением прав на природные объекты недвижимости путем их государственной регистрации гражданское законодательство связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Нормы, установленные в ст. ст. 164, 219, 223, 433, 551, 558 ГК РФ, а также Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельствуют о юридическом значении правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данная особенность подчеркивается в научной литературе <9>. ——————————— <9> См., например: Тресцова Е. В. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Правоведение. 2004. N 2. С. 25; Акчурин А. В. Правовые основы государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними / Под ред. Н. Т. Разгельдеева. Саратов, 2005. С. 53; Пискунова М. Г., Киндеева Е. А. Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. М., 2005. С. 68; Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007. С. 129; и др.

Анализ законодательства показывает, что приоритет в установлении правил гражданского оборота природных объектов недвижимости принадлежит нормам Гражданского кодекса РФ, который осуществляется на основе конкретного вещного права, вбирающего в себя как правовой режим этого вида недвижимости, так и условия (причины) возможных обременений и ограничений права на определенный природный объект недвижимости. Таким образом, содержанию правоотношений на природные объекты недвижимости присущ гражданско-правовой порядок реализации имущественных прав, основанный на учете таких признаков, как целевое назначение, разрешенное использование, наличие недвижимости, прочно связанной с природным объектом недвижимости. Имущественные отношения по поводу природных объектов недвижимости являются предметом гражданского права, так как они строятся на началах диспозитивности, равенства, имущественной самостоятельности участников гражданских отношений. В результате данных отношений у участников возникает комплекс вещных и обязательственных прав на природные объекты недвижимости, с гражданско-правовыми способами защиты этих прав. Поэтому правовые нормы, регулирующие имущественные отношения по поводу признания и подтверждения прав на природные объекты недвижимости, имеют гражданско-правовую природу независимо от того, закреплены ли они в гражданском, земельном или ином природоресурсном законодательствах. Тем не менее следует отметить, что характерный для действующего законодательства разброс гражданско-правовых норм о правах на природные ресурсы как объекты недвижимого имущества в земельном и ином природоресурсном законодательствах негативно влияет на оформление вещных и обязательственных прав на природные объекты недвижимости. В связи с этим представляется логичным вывод о необходимости консолидации в Гражданском кодексе РФ правовых норм, определяющих условия и порядок вовлечения в гражданско-правовой оборот природных объектов недвижимости, систему вещных и обязательственных прав на них, условия ограничений и обременений этих прав. Целесообразно закрепить в Гражданском кодексе РФ четкий перечень прав и ограничений прав, возникающих на основе учтенных обременений режимообразующих объектов, которые подлежат правовому признанию и закреплению путем государственной регистрации, что даст возможность не только обеспечить защиту вещных и иных прав, которыми обладает участник правоотношений, но и обеспечить безопасность жизнедеятельности людей и сохранение природного объекта недвижимости. Кроме того, необходима и оптимизация функционирования института признания и подтверждения прав на недвижимость путем утверждения единых гражданско-правовых принципов. Следует подчеркнуть, что гражданско-правовое регулирование признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости должно быть сформировано так, чтобы гарантом защиты и охраны вещных и иных прав на природный объект недвижимости стал фундаментальный принцип не только обеспечения устойчивости его гражданско-правового оборота, но и правомерного, рационального и целевого использования данного объекта гражданских прав.

——————————————————————