Североамериканский опыт борьбы с насилием в семье

(Шуняев С. В.) («Юридический мир», 2011, N 8)

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С НАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ

С. В. ШУНЯЕВ

Шуняев Сергей Викторович, ассистент кафедры уголовного права и процесса Института права ТГУ им. Г. Р. Державина.

В статье автор рассматривает насилие в семье как один из негативных факторов социальных отношений на примере США.

Ключевые слова: насилие в семье, США, виды насилия.

North-american experience of struggle with violence in family S. V. Shunyaev

The author of the article considers violence in family as one of negative factors of social relations as exemplified by the USA.

Key words: violence in family, USA, types of violence.

Международное сообщество еще в середине прошлого века осознало значимость проблемы насилия в семье. Результатом этого стало принятие ряда нормативных документов, содержащих не только призывы к современным государствам по пересмотру политики в сфере поддержки и защиты семьи и ее членов как основной, первичной ячейки общества, но и конкретные предложения, своего рода модельное законодательство, которое позволит выработать единые подходы и критерии к обозначенной проблеме во всем мире. С особым вниманием к этому вопросу подходят на североамериканском континенте. Борьба с насилием в семье в США возведена в ранг наиболее приоритетных задач государства, на решение которой ежегодно тратятся значительные суммы. Исследование этого асоциального явления в Соединенных Штатах Америки началось еще в середине XX в. В настоящее время регулярно проводятся исследования различными как государственными, так и общественными организациями в сфере насилия в семье. Прежде всего проводились разнообразные социологические исследования, позволившие выявить размер проблемы, основные формы и виды насилия. Полученные результаты нашли свое отражение в многочисленных публикациях, имеющих как научный, так и прикладной характер. Доступность полученных результатов, распространение их посредством специально созданных газет и журналов позволили американскому обществу пересмотреть свои взгляды на насилие в семье и привели к росту общественного движения <1>. ——————————— <1> Straus M. A. Sociological research and social policy: The case of family violence // Sociological Forum. 1992. Vol. 7. No. 2. P. 211 — 237.

Изменения коснулись и законодательного уровня. Были приняты ряд специальных законов о защите от насилия в семье детей (Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий), женщин, мужчин и престарелых родственников. Были приняты законы, регулирующие обязанности различных субъектов (врачи, социальные работники, педагоги, соседи, родственники), которым может стать известно о насилии в семье. Так, в ряде штатов была введена обязанность для каждого человека, проживающего или находящегося на территории штата, в случае обнаружения ими факта насилия в семье незамедлительно сообщать об этом в специальные службы <2>. Эта же обязанность касается медицинского персонала и сотрудников образовательных учреждений, служебные правила которых предписывают выявлять жертв насилия и сообщать об этом в специальные службы. ——————————— <2> Гирфанов Р. М., Калинкина М. Ю. Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 1.

На общественном и государственном уровнях были открыты многочисленные «горячие линии», кризисные центры и убежища для жертв насилия, открыт Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и детской запущенностью <3>. Создаются многочисленные службы, в обязанности которых входит не только выявление конкретных случаев семейного насилия, но и расследование дела и принятие по его результатам решения. Деятельность этих служб ведется круглосуточно и без выходных. Работа в таких центрах ведется специалистами с особой подготовкой в области семейной терапии. ——————————— <3> Даллер К. Г. Социальная защита детей // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 3. С. 160 — 164.

Не последнюю роль в пресечении насилия в семье призваны играть правоохранительные органы, в обязанность которых входит как выявление случаев насилия в семье, так и реагирование на результаты системы оповещения. Работа указанных служб ведется по выявлению, пресечению и реабилитации жертв различных форм насилия: физического, психического, сексуального. К компетенции правоохранительных органов относится возможность принятия судом на предварительном слушании дела решения о направлении лица, обвиняемого в насильственном преступлении против члена его семьи, на прохождение специальной программы. С момента получения сообщения работники социальных служб совместно с полицией и медицинскими сотрудниками в течение 48 часов расследуют дело. По итогам расследования производится вмешательство в виде: 1) конкретной услуги; 2) поддержки; 3) терапии. Конкретная услуга предусматривает оказание материальной помощи, предоставление одежды, продуктов, оплаты жилья, транспортных расходов. Поддержка проявляется в изменении качества семейной жизни и каждого ее члена. Предоставляются услуги по домоводству, медицинскому обслуживанию, посещению специальных курсов. Терапия обычно осуществляется агентством в общине, где используются традиционные методы лечения: индивидуальная терапия, терапия семейных пар, групп, а также применяют нетрадиционные методы: помощь родителям по принципу общества «анонимных алкоголиков», создаются группы «анонимных родителей». В заключение проведения всех мероприятий (3 — 12 месяцев) производится завершение дела. Причинами завершения дела являются: кардинальное улучшение ситуации; неизменность негативной ситуации (при этом детей изолируют, помещая в специальные учреждения); отказ семьи от сотрудничества <4>. ——————————— <4> Третьякова О. А. Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. Специальность 12.00.08 — «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право». Рязань, 2005. С. 70 — 74.

Обобщая опыт США в сфере уголовно-правовой и криминологической политики в области борьбы с насилием в семье, отметим, что наличие законодательства, регулирующего вопросы семейного насилия, его сущность и предусматривающего ответственность, доказывает особое отношение общества и государства к данной проблеме. А проведение регулярных исследований, дающих представление о количественных и качественных показателях этой преступности, позволяет разработать и успешно внедрить (так как ежегодно показатели насилия в семье в США снижаются) профилактические мероприятия как на общенациональном, так и на индивидуальном уровне. Тем не менее, несмотря на столь многоплановый подход в сфере уголовно-правовой и криминологической политики государства к насилию в семье в Соединенных Штатах Америки, среди специалистов сложилась точка зрения о неоднозначном состоянии этого явления. Среди причин называют: недостаточное финансирование проектов; отсутствие исследования уже внедренных программ <5>; формальность подхода к данной проблеме медицинского персонала или недостаточность его образования <6>; наличие синдрома «реляционной дистанции» среди полицейских <7>; отсутствие кризисных центров в малых городах и ряд других причин. ——————————— <5> Gelles R. How evaluation research can help reform and improve the child welfare system // Program evaluation and family violence research / Ed. by S. K. Ward, D. Finkelhore. New York: Haworth Press, 2000. <6> Confronting chronic neglect: The education and training of health professionals of family violence / Ed. by F. Cohn, M. E. Salmon, J. D. Stobo / Washington, D. C.: National Academy Press, 2002. <7> Black D. Production of crime rates // American Sociological Review. 1970. Vol. 35. No. 4.

Следующей страной североамериканского континента, которую мы исследуем с позиций отношения к насилию в семье, будет Канада. Уголовно-правовая и криминологическая политика Канады относительно семейного насилия признана одной из наиболее успешных во всем мире. В сфере законодательной политики Канада пошла по пути реформирования уже имеющегося законодательства и не ставила перед собой цели создать федеральный закон, регулирующий вопросы борьбы с насилием в семье. Так, федеральное правительство внесло поправки в Уголовный кодекс Канады, предусматривающие систему мер по обеспечению защиты женщин и детей от насильственных посягательств и действий в отношении их. При отсутствии единого федерального законодательства распространенным явлением в Канаде считается наличие провинциальных актов, регулирующих вопросы насилия в семье. Например, в провинции Саскачеван действует Акт о жертвах домашнего насилия, а в провинции Альберта принят Акт защиты от насилия в семье. Эти акты регулируют деятельность профилактических субъектов, определяют меры помощи жертвам и санкции в отношении лиц, совершивших насилие в семье. Координирующую функцию выполняют более десяти министерств (Министерство здравоохранения, Министерство недвижимости и строительства, Королевская канадская конная полиция (RCMP), Министерство юстиции, Министерство наследия, Министерство по делам женщин, Ведомство статистики Канады, а также ряд проектов и программ развивают Министерство национальной обороны, Министерство по делам индейцев и народов Севера, Министерство по делам гражданства и иммиграции, Министерство иностранных дел и внешней торговли и другие), а также специально созданный Национальный центр по проблемам семейного насилия. Пять исследовательских центров (в Ванкувере, Лондоне, Виннипеге, Монреале, Фредериктоне) занимаются исследованием проблем насилия в семье, и в частности против женщин. Они получают финансирование из Исследовательского совета по социальным и гуманитарным наукам Канады и Федерального департамента здравоохранения и социального обеспечения, а также получают средства в виде пожертвований граждан. Столь пристальное внимание со стороны правительственных департаментов и министерств, создание Национального центра говорит о значимости этого вопроса и внесении его в разряд приоритетных. Указанные Департаменты разрабатывают, внедряют специальные программы, проводят различные тематические семинары, специальные курсы, выпускают обучающие буклеты и пособия, предназначенные для расширения опыта и знаний, психологических навыков как субъектов профилактической деятельности, так и объектов этого воздействия (т. е. для детей, женщин, престарелых членов семьи, мужчин, подвергающихся насилию в семье). Сотрудники учреждений, которым приходится сталкиваться с жертвами насилия в семье, регулярно проходят специальную подготовку. Оценивая деятельность различных субъектов, обратим внимание на продуманную и отрегулированную функциональность некоторых из них. В 26 городах Канады разработана и действует система немедленного реагирования на семейное насилие — Domestic Violence Emergency Response System (DVERS). Выявленным жертвам насилия предоставляется портативная сигнальная аппаратура, при помощи которой круглосуточно можно дать сигнал о том, что совершено или готовится акт насилия в семье. Сигнал, переданный в полицию, позволяет максимально быстро отреагировать на него. Особое место в системе помощи жертвам насилия в семье и его профилактики занимает опыт Королевской конной полиции. Здесь созданы отделы помощи жертвам преступлений. К числу правоохранительных органов, играющих ведущую роль в политике государства в области пресечения семейного насилия, относят специально созданные в ряде штатов Канады суды по семейному насилию. При всем многообразии мероприятий правительство Канады постоянно совершенствует политику в области насилия в семье. Проблемой семейного насилия занимаются и другие субъекты, в частности, на разных уровнях созданы так называемые убежища для жертв насилия, где предусматривается терапевтическое консультирование; индивидуальное и групповое консультирование; а также 24-часовая кризисная телефонная линия. Работа кризисных центров и убежищ в Канаде основывается на принципах конфиденциальности полученной центром или телефоном доверия информации; равном уважении ко всем обратившимся независимо от их социального положения и национальной принадлежности; доверительности атмосферы во взаимоотношениях между работниками центра и добровольными помощниками; активной гражданской позиции. Финансирование этих служб осуществляется за счет различных источников, как государственных (федеральные, провинциальные, муниципальные власти имеют специальные статьи бюджета), так и негосударственных (пожертвования, гранты, лотереи, займы). Необходимо отметить также работу общественности: в микрорайонах городов регулярно проводятся рейды с целью выявления и предотвращения фактов общего насилия и насилия в семье. Не последнее место занимает работа церкви, которая организует различные образовательные семинары, готовит публикации в местные газеты, проводит выезды на отдаленные фермы. Указанные субъекты участвуют также в реализации специально разработанных программ, одной из которых является программа для обидчиков, предполагающая: 24-часовые занятия по групповому консультированию (предлагаются на шести языках); 84-часовая программа интенсивной терапии (для тех, кто освобожден от наказания условно); 300-часовая программа (для тех, кто находится в заключении). Еще одной важной программой стала «жертва-свидетель», которая помогает этим лицам на всех стадиях судебного разбирательства и процесса. Подводя некоторые итоги уголовно-правовой и криминологической политики в Канаде относительно семейного насилия, отметим разнообразие ее форм и видов. Канада в отличие от США пошла по своему законодательному пути и не имеет единого федерального закона о насилии в семье, тем не менее законодательно это вопрос на федеральном уровне регулирует УК Канады, +а на провинциальном уровне — местные акты. Обозначенной проблемой занимаются как ученые, изучающие это негативное социальное явление, так и органы, организации и частные лица, апробирующие предложенные исследовательскими центрами разнообразные программы с целью пресечения насилия в семье и сокращения его негативных последствий. Особый позитивный момент в политике государства связан с ее постоянной модернизацией, с учетом изменившейся обстановки в экономической, политической, социальной и культурной сферах.

——————————————————————