Проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте
(Венедиктов Ю. С.) («Юридический мир», 2011, N 11)
ПРОБЛЕМЫ ФИРМЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИСТОРИКО-ПРАВОВОМ КОНТЕКСТЕ
Ю. С. ВЕНЕДИКТОВ
Венедиктов Юрий Сергеевич, аспирант кафедры гражданского права РГПУ им. А. И. Герцена.
В статье анализируются проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте.
Ключевые слова: фирменное наименование, юридическое лицо, фирма.
Problems of trade names of juridical persons in historical-law context Yu. S. Venedictov
The article analyses the problems of trade names of juridical persons in historical-law context.
Key words: trade name, juridical person, firm.
Как отмечают дореволюционные исследователи фирменных отношений, в своем историческом развитии фирма в некоторой степени связана со сложившимся еще в древние времена обычаем иметь свой отличительный знак, что свойственно было в основном представителям знатных родов. Так, в Средние века существовали дворянские гербы, вывешиваемые на замках, проставляемые на щитах, что позволяло отличать данный дворянский род от других <1>. Также средневековые купцы вывешивали в месте, где осуществлялась торговля, какие-нибудь обозначения (видимо, графические, фигурные, например в форме животных, поскольку низкая степень грамотности в Средние века даже среди представителей знатного рода известна), клеймили ими свои товары. Как отмечает А. И. Каминка <2>, на широкое распространение таких отличительных знаков, помимо низкого уровня грамотности, влияло также и то обстоятельство, что до XIV в. употребление фамилий не получило большого распространения. Постепенно, с развитием грамотности, потребность в гербах и других опознавательных обозначениях, используемых путем вывешивания, заменялась потребностью указать при составлении письменных сделок, документов свое дворянское происхождение, фамилию, что в конечном счете привело к разделению фирмы, клейма (названного впоследствии товарным знаком) и вывески, бывших прежде в неразрывной связи <3>. ——————————— <1> Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994 (по изд. 1914 г.). С. 185. <2> Каминка А. И. Очерки торгового права. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. С. 119. <3> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 185.
К середине XIX столетия бурное экономическое развитие России и появление юридических лиц как субъектов гражданского права послужили развитию имущественных интересов, связанных с такой категорией, как имя. Перед тем как данная категория обрела современные очертания, возникло так называемое право торговца на фирму. С фирмой была связана репутация торговца или торгового дома в деловом мире. В таких условиях право должно было взять на себя защиту его обладателя от всяких злоупотреблений в этом отношении. Так возникло право на фирму, т. е. на торговое имя лица <4>. ——————————— <4> См.: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917. С. 102.
На законодательном уровне право на фирму было закреплено статьей 2148 Законов гражданских (ч. I т. X) Свода законов Российской империи, где говорилось, что «каждая компания должна быть учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства предприятия заимствованных» <5>. ——————————— <5> Свод законов Российской империи. URL: //http:// civil. consultant. ru/ reprint/ books/ 211/ 155.html. 2008. 17 декабря.
По мере исторического развития наряду с имущественными отношениями начинают развиваться и интересы неимущественные. И для юридического лица все большее значение стала приобретать не только имущественная сторона, но и репутация в глазах третьих лиц как свидетельство деловой порядочности и добросовестности фирмы. П. П. Цитович определял фирму как имя, под которым ведется торговля данного лица. По его мнению, в дореволюционной России не было общих правил регулирования отношений, складывающихся по поводу специальных наименований торговых предприятий, фирма главным образом употребляется как подпись, как заголовок разных бланков, как клеймо на товарах <6>. Упоминание о фирме в дореволюционном российском законодательстве встречалось, однако, достаточно часто. ——————————— <6> См.: Цитович П. П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 95 — 96.
Так, согласно ст. 6 Закона от 26 февраля 1896 г. заявляемые товарные знаки должны были содержать в себе обозначение на русском языке: имени и отчества владельца торгового или промышленного предприятия (хотя бы инициалами), а также его фамилии или наименования фирмы (полностью) и местонахождения предприятия. Можно констатировать, что гражданским законодательством дореволюционной России право на фирму было воспринято и регламентировано. Однако единой теоретической концепции фирменного наименования не существовало вплоть до конца 30-х годов XX в. Так, А. И. Каминка писал о том, что «фирма, по самой идее своей, служит для того, чтобы индивидуализировать лицо в роли предпринимателя» <7>. Вс. Удинцев также рассматривал фирму как «торговое или промышленное имя лица», составляющее принадлежность последнего <8>. ——————————— <7> Каминка А. И. Очерки торгового права. СПб., 1912. С. 153. <8> Удинцев Вс. Русское торгово-промышленное право. Киев, 1907. С. 234.
Положением 1927 г. о фирме <9> впервые в истории отечественного права было раскрыто понятие фирмы, а сами фирмы были разграничены на следующие группы: фирма государственного предприятия; фирма предприятия, принадлежащего кооперативной организации; фирма предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу или товариществу с ограниченной ответственностью); фирма предприятия, принадлежащего государственному или смешанному акционерному обществу (полному товариществу); фирма предприятия, принадлежащего единоличному владельцу или нескольким лицам, не объединенным в товарищество с правами юридического лица. ——————————— <9> Собрание законодательства СССР. 1927. N 40. Ст. 395.
Согласно Положению право на фирму состояло в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т. п. Юридическое лицо как обладатель права на фирму согласно Положению могло требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественным или сходным наименованием (знаком) со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения. Таким образом, Положение о фирме 1927 г. использует уже выражение «фирма предприятия, принадлежащего…» (кооперативной организации, акционерному обществу и т. д.), следовательно, советское законодательство считало фирму наименованием предприятия, а не владельца. Важным моментом в Положении являлось признание права на фирму в качестве неотчуждаемого абсолютного нематериального блага. В фирменное наименование не дозволялось включать обозначения, способные ввести потребителей в заблуждение. Право на фирму состояло в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламе, на бланках, счетах, товарах предприятия, их упаковке и т. п. Указанное право возникало с момента, когда фактически началось пользование фирменным наименованием, и не подлежало особой регистрации независимо от регистрации предприятия. Право на фирму не могло быть отчуждено отдельно от предприятия. В случае перехода предприятия к новому владельцу последний мог пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь. Несмотря на законодательное закрепление права на фирму, практическая реализация Положения 1927 г. фактически не осуществлялась. В советский период фирменные наименования фактически были изъяты из предметной сферы правового регулирования средств индивидуализации. Упоминания о них были чрезвычайно скупы и не отличались содержательностью. В ходе кодификации гражданского законодательства в начале 60-х годов законодатель вообще отказался от понятия «фирма», ограничившись в ст. 29 ГК РСФСР 1964 г. ссылкой на то, что юридическое лицо должно иметь свое наименование. Возрождение института частной собственности способствовало рецепции фирменного наименования. С введением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовой институт нематериальных благ был выделен в отдельную главу, которая стала называться «Нематериальные блага и их защита». После этого события начался новый этап развития неимущественных отношений в сфере коммерческих и межорганизационных отношений, в связи с чем был принят ряд новых федеральных законов в области правового регулирования фирменного наименования юридических лиц. Большим достижением российского законодателя является принятие части четвертой ГК РФ, в которой дана детальнейшая характеристика исключительных прав и средств индивидуализации юридических лиц как их нематериальных благ. Впервые в истории российского гражданского права на уровне ГК РФ были конкретизированы и насыщены нормы, посвященные вопросам регулирования фирменных наименований. К достижениям части четвертой можно отнести и четкое разграничение таких нематериальных благ, как фирменное наименование и коммерческое обозначение. Несмотря на ряд законодательных новаций, следует отметить, что институт фирменных наименований юридического лица в ГК РФ еще до конца не сформирован. Не исследованы и не рассмотрены вопросы, которые имеют большое практическое и теоретическое значение: проблема соотношения вещно-правовых и обязательственно-правовых способов защиты фирменных наименований юридического лица и др. Перспектива исследования вышеназванных вопросов очевидна и требует более конкретизированного обсуждения в рамках отдельных научных работ. Мы в заключение отметим, что исследование проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте имеет большое позитивное значение. Следует отдать должное дореволюционной и советской цивилистической науке в области освещения вопросов фирменных наименований юридических лиц. Многими выдающимися цивилистами прошлого была разработана значительная часть правовых конструкций этих правовых институтов, которая может быть успешно применима и сейчас. Стоит надеяться, что в дальнейших научных исследованиях не будет забываться опыт прошлого, что поможет в будущем усовершенствовать нормативное содержание института фирменных наименований юридических лиц на качественно более высоком уровне в соответствии с требованиями реалий общественно-исторического развития.
——————————————————————